Лучший педагог года

Консультация для воспитателей «Метод эйдетики в работе с детьми дошкольного возраста»

Марина Култаева
Консультация для воспитателей «Метод эйдетики в работе с детьми дошкольного возраста»

Цель: Дать представление педагогам об эйдетике как методе особой подаче материала, где задействуются все чувства ребенка через знакомые образы.

Задачи:

1. Дать педагогам понятие о том, что такое эйдетика.

2. Познакомить с приемами эйдетики и их использованием в работе, а также с играми, которые способствуют развитию воображения, памяти и образного мышления, речи.

3. Закреплять положительные, доверительные отношения между педагогами.

Публикация «Консультация для воспитателей „Метод эйдетики в работе с детьми дошкольного возраста“» размещена в разделах

На современном этапе развития дошкольного образовании одной из актуальных задач перед дошкольным учреждением стоит задача всестороннего развития детей.

Необходимым условием для реализации данной задачи является формирование и совершенствование познавательно-речевых навыков детей.

Ребёнок младшего дошкольного возраста, как показывают психологические исследования, запоминает очень мало материала, а образная, богатая описаниями речь у дошкольников - явление крайне редкое. Наша роль педагога не только донести нужный материал до детей, но и помочь с легкостью его запомнить и воспроизвести.

В настоящее время в детских садах воспитателями используется большое многообразие инновационных методов для развития воспитанников. С одним из них, а именно методом эйдетики я вас сейчас познакомлю.

Но в первую очередь, хочется вас познакомить с понятием «эйдетика», её основоположниками.

Эйдетика - в переводе с греческого «эйдос»- означает образ, следовательно, эйдетика- это методика обучения, которая развивает способность мыслить образами. Любую информацию можно представить в виде ассоциативных образов, которые очень быстро запоминаются и с такой же легкостью, что самое главное, могут воспроизводиться.

Основоположник метода учёный Виктор Урбанчич из Сербии. В 1907 году, он открыл феномен запоминания информации через зрительные образы, и способности воспроизвести информацию через время.

Эйдетика разрабатывалась на протяжении 20-40-х г. в. в Германии, в Марбургской психологической школе Э. Йеншем. Предметом изучения которой был эйдетизм- когда человек в своём изображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь и в дальнейшем вспоминая хоть один образ этой ассоциации, воспроизводит все раннее соединенные образы.

В Советском союзе в 1936 году эйдетика была запрещена и только в 90е годы "вернулась" в страну.

В нашей стране наиболее крупными специалистами в вопросах эйдетики были П. П. Блонский, Л. С. Выготский и А. Р. Лурия.

Основатель первой школы эйдетики в России для детей и взрослых - Матюгин И. Ю., доктор педагогических наук, который разработал основу эйдетики.

Эйдетика - это специальная методика, которой можно пользоваться в любом возрасте, но особенно она придется по душе маленьким детям. Она представляет собой веселую игру, поэтому эту методику можно применять для развития детей от двух лет. Если вы с самого детства научите детей запоминать всю новую информацию таким способом, то в будущем дети будут хорошо учиться и с удовольствием ходить в школу.

Цель эйдетики – активизация ресурсов познавательных процессов; развитие зрительной и тактильной памяти, образного мышления, воображения, слухового и зрительного внимания; развитие речи; обнаружение и развитие способностей ребенка; стимулирование инициативности; воспитание уверенности в себе, а также борьба со страхом перед неизведанным.

Методы эйдетики – методы обучения, которые предлагает эйдетика, опираются на образное мышление ребенка, они соответствуют законам природы. Эйдетика, способствуя гармоничному развитию обоих полушарий, делает более гармоничным и самого ребенка. Ребенок становится более работоспособным, его память и способность концентрировать внимание возрастают. Становится более позитивным и восприятие мира и окружающих, а психика устойчивее. Главное правило эйдетики – никогда не говорите ребенку – «Запомни!». Это изначально блокирующая установка. Если мы хотим, чтобы ребенок запомнил, то нужно говорить: «Представь себе». И здесь у ребенка включается образное мышление. Примеры упражнения эйдетики. 1. Правую руку сверните в кулак, а левой сделайте жест: всё хорошо. Потом хлопните в ладоши и поменяйте жесты на руках. Повторяйте эти смены руками, постепенно ускоряя темп. 2. Разные варианты движений, когда одной рукой мы делаем одно, а второй – другое.

Цветовые ассоциации: детям предлагаются карточки с нарисованными пятнами различных цветов, но не цветные изображения предметов или явлений. Воспитатель дает ребенку или же показывает всей группе картинку с пятном определенного цвета. Задача каждого - выбрать среди картинок разных предметов именно то изображение, которое у него ассоциируется с заданным цветом. Ребенок должен постараться обосновать ответ.

Например:

-Вот красный цвет. О чем вы подумали?

Дети.

Я подумал про пожарную машину, потому что она красного цвета.

Я подумал о помидоре, потому что он, когда созреет, становится красного цвета.

Дети младшего возраста выбирают картинку и обосновывают.

Можно изменить ход игры: наоборот, предлагайте ряд предметных изображений: «О каком цвете вы подумали? Почему?»

Тактильная память: ребенку с закрытыми глазами дают потрогать несколько предметов. Это могут быть игрушки, а могут быть и предметы быта. Потом, убрать какой-либо предмет, а остальные дать потрогать ребенку заново. В результате он должен сказать, какого предмета не хватает. Причем можно сделать так, чтобы ребенок вообще не видел, какие предметы мы ему даем.

Запоминание текстов: когда мы слышим текст и хотим его запомнить, то можно делать пометки в виде рисунков. Для этого из каждого предложения выбирайте самую суть и изображайте их в виде предметов, значков, цифр и так далее. А потом, глядя на рисунки, вспоминаем главную мысль и добавляем нюансы. Играть в такую игру с ребенком можно каждый день.

Игра 10 картинок: показываем ребёнку 10 картинок, а он потом должен повторить их желательно в той же последовательности. А, чтобы ребенку было легко запоминать все картинки, предложите ему находить связь между картинками и связывать их в одну историю. Играйте в эту игру с ребенком ежедневно. Чтобы подобные игры были не только полезными, но и весёлыми, необходимо иметь в запасе различные картинки, тексты, карандаши, бумагу, предметы и другие канцелярские принадлежности.

Запоминание цифр: чтобы ребёнок хорошо запоминал цифры, научите его видеть в каждой цифре образ, на который эта цифра похожа. Например, «1»- это Буратино с длинным носом, «2»- это лебедь, «3»- двугорбый верблюд, «4»- это перевернутый стул и т. д. Чтобы ребёнок запомнил последовательность цифр можно придумать увлекательную историю, где главными героями будут Буратино, лебедь и т. д.

Слуховая память: повторить ребёнку 10 словосочетаний. А затем попросить его повторить их. Чтобы ему было легко это сделать, научите ребёнка находить связь между словосочетаниями и объединять их в историю.

Игра «Ассоциации»

Для игры подбирают картинки - ассоциации (корзина – грибы, замок – ключ, ваза – цветы)

Воспитатель раздаёт карточки с изображенными на них предметами (корзина, замок, ваза). Дети подбирают к ним парные карточки с ассоциациями (грибы, ключ, цветы).

После того как пары подобранны, заданные картинки переворачиваются (корзина, замок, ваза, а по карточкам с ассоциациями малыш рассказывает, что было изображено на перевёрнутых картинках. Если ребёнок ещё плохо говорит, то можно его спрашивать – «Где корзина? Где замок? Где ваза?» и ребёнок показывает на заданные карточки.

Благодаря этой методике ребёнок будет всесторонне развитым, уверенным в себе, сможет быстро находить правильное решение и придумывать новые оригинальные идеи.

И, напоследок, я хочу сказать сказать о нескольких важнейших условиях, которые должны соблюдаться, чтоб эйдетика была эффективной :

• в этих играх нет проигравших и выигравших, мы играем в них исключительно для удовольствия. Дети не должны чувствовать напряжение, что сделают что-то не так;

• наша задача – привить детям этот способ запоминания информации так, чтоб они пользовались им постоянно.

Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Су-Джок терапия в работе с детьми младшего и среднего дошкольного возраста»Консультация для родителей «Су-Джок терапия в работе с детьми младшего и среднего дошкольного возраста» «Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». В. А. Сухомлинcкий «Представление, что при любом двигательном тренинге. упражняется.

«Консультация для воспитателей «Арт-терапия в коррекционной работе с детьми с РАС»» Имеющиеся нарушения эмоционально-волевой сферы у детей имеющих расстройство аутистического спектра требуют комплексного использования различных.

Консультация для воспитателей и родителей «Секреты заучивания стихотворений с детьми дошкольного возраста» Как правильно выбрать стихотворение для ребёнка? 1. Стихотворение соответствует возрасту ребёнка. 2. Подбирайте стихи, которые интересны детям.

Консультация для воспитателей «Использование ковролинографии в работе с детьми младшего дошкольного возраста»Консультация для воспитателей «Использование ковролинографии в работе с детьми младшего дошкольного возраста» Возрастные особенности познавательной деятельности детей исследовали отечественные специалисты: Выготский Л. С., Запорожец А. В., Эльконин.

Консультация для воспитателей «Основные аспекты арт-терапевтических упражнений в работе с детьми дошкольного возраста» Уважаемые воспитатели, все упражнения по арт-терапии являются инструментом для изучения идей, чувств и событий, для развития межличностных.

Консультация для воспитателей «Особенности организации индивидуальной работы с детьми старшего дошкольного возраста» Индивидуальная работа с детьми старшего дошкольного возраста В соответствии с новыми профстандартами, индивидуализация образовательного.

Консультация для воспитателей «Су–Джок терапия как один из методов в оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста»Консультация для воспитателей «Су–Джок терапия как один из методов в оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста» Татьяна Костакова Консультация для воспитателей «Су–Джок терапия, как один из методов в оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста»Добрый.

Консультация «Игры в коррекционно-развивающей работе с детьми старшего дошкольного возраста»Консультация «Игры в коррекционно-развивающей работе с детьми старшего дошкольного возраста» 1. Краткая характеристика видов игр, которые использует учитель-логопед в коррекционно-развивающей работе с детьми старшего дошкольного.

Консультация логопеда «Игровые приёмы, используемые в работе педагога с детьми дошкольного возраста» Одной из актуальных проблем современной логопедии является совершенствование практических приёмов и методов по предупреждению и устранению.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Метод эйдетики в работе с детьми дошкольного возраста»
Опубликовано: 7 октября 2023 в 14:56
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для воспитателей «Метод эйдетики в работе с детьми дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Марина Култаева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 июня. День Святой Троицы. Передвижка «Береза - символ России»

Приход Троицы знаменует собой конец весны и начало лета. Праздник отмечается на 50-й день после Пасхи. Главный символ праздника - береза. Ее наряжают, украшают листвой храмы, а ее веточки освящают и...

22 июня. День памяти и скорби. Передвижка «День памяти и скорби»

22 июня мы чтим память о трагическом дне начала Великой Отечественной войны. Расскажем детям, как это было.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД