Лучший педагог года

Консультация «Игры в коррекционно-развивающей работе с детьми старшего дошкольного возраста» (9 фото)

Людмила Моисеева
Консультация «Игры в коррекционно-развивающей работе с детьми старшего дошкольного возраста»

1. Краткая характеристика видов игр, которые использует учитель-логопед в коррекционно-развивающей работе с детьми старшего дошкольного возраста;

Консультация «Игры в коррекционно-развивающей работе с детьми старшего дошкольного возраста»

Учитель-логопед в своей работе использует четыре вида игр: дидактические, подвижные, игры-драматизации, ролевые игры. Игры делятся:

1. По цели и по форме: обучающие, развлекательные, подвижные, игры-забавы, игры-небылицы, игры-занятия, музыкально-дидактические, хороводные, народные, этнографические, игры с правилами;

Публикация «Консультация „Игры в коррекционно-развивающей работе с детьми старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах

2. По содержанию: сюжетно-ролевые, игры-драматизации;

3. По литературным сюжетам: речевые театральные, спортивные, дидактические;

4. По использованию дидактического материала: игры на наглядной основе (игры с предметами, игрушками, картинками, музыкальными инструментами, лото, домино, настольно-печатные игры и т. д, словесные и вербальные игры;

5. По способу организации: коллективные, групповые, индивидуальные, парные, инициативные, самостоятельные, стимулированные, творческие.

Фото «Игры в коррекционно-развивающей работе с детьми старшего дошкольного возраста»

I. Дидактические игры: чаще всего учитель-логопед специально организовывает дидактические игры. Характерные особенности дидактических игр заключаются в том, что они создаются взрослыми, с целью обучения и воспитания детей. Ребенка в этих играх привлекает, прежде всего, игровая ситуация, играя, он незаметно для себя решает дидактическую задачу. Для логопеда дидактическая игра является одним из важнейших средств работы над речью ребенка с целью коррекции ее различных дефектов.

Дидактическая игра имеет две цели:

- обучающую, которую преследует взрослый;

- игровую, ради которой действует ребенок.

У дидактической игры есть своя структура:

1. Дидактическая (обучающая) задача;

2. Игровые действия, чтобы ребенок смог проявить свою активность в игровых целях;

3. Правила, которым подчиняются все участники и которые обеспечивают реализацию игрового содержания.

Консультация - фото

II. Подвижные игры: в подвижных играх учитель-логопед добивается сознательного и активного участия в деятельности ребенка для своевременного и точного выполнения заданий, выполнения правил игры, которые являются обязательными для всех участников. Это могут быть игры с простыми предметами (мячом, обручем, фантом, флажком и т. д., также игры с сюжетом, подвижные игры (спортивно-развлекательные – бабки, кегли, с мячом, шарами и т. д.).

Фото №1 Краткая характеристика видов игр которые использует учитель логопед в коррекционно развивающей работе с детьми старшего дошкольного возраста

III. Игры-драматизации: для разыгрывания готовых текстов, которые учитель-логопед подбирает из произведений детской литературы, использует игры-драматизации (стихотворные тексты, проза, пальчиковый театр, настольный). Тексты должны быть динамичны, иметь воспитательную ценность, художественную выразительность языка, простоту построения фразы, насыщены глагольной лексикой, с четкой последовательностью событий и действий.

Фото №2 Учитель логопед в своей работе использует четыре вида игр дидактические подвижные игры драматизации ролевые игры

IV. Сюжетно-ролевые игры: также учитель-логопед создает специальные условия для ролевых игр. В ролевой игре дети берут на себя роли взрослых и в обобщенной форме воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. Ролевая игра состоит из следующих компонентов: сюжет, содержание, игровая ситуация, замысел, роль, правило, игровые действия, игровое взаимодействие, атрибутика.

Фото №3 Игры для детей Игры делятся

2. Примеры игр на каждый вид.

Дидактическая игра «Цветочки»

Цели:1. обучение детей делению слов на слоги, используя различные способы: прохлопать слово по слогам, выделить гласные звуки;

2. развитие словарного запаса детей;

3. развитие фонематического восприятия.

Оборудование: разноцветные лепестки цветка с наклеенными на них картинками, сердцевины цветочка с нарисованными слоговыми схемами или с буквами, стебель с листочками.

Описание: 1. На столе разложить все детали цветов. Отдельно положить сердцевины:

Логопед: был очень сильный ветер и сорвал все лепестки цветов. Попробуй вернуть их на место. Чтобы правильно это сделать, нужно прохлопать слово-картинку. Если хлопнул 1 раз – положить лепесток к 1 цветку, если 2 хлопка – ко 2-му и т. д.

Дидактическая игра «Найди букву»

Цель: Развитие буквенного гнозиса, внимания, быстроты реакции.

Оборудование: на карточке текст с обычным шрифтом, карандаши.

Описание: зачеркнуть заданную букву.

Логопед: к нам пришел Незнайка, надо ему помочь, найти как можно больше заданной буквы и зачеркнуть ее.

Усложнение:

а) В стилизованном тексте найти одинаковые заданные буквы.

б) Придумать слова, которые начинаются с соответствующего звука, стоящего в начале (конце, середине) слова.

II. Вариант: «Кто быстрее?» Соревнование по командам (рядам)

Подвижная игра «Встречу слово на дороге – разобью его на слоги»

Цель: развитие умения делить слово на слоги, развитие слухового внимания.

Оборудование: Мяч

Описание: логопед, бросая мяч, называет слово. Ребенок проговаривает его по слогам и одновременно отбивает мячом. Возвращает мяч, называет количество слогов в слове.

Логопед: у меня есть мяч, предлагаю поиграть. Я буду кидать тебе мяч и называть слово, а ты должен проговорить слово по слогам, сосчитать слоги, отбивая мяч об пол.

Усложнение: «Слово это изменяй, изменяя – удлиняй».

Описание: изменить слово, чтобы оно стало двусложным.

Подвижная игра «Шаги - кто быстрее доберется до.)»

Цель: расширение словарного запаса, развитие речи.

Оборудование: две скакалки – для «старта» и «финиша», маленькие призы.

Описание: Игроки становятся рядом, договариваются о том, где будет финиш (на расстоянии 8-10 шагов). И оговаривают тему шагов. Например «Вежливые слова». Каждый ребёнок может сделать шаг, лишь назвав какое-нибудь вежливое слово. Даём минуту на размышление и «Старт!»

Другие темы: «Всё круглое», «Всё горячее», «Всё мокрое». «Ласковые слова для мамы». «Слова утешения» и т. д.

Вариант: Дети встают парами друг против друга и делают шаги навстречу. Условия игры те же: шаг можно сделать, только сказав нужное слово.

Фото №4 Консультации для родителей Игры для детей Консультации для родителей Старшая группа Темочки Конкурс для воспитателей и педагогов Лучшая методическая разработка июнь

Игра-драматизация по логопедическому стишку «Букашка»

Цель: учить произносить звук «Ш» изолировано. Развивать слуховое внимание, Закрепление правильного произношения изолированного звука Ш. Развитие фонематического слуха, артикуляционной моторики, моторики рук.

Оборудование: чашка, пальчиковый театр - Чебурашка, букашка (два комплекта)

Описание: логопед показывает, надев на указательные пальцы Чебурашку и букашку, показывает сценку, проговаривая стишок. Ребенок повторят за ним.

Логопед: Посмотри и назови, предметы, которые ты видишь? (чашка, Чебурашка, букашка). Предлагаю поиграть в театр (надевает на указательные пальцы Чебурашку и букашку, слушай и запоминай:

К Чебурашке в чашку (показ Чебурашки – рука с Чебурашкой вверх)

Шлепнулась букашка, (показ второй рукой букашки, имитация, как букашка подает в чашку)

Добрый Чебурашка (показ Чебурашки - рука с Чебурашкой вверх)

Вытащил букашку, (показ второй рукой букашки, Чебурашка «вытаскивает» букашку из чашки)

Положил букашку сохнуть на бумажку (руки положить на стол)

Высохла букашка, (потрясти рукой с букашкой)

Поднялась с бумажки (поднять руку с букашкой вверх)

И снова чебурахнулась

В чашку к Чебурашке. - (имитация, как букашка подает в чашку)

Логопед: а теперь давай вместе, вот тебе Чебурашка, букашка и чашка (показывают вместе).

Логопед: Тебе понравилась сказка? Попробуй, сам (ребенок инсценирует стишок, логопед помогает).

Фото №5 По содержанию сюжетно ролевые игры драматизации

Игра - «Театр-пантомимы: «Я был в.»

Цель: формирование навыков звукового анализа и синтеза, развитие связной речи.

Оборудование: карточки с буквами и слогами.

Описание: играть можно и вдвоём, или несколькими детьми. Участникам игры раздаются карточки с буквами, либо все карточки лежат стопкой на столе, и игроки по очереди их берут.

Первый игрок берёт карточку с буквой или слогом и говорит: «Я был в…например, цирке и видел.». Он, должен придумать что-нибудь, начинающееся с буквы на его карточке и изобразить пантомимой, а все должны догадаться, что он изобразил. Если дети не могут отгадать, ребенок может подсказать - показывает карточку с буквой. Называть можно не только существительные. Например, на букву «К» можно назвать и клоуна, и кувыркающегося гимнаста, и красный занавес.

Логопед: ребята, вы любите театр? Предлагаю поиграть в театр-пантомимы. Это когда в театре артисты не говорят, а показывают все жестами и движениями. На столе карточки с буквами. Вы будете брать карточку и придумывать слово с той буквой, которая написана на карточке. Давайте отправимся в цирк, и придумывать будем слова про цирк.

Усложнение: если использовать карточки со слогами, то необязательно, чтобы этот слог стоял в начале слова.

Варианты: «Я был на море.», «Я был в лесу.», «Я был в театре.» и т. д.

Литературные тексты – бесценный помощник в развитии речевых способностей школьников. Можно поговорить о положительных и отрицательных героях, обсудить их речь. Пусть ребёнок выскажет свою точку зрения. Это обогатит его речь новыми словами, оборотами, синтаксическими конструкциями.

К пересказу прочитанного текста можно подойти творчески. Предложить ребёнку пересказать текст от лица одного из героев. Можно рассказывать по очереди, включать элементы инсценировки.

Сюжетно-ролевая игра «Накрываем на стол»

Цель: развитие связной речи, словарного запаса.

Оборудование: предметы посуды.

Описание: надо накрыть стол для гостей, называя все предметы и действия.

Логопед: «К нам сегодня придут гости, что мы должны сделать, чтобы гостям было с нами хорошо и приятно. Что люди делают, когда ждут гостей?» (накрывают на стол). Давайте накроем стол к обеду. Я поставлю на стол хлебницу», а ты что?

Ребенок тоже накрывает на стол, называя все действия и предметы.

Логопед (когда стол накрыт): а вот и гости (приносит кукол). Логопед: угощай своих гостей.

Усложнение: игра продолжается – ребенок хозяин, логопед и куклы гости.

Сюжетно-ролевая игра «Магазин»

Цель: развитие связной речи, словарного запаса, автоматизация и дифференциация звуков м - мь, п - пь, б – бь по признаку твердости-мягкости, совершенствовать фонематическое восприятие, определяя позицию звука в слове.

Оборудование: игрушки, в названиях которых есть звуки м - мь, п - пь, б – бь (матрешки, машина, мишка, поезд, пушка, Петрушка, барабан, балалайка, Буратино, собака, белка, кукла и пр.)

Логопед расставляет на столе игрушки и предлагает детям поиграть. «Я буду продавцом», - говорит он и переспрашивает: «Кем я буду?». Дети отвечают. «А вы будете покупателями. Кем вы будете?» - «Покупателями» -отвечают дети. «Что делает продавец?» - «Продает» - «Что делает покупатель?» - «Покупает».

Логопед показывает игрушки, которые он собирается продавать. Дети называют их. Затем логопед приглашает к столу одного ребенка и спрашивает, какую игрушку он хотел бы купить. Ребенок называет, например, мишку. Логопед соглашается продать, но предлагает попросить вежливо, при этом слово пожалуйста выделяет голосом. Логопед дает игрушку и одновременно может спросить ребенка, для чего ему нужна эта игрушка. Ребенок отвечает и садится на место. В магазин приглашается следующий. И так до тех пор, пока все предметы не будут распроданы.

Логопед следит за тем, чтобы дети правильно произносили звуки м - мь, п - пь, б - бь в словах, отчетливо выговаривали слова с этими звуками.

Логопед предлагает ребенку стать продавцом, а сам становится покупателем.

Фото №6 По литературным сюжетам речевые театральные спортивные дидактические
Публикации по теме:

Использование ИКТ в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда В последнее время отмечается резкое увеличение числа детей с нарушениями речи. Возникает необходимость в коррекции недостатков речи данной.

Метод пластилинографии в коррекционно-развивающей работе с детьми с нарушением речи при подготовке к школе по ФГОС Метод пластилинографии в коррекционно-развивающей работе с детьми с нарушением речи при подготовке к школе по ФГОС  Одной из основных задач воспитания и обучения дошкольника является подготовка к школе. Среди показателей готовности к обучению выделяют.

Годовой аналитический отчет о проделанной коррекционно-развивающей работе Годовой аналитический отчет о проделанной коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда Мерзляковой Н. Я. за 2017-2018 учебный год.

Мастер-класс по использованию игры В. В. Воскобовича «Яблонька» в коррекционно-развивающей работе с детьми старшего возрастаМастер-класс по использованию игры В. В. Воскобовича «Яблонька» в коррекционно-развивающей работе с детьми старшего возраста «Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности» В. А. Сухомлинский Игра «Яблонька» привлекает: качеством, конструктивностью,.

Использование прозрачного арт-мольберта в коррекционно-развивающей работе педагога-психолога с детьми с ЗПРИспользование прозрачного арт-мольберта в коррекционно-развивающей работе педагога-психолога с детьми с ЗПР Название: прозрачный арт-мольберт. Назначение (цель использования) прозрачного арт-мольберта: развитие эмоционально-личностной сферы и.

Итоговое коррекционно-развивающее занятие с детьми старшего дошкольного возраста «Мы будущие первоклассники» Цель: Создание условий для оценки уровня сформированности предпосылок к учебной деятельности. Обобщение и систематизация знаний о школе.

Конспект коррекционно-развивающего занятия с детьми старшего дошкольного возраста с ОВЗ «Путешествие в мир профессий»Конспект коррекционно-развивающего занятия с детьми старшего дошкольного возраста с ОВЗ «Путешествие в мир профессий» Цель: развитие устойчивого интереса и эмоционального отношения к профессиональному миру, предоставление возможности дошкольникам увидеть.

Консультация для учителей-логопедов «Использование ИКТ в коррекционно-логопедической работе с детьми с ОНР» Современный этап развития общества свидетельствует о формировании «информационной культуры». Создание, обработка и передача информации становится.

Презентация методического семинара «Инновационные технологии в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста»Презентация методического семинара «Инновационные технологии в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста» Пути повышения эффективности обучения ищут педагоги всех стран мира. Одним из важнейших решений этой задачи является разработка и внедрение.

Ритмическая гимнастика в коррекционно-развивающей работе с глухими дошкольникамиРитмическая гимнастика в коррекционно-развивающей работе с глухими дошкольниками Установлено, что в дошкольном возрасте наибольший прирост показателей физических качеств у неслышащих детей происходит в те же периоды жизни,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Игры в коррекционно-развивающей работе с детьми старшего дошкольного возраста»
Опубликовано: 9 июня 2023 в 10:30
+378Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 86.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД