НАТАЛЬЯ МЕРЗЛЯКОВА
Годовой аналитический отчет о проделанной коррекционно-развивающей работе
▼ Скачать + Заказать документы
Годовой аналитический отчет о проделанной коррекционно-развивающей работе
учителя-логопеда Мерзляковой Н. Я. за 2017-2018 учебный год.
В этом учебном году коррекционно-логопедическая работа строилась на основании нормативных документов, основной программы МКДОУ «Тогучинский детский сад№1» и коррекционной программы:
Публикация «Годовой аналитический отчет о проделанной коррекционно-развивающей работе» размещена в разделах
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Годовые отчеты о проделанной работе
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ, диагностика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2019
• Н. В. Нищева «Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4-7 лет) «Детство-пресс»; 2015 год; Санкт Петербург.
А так же технологии:
• О. С. Гомзяк «Говорим правильно»;
• В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко «Фронтальные логопедические занятия в подготовительной и старшей группе»;
• Т. Ю. Бардышева,Е. Н. Моносова «Логопедические занятия в детском саду для детей с СНР».
К данным технологиям прилагаются рабочие тетради: Т. Ю. Бардышевой, Н. В. Нищевой, О. С. Гомзяк, Н. Э. Теремковой, И. Н. Крупенчук, Л. М. Граб, Колесникова.
Целью коррекционно-педагогического воздействия являлось создание оптимальных условий, способствующих полному раскрытию речевых возможностей детей дошкольного возраста, предупреждению у них вторичных нарушений и трудностей в подготовке к школьному обучению (речевая готовность).
Для реализации поставленной цели решались следующие задачи:
- развитие сенсорных и моторных функций у детей;
- формирование кинестетической основы артикуляции и выработка верных артикуляторных движений;
- развитие всех компонентов языковой системы: фонематического слуха, фонетики, лексико – грамматических категорий, семантики, связной речи;
- формирование навыков языкового анализа и синтеза;
- развитие интеллектуальных функций: мышления, памяти, внимания, восприятия;
-повышение компетентности педагогов-воспитателей по вопросам теории и практики логопедической работы;
-взаимодействие с родителями (законными представителями) детей, имеющих нарушения развития речевой функции с целью комплексной и всесторонней помощи.
методическая, консультативно-просветительская и профилактическая работа)
в рамках психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ,
обучающихся в образовательной организац
Вся коррекционно-развивающая работа, согласно годовому плану, велась по следующим направлениям:
1. диагностико – проектная деятельность;
2. коррекционно – развивающая деятельность;
3. работа с родителями;
4. консультативно-методическая деятельность; повышение профессиональной компетентности;
5. работа по улучшению оснащенности логопедического кабинета.
Для организации и проведения коррекционного процесса с обучающимися и реализации поставленных задач, использовала в своей работе традиционные и нетрадиционные технологии: мультимедийные, информационные, игровые (в играх решается коррекционная задача, здоровьесберегающие (логопедический и пальцевый массаж для сохранения и укрепления здоровья детей, личностно-ориентированные (индивидуальный и дифференцированный подход при постановке звуков, личностно – развивающие, арт – терапевтические (дыхательные упражнения, технология дифференцированного обучения (моделирование логопедических групп по характеру речевого нарушения).
Во все вышеперечисленные технологии входили следующие формы работы:
- сопряженная артикуляционная и пальцевая гимнастика с опорой на слух, зрение;
- дыхательная гимнастика;
- веселые физкультминутки;
- занимательный материал: стихи, потешки, загадки.
- речь с движением, изменением интонации, использованием мимики и жестов;
- самомассаж языка и рук;
- игры на развитие фонематического восприятия, речевого слуха, общей и мелкой моторики, сюжетно – ролевые игры, театрализованные игры;
- тренировка глазодвигательных мышц: специальные презентации
«Тематические гимнастики для глаз».
- развитие сукцессивных функций (функции последовательностей): отхлопывание ритмов, повторение по картинкам сверху – вниз и снизу – вверх, слева – направо и справа налево).
Вся эта работа позволила уйти от авторитарно – дисциплинарной модели общения, и привела к признанию индивидуальности и уникальности личностного развития каждого ребенка.
Результатом этой работы стало:
1. Успешная постановка всех групп звуков и выработка у детей привычки смотреть во время речи на собеседника.
2. Значительное улучшение речи у – 73% детей.
Один из путей повышения эффективности коррекционно-развивающей работы – это использование артикуляционных сказок с биоэнергопластикой. У детей повысился интерес к выполнению артикуляционной гимнастики и закреплению поставленных звуков.
В своей работе, с целью сохранения и укрепления здоровья, создания эмоционально-комфортных условий для детей с нарушениями речи в основе здоровьесберегающей деятельности рассматриваю личностно-развивающие технологии, в основе которых лежит признание индивидуальности и уникальности личностного развития каждого ребёнка. На основании этого, помогаю каждому ребенку познать себя и поверить в возможность успешного речевого развития, и снятию стрессогенных ситуаций.
Для повышения мотивации и познавательной активности детей использовала разнообразные формы занятий: занятие – сказка, занятие – путешествие, занятие – игра, наглядный материал. Создание множества игровых ситуаций поддерживает интерес ребенка в течение всей коррекционной работы, а наглядный материал направлен на развитие познавательной активности. Стимуляция познавательной активности происходит за счёт расширения активного и пассивного словаря, благодаря определенной тематической направленности речевого материала: (овощи, фрукты, продукты питания, животные, птицы, насекомые, и другие, как одного занятия, так и мини-блоков).
Особенное внимание уделяю созданию в группе доброжелательных взаимоотношений, способствующих развитию потенциальных речевых возможностей ребенка.
Важную роль в преодолении речевых нарушений отводила работе с родителями воспитанников, взаимодействие с которыми осуществляю на основе партнёрских отношений. Стараюсь установить с родителями тесную деловую связь, активизируя их творческие возможности, тем самым, вовлекая в совместную коррекционно – развивающую работу.
Вместе с детьми родители оформляли лэпбуки на трудные звуки, на лексические темы.
В начале года провела анкетирование родителей с целью сбора анамнестических данных, а так же консультировала по итогам диагностики и динамики развития ребёнка.
Для повышения компетентности родителей в логопедическом уголке вывешивался информационный материал:
-«Звуковой анализ»;
-«Играем в слова»;
-«Игры и упражнения на развитие графомоторных навыков»;
-«Как научить детей придумывать рассказы»;
-«Чем заняться летом?» и др.
Выступала на общих родительских собраниях по темам:
- «И вот мы подросли!»;
-«Давайте познакомимся!»;
- «Особенности развития речи детей с ОНР»;
-«Минуточку внимания!»
В течение всего учебного года еженедельно, по пятницам, задавала домашние задания в специальных логопедических тетрадях, в начале следующей недели на индивидуальных занятиях проверяла выполнение домашнего задания, отмечала усвоение лексико-грамматического материала по теме и обсуждала с родителями характерные для каждого ребенка ошибки.
А так же всю коррекционную работу вела в тесном контакте с воспитателями групп, где еженедельно заполнялась тетрадь взаимосвязи, давались рекомендации по закреплению пройденного материала со слабыми детьми.
По плану ДОУ провела для педагогов семинары.
Результатом нашей работы стало: стабильная положительная динамика в развитии речи и создание эмоционально-комфортных условий речевого развития ребёнка.
Участвовала в работе методических объединений, семинаров:
МКДОУ№5 «Организация взаимодействия специалистов ДОУ в процессе коррекционной работы» процессе, как инструмент реализации ФГОС для детей с ОВЗ».
Результат: расширение деловых и творческих контактов с коллегами, обобщение и распространение результатов работы,
- МКДОУ№2 «Современные информационные технологии в образовательном педагогических советах;
-МКДОУ №7 «Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда». На данном семинаре выступила с докладом «Артикуляционные сказки как средство развития связной речи у дошкольников с использованием биоэнергопластики».
В течение учебного года принимала участие в различных конкурсах.
Принимала участие в работе консилиума МКДОУ «Тогучинский детский сад №1».
Знакомилась с методикой работы центра коррекционной педагогики и психологии «Томатис-результат».
Вела работу по улучшению оснащенности логопедического кабинета.
Работая учителем - логопедом в детском саду, положительных результатов в общеречевом развитии детей я добиваюсь, благодаря творческому подходу к своей работе и использованию новых форм и приемов в коррекционно – развивающей деятельности. Положительная динамика достигается фактором времени и терпеливой, кропотливой и систематической работой всех участников логопедического процесса: логопеда, ребенка, воспитателей и родителей.
Особое место в системе повышения квалификации учителя - логопеда занимает самообразование. Оно расширяет и укрепляет знания, совершенствует профессиональные умения и навыки. Результатом самообразования стало: улучшение речи по всем показателям у большинства воспитанников.
Вывод: проанализировав всю коррекционно- логопедическую работу за прошедший учебный год, результаты детей, убедилась, что преодоление нарушений речи – путь долгий и нелёгкий, но цель достигнута, задачи, поставленные в начале года, решены, технологии выбраны верно, удалось улучшить речь у большинства обучающихся.
Для повышения эффективности своей профессиональной деятельности обозначаю проблемы и пути их преодоления.
Проблемы:
количество детей с нарушениями речи постоянно увеличивается, появились дети, которые «тяжело идут» по традиционным логопедическим программам;
- недооценка родителями всей серьезности положения и не придания этому значения, нежелание заниматься со своим ребенком, полагая, что с возрастом эти недостатки исправятся сами собой.
Противоречия:
- между социальным заказом общества и родителей по формированию у ребенка дошкольного возраста правильного произношения и имеющимся традиционным направлением в работе учителя – логопеда;
- между стереотипным восприятием;
- между нарастающей потребностью в использовании новых программ, направленных на коррекцию личности ребенка и существованием старых методик;
Пути преодоления:
- применение нейропсихологических знаний в своей практике, ведь именно такой анализ дает ключ к преодолению конкретных трудностей, так как позволяет выявить их причину;
- формирование у родителей понятия, что: «развитие речи не происходит самотеком, а формируется и развивается с непосредственным участием взрослых, а самые важные учителя в жизни ребенка - это они, родители»;
- внедрение в практику коррекционного процесса материала нового содержания.
Большое внимание уделяю содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной развивающей предметно-пространственной среде, соответствующей возрастным возможностям детей и содержанию Программы.