МААМ-картинки

Консультация для воспитателей «Музейная педагогика в дошкольном учреждении»

Светлана Аксёнова
Консультация для воспитателей «Музейная педагогика в дошкольном учреждении»

Музейная педагогика является неотъемлемой частью воспитания подрастающего поколения. Реализуется она и в ДОУ. Одна из форм этого вида педагогики – мини-музей в детском саду.

Цель мини-музея в ДОУ

Музеи в детском саду создают с целью просвещения детей дошкольного возраста. Глобальная цель складывается из целого списка текущих воспитательных целей :

Публикация «Консультация для воспитателей „Музейная педагогика в дошкольном учреждении“» размещена в разделах

-формирование у дошкольников элементарных представлений о музейной культуре;

- прививание способности воспринимать и понимать нематериальные ценности;

- обогащение образовательной предметной среды группы тематическими композициями, которые не входят в образовательную программу, но являются косвенными наглядными материалами для познания;

- создание условий для поощрения любознательности у воспитанников;

- создание условий для развития личности ребёнка в совместном труде со сверстниками и взрослыми;

- повышение качества образовательных процессов;

- обеспечение социально-коммуникативного, речевого, нравственного, познавательного развития дошкольников;

- развитие эмоциональной сферы детей;

-воспитание любви к родине, семье, природе, искусству, труду;

- развитие зрительного и слухового восприятия детьми информации широкого спектра;

- обогащение словарного запаса, формирование образного мышления;

- развитие мыслительного процесса, памяти, интеллекта, стремления к расширению знаний и общего кругозора.

Основные тематики музеев в детских садах

Малая родина: природа, известные люди, культурные особенности региона.

Окружающие предметы: пуговицы, часы, автомобили, солдатские коллекции.

Научные темы: космос, подводный мир, мир животных, птиц, леса.

Литературные экспозиции: детские книги, детские писатели, история книг. Музыкальные экспозиции: детская музыка, композиторы, музыкальные инструменты.

В целом же тема мини-музея может быть любой, которой интересуется большинство детей в группе.

Успешное создание мини-музея в детском саду возможно только совместными усилиями. Когда каждый желающий поучаствовать получает посильные задания, налажено взаимодействие всех участников процесса, учтены интересы воспитанников, коллективные усилия всегда приводят к формированию интересной и полезной экспозиции.

Работа над созданием мини-музея проходит в несколько этапов.

1. Подготовительный этап.

Замотивируйте воспитанников, родителей и коллег на участие в процессе. Определите тематику экспозиции будущего музея. Сообщите о замысле администрации сада, пообщайтесь с детьми и родителями по выбору темы, выслушайте методические рекомендации других педагогов. Целесообразно провести педсовет и обсудить с коллегами, где и как сформировать музейное пространство. Составьте план работы над проектом. После общего согласования концепции нужно распределить обязанности между участниками: сотрудниками, детьми, родителями. Выберете место размещения музейной экспозиции. В зависимости от возможностей ДОУ оно должно быть доступным для максимального числа посетителей. Например, в холле выставку могут осматривать все воспитанники сада, их родители и гости. В раздевалке или коридоре она будет доступна всем, но мероприятия могут проводиться для небольшой группы зрителей. Инсталляцию будут видеть только участники воспитательного процесса. Родители и гости сада не смогут её посещать. Ответственный воспитатель организует сбор экспонатов, продумывает их размещение в экспозиции. На основании опросов родителей ответственный педагог составляет список предполагаемых экспонатов. Список можно повесить в раздевалке, чтобы родители могли его дополнять по мере возникновения у них новых идей. Параллельно подбираются печатные, фото, аудио- и видеоматериалы, которые касаются музейного уголка и дают важную информацию об экспозиции.

2. Этап реализации проекта. Его задача состоит в том, чтобы консолидировать усилия всех участников. На данном этапе: изготавливают основное оборудование будущего музея. Конструируют стенды, полки, столы, ширмы, пояснительные надписи. Собирают и классифицируют экспонаты. Экспонаты расставляют согласно категориям и принципам музейного порядка. Разрабатывают презентации, макеты, игры, сценарии выступлений, которые связаны с коллекцией. Оформляют информационные материалы: карточки с описанием экспонатов, перечень экспонатов, дополнительные источники информации об экспонатах. Составляют паспорт музея. Разрабатывают план проведения мероприятий, которые будут проводиться по теме мини-музея : развлекательные и праздничные утренники, игры, семейные проекты, познавательные программы.

3. Заключительный обобщающий этап.

Он состоит из официального открытия и работы мини-музея. В первый день торжественного открытия экспозицию представляют воспитатель-координатор вместе с коллегами, воспитанниками и активными родителями. Этап длится в течение всего времени существования мини-музея. Он заключается в систематическом пополнении экспозиции, расширении её тематики, организации экскурсий, праздничных и тематических мероприятий, конкурсов, спектаклей. Расширение экспозиции предполагает поиск и использование дополнительной информации, добавление её в экскурсионные презентации, изменение и переоформление стендов.

Мини-музей в старшей группе

Старшая группа – дети 5-6 лет – осознанно воспринимают информацию. Они задают вопросы, интересуются социальными тематиками и научными фактами. В этом возрасте становится интересно всё : космос, профессии, техника, вещи, история. Мини-музей в детском саду в старшей группе помогает поддержать и развить познавательный интерес воспитанников. У 5-летних детей появляется понятие патриотизма, любви к родине, принадлежности к своему народу. Дошкольники желают узнать о самых важных, полезных, интересных профессиях, которые они могут выбрать в будущем.

Мини-музей в подготовительной группе

Подготовительная группа – 6-7 лет – это старший дошкольный возраст. Дети готовятся идти в начальную школу, почувствовать себя частью глобального учебного процесса, перехода к большей самостоятельности и ответственности. Мини-музей в детском саду в подготовительной группе даёт воспитанникам возможность понять взаимосвязь времён, важность знаний об окружающем мире, узнать больше о своём городе, известных людях. Он формирует в сознании ребёнка образы людей, на которых нужно равняться, и достижения, к которым следует стремиться.

Мини-музей в средней группе

Дети средней группы 4-5 лет начинают понимать творческую сторону своей жизни. Их внимание привлекает музыка, литература, изобразительное и прикладное искусство. Они учатся пользоваться инструментами для реализации своего творческого потенциала. Мини-музей позволяет им расширить горизонты. Детей радует возможность сделать что-то своё, что будет полезным и принятым другими людьми: сверстниками, педагогами, родителями. Совместное участие родителей в творческих процессах для общего блага воспитывает в дошкольниках чувство единства с коллективом.

Публикации по теме:

Консультация для педагогов «Использование авторских дидактических игр в дошкольном образовательном учреждении»Консультация для педагогов «Использование авторских дидактических игр в дошкольном образовательном учреждении» Изменения в системе образования открывает много возможностей для оснащения детских дошкольных учреждений всевозможными играми и пособиями,.

Консультация для педагогов «Музейная педагогика»Консультация для педагогов «Музейная педагогика» В начале 80 –х годов XXвека в нашей стране появилось такое понятие как музейная педагогика. Музейная педагогика направлена на решения задач.

Консультация для воспитателей «Меры профилактики заболеваемости детей в дошкольном учреждении»Консультация для воспитателей «Меры профилактики заболеваемости детей в дошкольном учреждении» Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. В связи с этим, одним из приоритетных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Музейная педагогика в дошкольном учреждении»
Опубликовано: 1 июля 2025 в 14:53
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для воспитателей «Музейная педагогика в дошкольном учреждении»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Аксёнова (УИ 226681) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД, Соглашаетесь на обработку данных