Светлана Аксёнова
Консультация для воспитателей «Музейная педагогика в дошкольном учреждении»
Музейная педагогика является неотъемлемой частью воспитания подрастающего поколения. Реализуется она и в ДОУ. Одна из форм этого вида педагогики – мини-музей в детском саду.
Цель мини-музея в ДОУ
Музеи в детском саду создают с целью просвещения детей дошкольного возраста. Глобальная цель складывается из целого списка текущих воспитательных целей :
Публикация «Консультация для воспитателей „Музейная педагогика в дошкольном учреждении“» размещена в разделах
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Музейная педагогика в детском саду
- Темочки
-формирование у дошкольников элементарных представлений о музейной культуре;
- прививание способности воспринимать и понимать нематериальные ценности;
- обогащение образовательной предметной среды группы тематическими композициями, которые не входят в образовательную программу, но являются косвенными наглядными материалами для познания;
- создание условий для поощрения любознательности у воспитанников;
- создание условий для развития личности ребёнка в совместном труде со сверстниками и взрослыми;
- повышение качества образовательных процессов;
- обеспечение социально-коммуникативного, речевого, нравственного, познавательного развития дошкольников;
- развитие эмоциональной сферы детей;
-воспитание любви к родине, семье, природе, искусству, труду;
- развитие зрительного и слухового восприятия детьми информации широкого спектра;
- обогащение словарного запаса, формирование образного мышления;
- развитие мыслительного процесса, памяти, интеллекта, стремления к расширению знаний и общего кругозора.
Основные тематики музеев в детских садах
Малая родина: природа, известные люди, культурные особенности региона.
Окружающие предметы: пуговицы, часы, автомобили, солдатские коллекции.
Научные темы: космос, подводный мир, мир животных, птиц, леса.
Литературные экспозиции: детские книги, детские писатели, история книг. Музыкальные экспозиции: детская музыка, композиторы, музыкальные инструменты.
В целом же тема мини-музея может быть любой, которой интересуется большинство детей в группе.
Успешное создание мини-музея в детском саду возможно только совместными усилиями. Когда каждый желающий поучаствовать получает посильные задания, налажено взаимодействие всех участников процесса, учтены интересы воспитанников, коллективные усилия всегда приводят к формированию интересной и полезной экспозиции.
Работа над созданием мини-музея проходит в несколько этапов.
1. Подготовительный этап.
Замотивируйте воспитанников, родителей и коллег на участие в процессе. Определите тематику экспозиции будущего музея. Сообщите о замысле администрации сада, пообщайтесь с детьми и родителями по выбору темы, выслушайте методические рекомендации других педагогов. Целесообразно провести педсовет и обсудить с коллегами, где и как сформировать музейное пространство. Составьте план работы над проектом. После общего согласования концепции нужно распределить обязанности между участниками: сотрудниками, детьми, родителями. Выберете место размещения музейной экспозиции. В зависимости от возможностей ДОУ оно должно быть доступным для максимального числа посетителей. Например, в холле выставку могут осматривать все воспитанники сада, их родители и гости. В раздевалке или коридоре она будет доступна всем, но мероприятия могут проводиться для небольшой группы зрителей. Инсталляцию будут видеть только участники воспитательного процесса. Родители и гости сада не смогут её посещать. Ответственный воспитатель организует сбор экспонатов, продумывает их размещение в экспозиции. На основании опросов родителей ответственный педагог составляет список предполагаемых экспонатов. Список можно повесить в раздевалке, чтобы родители могли его дополнять по мере возникновения у них новых идей. Параллельно подбираются печатные, фото, аудио- и видеоматериалы, которые касаются музейного уголка и дают важную информацию об экспозиции.
2. Этап реализации проекта. Его задача состоит в том, чтобы консолидировать усилия всех участников. На данном этапе: изготавливают основное оборудование будущего музея. Конструируют стенды, полки, столы, ширмы, пояснительные надписи. Собирают и классифицируют экспонаты. Экспонаты расставляют согласно категориям и принципам музейного порядка. Разрабатывают презентации, макеты, игры, сценарии выступлений, которые связаны с коллекцией. Оформляют информационные материалы: карточки с описанием экспонатов, перечень экспонатов, дополнительные источники информации об экспонатах. Составляют паспорт музея. Разрабатывают план проведения мероприятий, которые будут проводиться по теме мини-музея : развлекательные и праздничные утренники, игры, семейные проекты, познавательные программы.
3. Заключительный обобщающий этап.
Он состоит из официального открытия и работы мини-музея. В первый день торжественного открытия экспозицию представляют воспитатель-координатор вместе с коллегами, воспитанниками и активными родителями. Этап длится в течение всего времени существования мини-музея. Он заключается в систематическом пополнении экспозиции, расширении её тематики, организации экскурсий, праздничных и тематических мероприятий, конкурсов, спектаклей. Расширение экспозиции предполагает поиск и использование дополнительной информации, добавление её в экскурсионные презентации, изменение и переоформление стендов.
Мини-музей в старшей группе
Старшая группа – дети 5-6 лет – осознанно воспринимают информацию. Они задают вопросы, интересуются социальными тематиками и научными фактами. В этом возрасте становится интересно всё : космос, профессии, техника, вещи, история. Мини-музей в детском саду в старшей группе помогает поддержать и развить познавательный интерес воспитанников. У 5-летних детей появляется понятие патриотизма, любви к родине, принадлежности к своему народу. Дошкольники желают узнать о самых важных, полезных, интересных профессиях, которые они могут выбрать в будущем.
Мини-музей в подготовительной группе
Подготовительная группа – 6-7 лет – это старший дошкольный возраст. Дети готовятся идти в начальную школу, почувствовать себя частью глобального учебного процесса, перехода к большей самостоятельности и ответственности. Мини-музей в детском саду в подготовительной группе даёт воспитанникам возможность понять взаимосвязь времён, важность знаний об окружающем мире, узнать больше о своём городе, известных людях. Он формирует в сознании ребёнка образы людей, на которых нужно равняться, и достижения, к которым следует стремиться.
Мини-музей в средней группе
Дети средней группы 4-5 лет начинают понимать творческую сторону своей жизни. Их внимание привлекает музыка, литература, изобразительное и прикладное искусство. Они учатся пользоваться инструментами для реализации своего творческого потенциала. Мини-музей позволяет им расширить горизонты. Детей радует возможность сделать что-то своё, что будет полезным и принятым другими людьми: сверстниками, педагогами, родителями. Совместное участие родителей в творческих процессах для общего блага воспитывает в дошкольниках чувство единства с коллективом.