Ольга Михалева
Консультация для воспитателей «Обучение речевому этикету старших дошкольников»
Ранее начатую работу по речевому развитию с младшими дошкольниками продолжают с детьми шестого года, но начинают проводить специальные этические занятия по воспитанию вежливости. Они призваны создать у детей эмоционально – положительный настрой в отношении друг с другом, с окружающими людьми, систематизировать и уточнить уже полученные представления о нормах поведения. Каждое такое занятие начинается с эмоционально – этического настроя, позволяющего увидеть их настроение и сориентировать их на доброжелательное отношение к окружающим, создав тем самым эмоционально – положительную основу занятия. Для поддержания этого настроя используются разнообразные организационные приёмы. 1. Форма занятий постоянно меняется, она должна быть интересной, увлекательной для детей / «Путешествие в страну Вежливых слов», «Поездка в гости», «Мы идём в театр»…./ 2. Обязательно используется наглядный материал / сюжетные картинки, фото и видео по теме, иллюстрации, макеты, карты - схемы…/. 3. Многие занятия должны строиться на основе знакомых детям сказок, встречах с полюбившимися героями / доктор Айболит, Карлсон, Винни - Пух и т. д. /. 4. Появляются новые герои и атрибуты/ Фея Вежливых слов, дерево Вежливости, дорога Добрых поступков, волшебник Недобрик, волшебный цветок, шарик желаний…/. 5. На занятиях звучит музыка и песни о дружбе, настроении, взаимовыручке… 6. Проводятся подвижные игры, музыкальные, которые обеспечивают смену видов деятельности. 7. Поскольку чувства детей наиболее активно формируются в деятельности, на таких занятиях неотъемлемой частью являются – рисование, конструирование из различного материала (бросового, природного, бумаги). При этом задания могут выполняться индивидуально, по подгруппам, всеми вместе. 8. Интересно и необычно для детей проходят занятия совместно с родителями в виде сказок, викторин… Главным и основным средством воспитания этического поведения, как и прежде, остаётся игра. В игре дети учатся общению, приучаются следовать принятым правилам, познают значение понятий: добро – зло, честно – нечестно, правда – ложь/обман/. В игре, дети, преодолевая препятствия по пути в страну Правды, упражняются в оказании помощи друг другу; исполняя роли сказочных героев Теремка, тренируются в приёме гостей и правилах поведения за столом; вызывая доктора Айболита к больному, практикуются в вежливом разговоре по телефону и т. д. Такие занятия по речевому этикету создают благоприятные условия для изучения дошкольника. Как личность ребёнок 5 – 6 лет ещё не сформирован, этот процесс активно продолжается. При этом дети испытывают трудности социальной адаптации. Изучив индивидуальные особенности ребёнка, выявив положительные и отрицательные тенденции в его развитии, воспитатель может помочь ребёнку и его родителям устранить негативные моменты в формировании личности. А в особых случаях пригласить на консультацию к психологу.