Светлана Проказина
Консультация для воспитателей «Организация подвижных игр на прогулке»
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст-это период, когда ребенок усиленно растет и развивается, оздоравливают организм детей, когда он приобретает первые знания. Поэтому очень важно помочь ребенку научиться правильно воспринимать окружающим мир, окружающие предметы и явления. При помощи подвижной игры, организованной на прогулке, воспитатели дошкольного учреждения осуществляют несколько задач- укрепляют, оздоравливают организм детей, развивают у них морально-волевые качества.
Публикация «Консультация для воспитателей „Организация подвижных игр на прогулке“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Подвижные игры для детей
- Подвижные игры. Консультации для родителей
- Прогулки. Консультации
- Темочки
Справедливо народная мудрость утверждает, что «Человек познается в беде, а ребенок в игре». Преимущество подвижной игры перед строго дозируемыми упражнениями в том, что игра связана с инициативой, фантазией, творчеством, выдержка протекает эмоционально, стимулирует двигательную активность, обеспечивает потребность ребенка в жизнерадостных движениях, развивает координацию движений, ловкость, меткость. Подвижные игры, часто сопровождающиеся неожиданными смешными ситуациями, вызывают искренний смех у детей, а ученые доказали, что смех является мощным терапевтическим фактором.
При планировании игр воспитатель должен знать, какие качества и навыки должен развивать и закреплять при ее помощи: в одной игре преобладает бег, в другой- метание, а в третьей-ловкость, в следующей от детей требуется. При подборе игр необходимо учитывать предшествующую непосредственно образовательную деятельность по физическому развитию.
Игры надо подбирать обязательно с учетом состояния погоды, температуры воздуха, возраста детей, их подготовленности, интересов и возможностей.
Планируя игры в зимнее время года, воспитателю надо подбирать игры такие, в которых участвуют все дети. Поочередное участие детей приводит к тому, что ожидающие зябнут и теряют интерес к игре. Движения в зимних играх должны чередоваться с отдыхом, чтобы избежать перегрева детей и возможного охлаждения.
В летнее время года планируются игры более спокойные, небольшой подвижности.
При организации подвижной игры на прогулке воспитателю необходимо соблюдать следующие этапы развития подвижной игры :
• Выбор игры
• Создание интереса к игре
• Сбор на игру
• Организация играющих
• Объяснение правил игры
• Распределение ролей
• Разметка площадки
• Раздача инвентаря и атрибутов
• Сигнал на начало игры
• Проведение игры
• Сигнал на окончание игры
• Педагогический анализ игры.
Важно помнить, что исключение хотя бы одного этапа игры влечет за собой потерю интереса детей к участию в предлагаемой игре.
Организуя игру, воспитатель заботится о том, чтобы были соблюдены основные гигиенические требования (площадка ровная, чистая, утрамбованная). Участок желательно красиво оформить, тогда дети будут с желанием гулять и играть на нем. Все пособия и материалы должны быть подготовлены до начала игры. К приготовлению их, и к организации соответствующих условий на можно привлечь детей. Дети могут принести на участок флажки, мячи, посчитать их, разложить по цвету.
Дети любят подвижные игры и играют в них с большим интересом, однако не всегда сбор на игру проходит быстро и организованно. Ребята часто увлекаются творческими играми и игрушками и не могут сразу оставить их. Важно удачно выбрать время. Сбор на игру должен проходить в максимально короткий отрезок времени. Длительный сбор растрачивает время и энергию, снижает интерес к игре. Приемы сбора детей на игру многообразны, это зависит от возраста детей. С детьми можно заранее договориться, что по определенному сигналу воспитателя все дети идут играть, привлекать внимание детей, показав им игрушку, пучок разноцветных лент. В старших группах нужно заранее разделить детей на группы, по сигналу определить, какая группа (или колонна) быстрее соберется. Объяснение игры должно быть кратким, четким, образным, т. к оно влияет на весь ход игры. Недопустимо монотонное объяснение, для каждого образа в игре должна быть своя интонация.
Не всегда игра проходит гладко. Иногда дети делают ошибки и тем нарушают правила. Если ошибки носят общий массовый характер, игру следует прекратить и установить причину. Если же ошибки незначительны и они не характерны для всех детей группы, можно обратить внимание на эти ошибки нарушают в конце игры. Замечания в процессе игры нарушают ее ход и создают отрицательные эмоции у детей. Однако если характер ошибок незначительный и их допускают отдельные дети, можно сделать замечания в ходе игры.
При проведении игры воспитатель должен следить за дозировкой физической нагрузки. Например, если ловящий долго не может никого поймать, следует приостановить игру, сделать паузу или выбрать другого ведущего.
Главное правило подвижной игры – движения, которое выполняется в игре, они должны быть хорошо усвоены детьми и разучены воспитателем предварительно на непосредственно образовательной деятельности по физическому развитию и в индивидуальной работе в режиме дня.
Ведущая роль в методике проведения игр принадлежит воспитателю, осуществляющему целенаправленное руководство играми. Играя с младшими детьми, он действует наравне с ними, нередко выполняя главную роль и, в тоже время, руководит игрой. В средних и старших группах воспитатель вначале тоже выполняет главную роль сам, а потом передает ее детям. Он участвует в игре и тогда, когда не хватает пары. Непосредственное участие в игре поднимает интерес к ней, делает ее эмоциональнее.
Особое внимание следует уделять выполнению детьми правил, они должны соответствовать возрасту детей, чем меньше возраст ребенка, тем проще должны быть правила. Не следует вводить в игру правила, которые побуждают детей к проигрыванию, например, когда пойманный становится водящим, т. к. играющие начинают поддаваться. Вредны правила, на которых проигравшие выключаются из игры. Проигравшему следует предоставить возможность поупражняться в том, что ему не удается исправить свою ошибку, поэтому его выход из игры возможен только на короткий срок.
Очень важным моментом при проведении игры является распределение ролей. Выделить детей на ответственные роли можно различными приемами: воспитатель сам поручает ребенку какую-нибудь роль, выделяет с помощью считалки. Нельзя пользоваться считалкой с бессмысленным текстом; следует брать для этой цели короткие стихи, текст которых понятен детям. Педагог должен следить, чтобы в процессе игры не создавался азарт, возбуждающих детей, приводящий к конфликтам. Нужно приучать детей радоваться успехам сверстников, не допускать насмешки над проигравшим, внушать желание добиться победы.
Детям 6-7 лет можно предлагать самостоятельно изменять правила и содержание игр в зависимости от условий их проведения и состава играющих. Это развивает инициативность, повышает интерес к игре.
Подведение итогов игры должно проходить в занимательной форме, чтобы вызвать желание в следующий раз добиться еще лучших результатов. К обсуждению проведенной игры надо привлекать всех детей. Это приучает их к анализу своих поступков, способствует в дальнейшем более осознанному выполнению заданий и правил игры, а также налаживанию взаимоотношений в процессе совместных действий.
Таким образом, грамотная организация педагогом подвижных игр в процессе прогулки поможет снизить заболеваемость, повысит их физическую подготовку, улучшит психологическое состояние детей, а прогулка будет содержательной и интересной.