МААМ-картинки

Консультация для воспитателей «Особенности взаимодействия с гиперактивными детьми»

Наталия Рябина
Консультация для воспитателей «Особенности взаимодействия с гиперактивными детьми»

Гиперактивность у ребёнка становится заметной уже в дошкольном возрасте. Он стремится успеть как можно больше, однако эта торопливость не носит продуктивного характера. Подобное поведение чревато возникновением трудностей в обучении, восприятии окружающего мира, общении со сверстниками и взрослыми. Поэтому к таким детям нужен особый, индивидуальный подход.

Диагноз СДВГ ставит врач. По сути, данный синдром представляет собой проявление ММД – минимальной мозговой дисфункции, то есть очень незначительного нарушения в деятельности центральной нервной системы.

Публикация «Консультация для воспитателей „Особенности взаимодействия с гиперактивными детьми“» размещена в разделах

О причинах появления подобных нарушений пока не существует единого мнения, однако уже доказано, что самой распространенной причиной появления ММД является родовая микротравма шейных отделов позвоночника, которая часто своевременно не диагностируется. На созревании мозга ребенка могут сказаться и многие другие факторы – длительная нехватка кислорода у ребенка, травмы головы во время родов или в раннем детстве, токсическое поражение плода во время беременности (курение, принятие алкоголя, наркотиков матерью, работа на вредных производствах и т. п.) и другие. В последние годы доказана также и генетическая природа СДВГ.

Основными признаками СДВГ являются:

Нарушение внимания,

Гиперактивность

Импульсивность.

Эти особенности поведения ребенка имеют физиологическую основу, поэтому ребенок не может с помощью волевой регуляции корректировать собственное поведение или же это дается ему (под давлением педагогов, родителей) с большим трудом, часто за счет подрыва здоровья. Дети с синдромом дефицита внимания имеют нормальный или высокий интеллект, однако, как правило, плохо учатся в школе.

Нарушение внимания:

- С трудом удерживает внимание;

- Часто допускает ошибки из-за небрежности;

- Ребенок не слышит обращенную к нему речь;

- Не в состоянии придерживаться инструкции к заданию, не доводит дела до конца;

- Сложно самому организовать себя на выполнение задания;

- Избегает, не любит задания, требующие длительного сохранения умственного напряжения;

- Часто теряет свои вещи;

- Легко отвлекается на посторонние стимулы;

- Часто проявляет забывчивость в повседневных ситуациях.

Гиперактивность :

- Частые беспокойные движения, ребенок крутится, вертится, что-то теребит в руках и т. п. ;

- Встает со своего места на уроках или в других ситуациях, когда нужно оставаться на месте;

- Проявляет бесцельную (только чтоб выплеснуть энергию) двигательную активность: бегает, прыгает, пытается куда-то залезть и т. д.

- Не может тихо, спокойно играть, заниматься чем-либо на досуге;

- Находится в постоянном движении, «будто к нему прикрепили мотор»;

- Часто бывает болтливым.

Импульсивность:

- Часто отвечает на вопросы, не задумываясь и выслушав их до конца;

- Обычно с трудом дожидается своей очереди в разных ситуациях;

- Часто на уроке не может дождаться, пока его спросит учитель и выкрикивает с места;

- Часто мешает другим, вмешивается в игры или беседы.

Если вы наблюдаете у ребенка 5 и более признаков невнимательности из перечисленных выше, и 5 и более признаков гиперактивности и импульсивности, причем они устойчивы во времени (сохраняются на протяжении как минимум 6 месяцев) и в ситуации (то есть проявляются и в школе, и дома, то с большой долей вероятности можно говорить о наличии у этого ребенка СДВГ.

Как выявить гиперактивного ребёнка

Поведение гиперактивных детей может быть внешне похожим на поведение детей с повышенной тревожностью, поэтому педагогу важно знать основные отличия поведения одной категории детей от другой.

Критерии первичной оценки проявлений гиперактивности и тревожности у ребё нка:

Критерии оценки гиперактивного ребёнка :

- Контроль поведения: постоянно импульсивен

- Двигательная активность: постоянно активен

- Характер движений: лихорадочный, беспорядочный

Критерии оценки тревожного ребё нка:

- Контроль поведения: способен контролировать поведение

- Двигательная активность: активен в определённых случаях

- Характер движений: беспокойные, напряжённые движения.

Взаимодействие педагогов с гиперактивным ребёнком является особенно важным аспектом в работе с такими детьми. Появление гиперактивного ребёнка в детском саду может вызвать множество проблем для педагогов. Воспитатели часто сталкиваются с его непрекращающимся беспокойством, вмешательством во все дела, безостановочным болтовней и обидами в адрес своих друзей.

Однако важно помнить, что эффективное взаимодействие с гиперактивным ребёнком зависит от стратегии и тактики общения со стороны взрослых. Вместо системы запретов необходимо предлагать альтернативные варианты. Например, если ребёнок рвет обои, можно предложить ему порвать бумагу и собрать клочки в пакет.

Занятия с такими детьми должны способствовать снятию напряжения, уменьшению лишней двигательной активности, снижению агрессивности и развитию умения концентрировать внимание. Эмоциональный и тактильный контакт играют важную роль во взаимодействии с гиперактивным ребёнком.

Если коррекционная работа с гиперактивным ребёнком проводится настойчиво и последовательно с первых лет его жизни, можно ожидать преодоления синдрома к 7 годам. Родителям также важно следовать рекомендациям и строить отношения с ребёнком на основе позитивной модели, избегая строгих наказаний и поощряя хорошее поведение.

Избегайте по возможности скопления людей. Пребывание в крупных магазинах, на рынках оказывает на ребенка чрезмерно стимулирующее воздействие.

Во время игр ограничивайте ребенка лишь одним партнером. Избегайте шумных, беспокойных приятелей.

Оберегайте ребенка от утомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.

Давайте ребенку возможность расходовать избыточную энергию. Полезна ежедневная физическая активность на свежем воздухе: прогулки, бег, спортивные занятия.

Постоянно учитывайте недостатки поведения ребенка. Детям с синдромом дефицита внимания присуща гиперактивность, которая неизбежна, но может удерживаться под разумным контролем с помощью перечисленных мер.

Публикации по теме:

Консультация для воспитателей «Проблемы и особенности развития связной монологической речи у детей дошкольного возраста» Развитие речи – процесс сложный, творческий и поэтому необходимо, чтобы дети как можно раньше хорошо овладели своей родной речью, говорили.

Консультация для педагогов «Взаимодействие педагога дошкольного учреждения с гиперактивными детьми» Гиперактивность– это особенность поведения человека, которая заключается в склонности действовать по первому побуждению под влиянием внешних.

Консультация для воспитателей и музыкальных руководителей «Особенности слуха и голоса детей 4–5 лет» Консультация для воспитателей и музыкальных руководителей "Особенности слуха и голоса детей 4-5 лет" Особенности слуха и голоса детей 4-5.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Особенности взаимодействия с гиперактивными детьми»
Опубликовано: 5 мая 2024 в 20:38
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
21 мая. День беседы об СВО. Папка-передвижка «Детям об СВО»

 Новости вокруг СВО тревожат многих людей, а дети как губка впитывают все эмоции взрослых. Рассказываем, как говорить с детьми об СВО и как помочь им справиться со стрессом.

20 мая. Всемирный день пчел. Передвижка «Опасные насекомые»

Опасные насекомые могут подстерегать нас повсюду – на даче, в лесу или даже дома. Расскажите детям, как надо вести себя, чтобы не быть ужаленными ими.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД