МААМ-картинки

Консультация для воспитателей «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с явлениями неживой природы»

Анастасия Проскурина
Консультация для воспитателей «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с явлениями неживой природы»

Консультация для воспитателей

«Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с явлениями неживой природы»

Проскурина А. А., воспитатель МАДОУ детский сад №1

г Усть-Лабинска Краснодарского края

Публикация «Консультация для воспитателей „Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с явлениями неживой природы“» размещена в разделах

Познавательное развитие детей - это сложный, многосторонний процесс, для осуществления которого используются различные виды деятельности детей - игра, наблюдения, опыты, беседы с детьми на определенные темы.

В процессе ознакомления с окружающим детей обучают определенным знаниям и умениям, формируют у них процессы восприятия, памяти, мышления, развивают их пытливость.

Важная задача познавательного развития дошкольников заключается в том, чтобы, сообщая детям элементарные знания, вместе с тем формировать у них оп-ределенные способы восприятия : умение наблюдать, анализировать, сравнивать и обобщать то, что было воспринято.

Для того, чтобы овладение новыми знаниями проходило успешно, необходимо, чтобы ребенок усваивал их не пассивно, а активно, в процессе игровой, трудовой деятельности, экскурсий, наблюдений. Наиболее эффектно познавательное развитие дошкольников осуществляется в процессе поисковой, экспериментальной деятельности детей.

В системе разнообразных знаний об окружающем особое место занимают знания о явлениях неживой природы. Воспитывая и обучая ребенка, нельзя ограничиваться традиционным интересом его к диким и домашним животным, к растениям и т. п. Необходимо заботиться о развитии интереса и к физическим явлениям.

Конечно, в сознании ребенка есть отдельные факты, сведения о явлениях неживой природы. Но этого недостаточно. Эти трудности воспитатель должен взять на себя и передавать детям различные сведения о неживой природе не вразброс, а отдельными крупными темами.

Тема «Ознакомление с явлениями неживой природы» заинтересовала меня не случайно. Дети часто задают вопросы: «Почему идёт снег?», «Что такое гроза?», «От-куда берутся облака?».

И я решила разработать цикл НОД по этой теме. При проведении НОД на тему «Путешествие на облаке», дети знакомятся с образованием облаков, с их разновидностями. Даю понятия о грозе, молнии, знакомлю с основными правилами поведения во время грозы, проводя занятие на тему «Что такое гроза».

Откуда берется ветер? Какой он бывает? Как человек научился использовать силу ветра? - Обо всем этом дети узнают, проводя опыты и эксперименты, просматривая видеосюжеты, наблюдая за силой и направлением ветра на метеоплощадке детского сада. Проводя НОД на тему «Почему бывает роса на траве?», совершенствую знания о круговороте воды в природе, о разных состояниях воды, даю понятие, как образуется роса, туман.

Побывав в гостях у Снежной Королевы - вместе с детьми получили ответы на многие интересующие вопросы: откуда берется иней на деревьях, земле; кто рисует узоры на окнах.

Через все эти виды деятельности красной нитью проходит воспитание эстетического чувства, умение любоваться явлениями природы.

Например, в любом явлении природы : в дожде, ветре, грозе - отмечать не только плохие, но и хорошие качества: дождь смывает пыль с деревьев, домов, поливает растения; ветер - крутит крылья ветряной мельнице, надувает паруса кораблей: гроза очищает воздух, после грозы легко дышится.

Для закрепления сведений, полученных в ходе экспериментов, наблюдений, используются различные дидактические игры, схемы.

Так при знакомстве с атмосферными осадками можно использовать схемы - знаки для обозначения погоды. Проводя игру «Какая погода отражена на картинке, воспитатель демонстрирует слайды, картинки, иллюстрации, а дети - определенные значки.

О разных явлениях природы написано много стихов. В группе можно оформить подборку таких стихов. Для закрепления явлений природы можно использовать и загадки. В них ярко и четко сформулированы свойства и особенности тех или иных явлений.

Для поисковой деятельности детей, проведения опытов и экспериментов в группе необходимо оборудовать мини-лаборатории. Для определения силы ветра используются игрушки-вертушки, бабочки, птички на ниточке, самолеты. В календаре природы можно разместить модельную схему «Сутки», где дети смогут определять части суток и соответственно устанавливать стрелку.

Важную роль в ознакомлении с явлениями неживой природы играет познавательная литература. На полочке «умных» книг должны быть различные энциклопедии, книги из серии «Все обо всем», книжки-самоделки познавательного содержания.

При подготовке НОД по этим темам я тоже использовала материал из книг познавательного содержания. Много интересного материала я почерпнула из книг: «Энциклопедия для дошкольников», «Что такое? Кто такой?», «Все обо всем».

Публикации по теме:

Перспективное планирование занятий по патриотическому воспитанию в старшей группе детского сада Сентябрь *Хлеб - всему голова! - познавательное развитие; *С чего начинается Родина? - развитие речи; *Что растёт в лесу? - экология; *Осенний.

Перспективный план работы по ознакомлению с родным краем в старшей группе Перспективный план работы По ознакомлению с родным краем в старшей группе. Сентябрь «Растительный мир Краснодарского края». Познавательные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с явлениями неживой природы»
Опубликовано: 6 мая 2014 в 15:15
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД