Анастасия Проскурина
Консультация для воспитателей «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с явлениями неживой природы»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для воспитателей
«Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с явлениями неживой природы»
Проскурина А. А., воспитатель МАДОУ детский сад №1
г Усть-Лабинска Краснодарского края
Публикация «Консультация для воспитателей „Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с явлениями неживой природы“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Неживая природа
- Погода и природные явления
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2014
Познавательное развитие детей - это сложный, многосторонний процесс, для осуществления которого используются различные виды деятельности детей - игра, наблюдения, опыты, беседы с детьми на определенные темы.
В процессе ознакомления с окружающим детей обучают определенным знаниям и умениям, формируют у них процессы восприятия, памяти, мышления, развивают их пытливость.
Важная задача познавательного развития дошкольников заключается в том, чтобы, сообщая детям элементарные знания, вместе с тем формировать у них оп-ределенные способы восприятия : умение наблюдать, анализировать, сравнивать и обобщать то, что было воспринято.
Для того, чтобы овладение новыми знаниями проходило успешно, необходимо, чтобы ребенок усваивал их не пассивно, а активно, в процессе игровой, трудовой деятельности, экскурсий, наблюдений. Наиболее эффектно познавательное развитие дошкольников осуществляется в процессе поисковой, экспериментальной деятельности детей.
В системе разнообразных знаний об окружающем особое место занимают знания о явлениях неживой природы. Воспитывая и обучая ребенка, нельзя ограничиваться традиционным интересом его к диким и домашним животным, к растениям и т. п. Необходимо заботиться о развитии интереса и к физическим явлениям.
Конечно, в сознании ребенка есть отдельные факты, сведения о явлениях неживой природы. Но этого недостаточно. Эти трудности воспитатель должен взять на себя и передавать детям различные сведения о неживой природе не вразброс, а отдельными крупными темами.
Тема «Ознакомление с явлениями неживой природы» заинтересовала меня не случайно. Дети часто задают вопросы: «Почему идёт снег?», «Что такое гроза?», «От-куда берутся облака?».
И я решила разработать цикл НОД по этой теме. При проведении НОД на тему «Путешествие на облаке», дети знакомятся с образованием облаков, с их разновидностями. Даю понятия о грозе, молнии, знакомлю с основными правилами поведения во время грозы, проводя занятие на тему «Что такое гроза».
Откуда берется ветер? Какой он бывает? Как человек научился использовать силу ветра? - Обо всем этом дети узнают, проводя опыты и эксперименты, просматривая видеосюжеты, наблюдая за силой и направлением ветра на метеоплощадке детского сада. Проводя НОД на тему «Почему бывает роса на траве?», совершенствую знания о круговороте воды в природе, о разных состояниях воды, даю понятие, как образуется роса, туман.
Побывав в гостях у Снежной Королевы - вместе с детьми получили ответы на многие интересующие вопросы: откуда берется иней на деревьях, земле; кто рисует узоры на окнах.
Через все эти виды деятельности красной нитью проходит воспитание эстетического чувства, умение любоваться явлениями природы.
Например, в любом явлении природы : в дожде, ветре, грозе - отмечать не только плохие, но и хорошие качества: дождь смывает пыль с деревьев, домов, поливает растения; ветер - крутит крылья ветряной мельнице, надувает паруса кораблей: гроза очищает воздух, после грозы легко дышится.
Для закрепления сведений, полученных в ходе экспериментов, наблюдений, используются различные дидактические игры, схемы.
Так при знакомстве с атмосферными осадками можно использовать схемы - знаки для обозначения погоды. Проводя игру «Какая погода отражена на картинке?», воспитатель демонстрирует слайды, картинки, иллюстрации, а дети - определенные значки.
О разных явлениях природы написано много стихов. В группе можно оформить подборку таких стихов. Для закрепления явлений природы можно использовать и загадки. В них ярко и четко сформулированы свойства и особенности тех или иных явлений.
Для поисковой деятельности детей, проведения опытов и экспериментов в группе необходимо оборудовать мини-лаборатории. Для определения силы ветра используются игрушки-вертушки, бабочки, птички на ниточке, самолеты. В календаре природы можно разместить модельную схему «Сутки», где дети смогут определять части суток и соответственно устанавливать стрелку.
Важную роль в ознакомлении с явлениями неживой природы играет познавательная литература. На полочке «умных» книг должны быть различные энциклопедии, книги из серии «Все обо всем», книжки-самоделки познавательного содержания.
При подготовке НОД по этим темам я тоже использовала материал из книг познавательного содержания. Много интересного материала я почерпнула из книг: «Энциклопедия для дошкольников», «Что такое? Кто такой?», «Все обо всем».