Папки-передвижки

Консультация для воспитателей «Патриотического воспитания дошкольников через знакомство с историей родного города»

Марина Судовская
Консультация для воспитателей «Патриотического воспитания дошкольников через знакомство с историей родного города»

Патриотического воспитания дошкольников через знакомство с историей родного города

“Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду.

Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству”.

Д. С. Лихачев (советский и российский филолог и искусствовед).

Публикация «Консультация для воспитателей „Патриотического воспитания дошкольников через знакомство с историей родного города“» размещена в разделах

Будущее страны напрямую зависит от того, какие нравственные качества будут воспитаны у подрастающего поколения, живущего в этой стране.

В период дошкольного детства происходит насыщение души ребенка понятием чести, человеческих ценностей через воспитание патриотических чувств детей в различных видах деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения) и образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов.

Патриотическое воспитание сегодня - одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы. Ответ на вопрос «что такое патриотизм в разные времена пытались дать многие известные люди нашей страны. Так, Сергей Иванович Ожегов (выдающийся русский языковед) определил патриотизм как…преданность и любовь к своему отечеству и своему народу». Григорий Яковлевич Бакланов (русский советский писатель) писал, что это «… не доблесть, не профессия, а естественное человеческое чувство».

Быть патриотом своей страны – значить принимать близко к сердцу ее интересы, заботы, горести и радости, чувствовать себя ответственным за все то, что в ней происходит. Отношение к родине, ее культуре, истории, языку передается от взрослых к детям.

Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения и умению жить среди людей – это основные задачи нравственно-патриотического воспитания дошкольников.

Нравственно-патриотическое воспитание - одна из актуальных задач нашего времени.

Интерес к проблеме воспитания духовно-нравственных качеств, ее острота не ослабевали никогда. На рубеже 20 и 21 веков в нашей стране произошли перемены социально-экономического и политического характера, повлекшие за собой изменения и в сфере морально-нравственных ценностей и норм поведения в обществе.

В настоящее время проблема духовно-нравственного развития детей стоит особенно остро. Настоящее и будущее нашего общества и государства определяются духовно-нравственным здоровьем народа, бережным сохранением и развитием его культурного наследия, исторических и культурных традиций, норм общественной жизни, сохранение национального достояния всех народов России.

Духовно-нравственное развитие в педагогике - это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоничное развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека.

К сожалению, в нравственном воспитании современных детей наметились негативные тенденции: книги ушли на второй план, их место занял экран телевизора, с которого в жизнь ребенка теперь постоянно входят персонажи сказок, герои мультфильмов, не всегда отличающиеся душевностью или нравственной чистотой. Смещение акцентов в развитии дошкольников в сторону ранней интеллектуализации, также не способствуют духовному развитию. В погоне за развитием интеллекта упускается воспитание души, нравственное и духовное развитие маленького человека, без которых накопленные знания могут оказаться бесполезными. И как результат этого - эмоциональная, волевая и духовная незрелость.

Дошкольное воспитание - важнейший период в духовно-нравственном становлении личности. Нравственное воспитание происходит благодаря целенаправленным педагогическим воздействиям, ознакомлению ребенка с нравственными нормами поведения в процессе различной деятельности.

Именно в дошкольном возрасте закладывается основа системы духовно - нравственных ценностей, определяющая отношение человека к миру во всем многообразии его проявлений. У ребенка формируются основы отношения к себе и к окружающим, обществу в целом. В процессе духовно - нравственного воспитания расширяются и углубляются понятия о родных людях в семье, прививаются навыки доброжелательного общения со сверстниками, даются представления о непосредственном и далеком окружении (дом, двор, улица, город, страна).

Особенное место в духовно-нравственном развитии является воспитание чувства патриотизма, а оно многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны.

У каждого счастливого человека есть свой любимый город. Чаще всего любимым городом, поселком, краем является то место, где человек родился или провел много времени, где промчалось детство человека, ведь именно с детством у большинства людей ассоциируются самые добрые воспоминания.

Любовь к Родине начинается с чувства любви к своему городу. История города – это живая история, она отражается и в биографии семьи и в судьбе поколения. И наша задача – с самых ранних лет заложить в детях не только интерес к истории нашего города, но и воспитать чувство уважения к нему, гордость за героическое прошлое и настоящее.

Необходимо отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных родного края, города; труд людей, традиции, общественные события и т. д. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному краю, городу педагог обязан сам его хорошо знать. Он должен продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям, особо выделив наиболее характерное для данной местности или данного края.

В непосредственно-образовательной деятельности, экскурсиях, беседах дать детям краеведческие сведения о родном крае, об истории его возникновения, о его достопримечательностях, городских зданиях и учреждениях, знаменитых земляках. Воспитывать гордость за свою малую Родину, желание сделать ее лучше.

Родители имеют недостаточно знаний в этом вопросе, не уделяют внимания данной проблеме, считая ее неважной, дети не владеют информацией о родном городе. Не имея необходимого количества знаний, трудно сформировать уважительное отношение к малой Родине.

В настоящее время выходит много методической литературы по данному вопросу. Зачастую в ней освещаются лишь отдельные стороны нравственно-патриотического воспитания детей в конкретных видах деятельности, и нет стройной системы, отражающей всю полноту данного вопроса.

Успешность развития дошкольников при знакомстве с родным городом станет возможной только при условии их активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально-практическим путем, т. е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.

Исходя из этого, работа дошкольного учреждения по патриотическому воспитанию детей включает целый комплекс задач:

- воспитание у ребёнка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;

- формирование бережного отношения к природе и всему живому;

- воспитание уважения к труду;

- развитие интереса к русским народным традициям и промыслам;

- формирование элементарных знаний о правах и обязанностях человека;

- расширение представлений о городах России;

- знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);

- развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

- формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Принципы:

При выстраивании педагогического процесса по ознакомлению дошкольников с родным городом положены следующие принципы:

Принцип историзма.

Реализуется путём сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям : прошлое (давным-давно) и настоящее (в наши дни).

Принцип гуманизации.

Предполагает умение педагога встать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребёнке полноправного партнёра, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия - любовь к семье, родному краю, Отечеству.

Принцип дифференциации.

Заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребёнка, в процессе освоения знаний о родном городе с учётом возраста, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы и др.

Принцип интегративности.

Реализуется в сотрудничестве с семьёй, детской библиотекой, музеями города и т. п.

Чтобы воспитать чувство патриотизма у дошкольников, педагоги должны использовать различные формы и методы организации деятельности детей.

Методы:

Методы Средства

Словесные методы:

рассказ, объяснение, беседа, толкование (разъяснение понятия, поручение, анализ ситуаций, обсуждение, увещевание, работа с книгой, пояснения, указания, подача команд, распоряжений, сигналов; вопросы к детям, образный сюжетный рассказ, словесные инструкции (инструкции-констатации, инструкции-комментарии, инструкции-интерпретации, выразительное чтение и рассказывание худ. произведений, повторное чтение, заучивание наизусть Использование произведений художественной литературы, устного народного творчества :

Фольклор: песни, потешки, заклички, сказки, пословицы, былины скороговорки, загадки и др. ;

Поэтические и прозаические произведения (стихотворения, литературные сказки, рассказы, повести и др.);

Наглядные методы: Наблюдаемые объекты, предметы, явления; наглядные пособия, образцы, использование персонажей различных театров

Метод иллюстрирования Предполагает применение картинок, рисунков, изображений, символов, иллюстрированных пособий: плакатов, картин, карт, репродукций, зарисовок и карточек, алгоритмов, атрибутов для игр

Метод демонстрации (использование технических средств для аудио и видео ряда) Связан с демонстрацией объектов, опытов, мультфильмов, кинофильмов, диафильмов, прослушивания музыки и др.

Метод показа Различные действия и движения, манипуляции с предметами, имитирующие движения и др.

Методы практического обучения

Упражнения (устные, графические, двигательные (для развития общей и мелкой моторики) и трудовые)

Приучение. Обсуждение ситуаций взаимодействия в ходе игры и творческой деятельности. Технические и творческие действия Музыкально-ритмические движения, этюды-драматизации. Дидактические, музыкально-дидактические игры.

Различный материал для продуктивной и творческой деятельности. Конструкторы. Знаково-символические обозначения ориентиров. Изучение правил взаимодействия в групповой деятельности

Методы проблемного обучения

Элемент проблемности. Познавательное проблемное изложение. Диалогическое проблемное изложение.

Эвристический или поисковый метод. Элементарный анализ; сравнение по контрасту и подобию, сходству; группировка и классификация; моделирование и конструирование; приучение к самостоятельному поиску ответов на вопросы Сочетание разнообразных средств, использование художественного слова ( н-р: рассказы, содержащие проблемный компонент);

Картотека логических задач и проблемных ситуаций;

Объекты и явления окружающего мира;

Различный дидактический материал;

Материал для экспериментирования;

Задачи на решение коммуникативных ситуаций

Методы, вызывающие эмоциональную активность

воображаемая ситуация; придумывание сказок;

игры-драматизации; сюрпризные моменты и элементы новизны; юмор и шутка; поощрение детей за внимательность, доброжелательность, сотрудничество; групповые дела, предусматривающие участие родителей и детей других групп Сочетание разнообразных средств, использование художественного слова (коротких рассказов, познавательных сказок, стихотворений, загадок, пословиц, поговорок, закличек, потешек, примет) и музыкального сопровождения, соответствующего характеру осуществляемой деятельности, ее темпу и содержанию; включение игровых и сказочных персонажей; использование дизайн-проектов как средства, обеспечивающего «эмоциональное погружение» в тему, в содержание изучаемого явления.

Большое значение, в патриотическом воспитании, имеет активная разнообразная деятельность дошкольников, так как быть патриотом – это не только знать и любить свою страну, но и активно работать на её благо. Для этого используют различные формы работы:

Организованная образовательная деятельность – занятия (НОД) Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов и специально организованных мероприятий Свободная (нерегламентированная) деятельность воспитанников

Занятия (индивидуальные, подгрупповые, групповые)

Занятия комплексные, интегрированные

Занятия – фантазии

Занятия-сомнения (поиск истины)

Целевые прогулки

Экскурсии

Тематические встречи (гостиные)

Викторины

Конкурсы

Презентации

Путешествия Игры, где замысел или организация принадлежит педагогу (дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные, театрализованные и др.).

Проектная деятельность

Чтение художественной литературы

Фестивали. Концерты. Тематические досуги, развлечения. Театрализованные представления

Совместная деятельность взрослого и детей тематического характера. Коллекционирование. Спонтанная игровая деятельность

Свободная творческая, продуктивная деятельность

Рассматривание книг, иллюстраций и т. п.

Самостоятельная двигательная активность

Уединение

Элементы патриотизма и гражданственности формируются у детей дошкольного возраста в ходе целенаправленной, систематической воспитательной работы. Эта работа способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, той местности, где они живут. Отдельные темы приурочены к конкретным событиям и государственно - гражданским праздникам: Дню защитника Отечества, Дню Победы, Дню освобождения города от немецко - фашистских захватчиков и т. д.

В ходе этой работы происходит осознание ребёнком себя как члена семьи, которое постепенно перерастает в осознание себя как жителя огромной планеты. В основе воспитания будущего гражданина лежит любовь к языку, песням, музыке родного народа. Связь со своей семьей, народом, страной определяют его дальнейший жизненный путь.

Работа по воспитанию патриотизма становится более эффективна, если установить тесную связь с родителями. Родители становятся не только помощниками детского сада, но и равноправными участниками формирования личности ребенка.

Воспитатель и родители постепенно подводят ребенка к осознанию того, что Россия начинается с малой Родины, с того места, где ребёнок родился и вырос, что Россия одна большая Родина для всех кто родился на её территории, И только после этого к ребёнку приходит понимание того, что Земля общий дом для многих народов.

Таким образом, чувство любви к Родине формируется постепенно, в процессе накопления знаний, вырастает из любви к близким, родному краю, интереса к доступному пониманию детей явлениям общественной жизни, осознания причастности к судьбе своей малой Родины.

Результатом данной системы является ребенок, осознающий себя гражданином, не только в современном, но и в историческом пространстве страны и города. Он любит свой город, свою Родину, свою семью, своих сверстников, хочет сделать жизнь лучше, достойнее и красивее.

Публикации по теме:

«Путешествие по городу А. П. Чехова» (знакомство детей с историей родного города)«Путешествие по городу А. П. Чехова» (знакомство детей с историей родного города) 29 января 2015 года мы будем отмечать юбилей нашего знаменитого земляка Антона Павловича Чехова - 155 лет! С именем Чехова в нашем городе.

Консультация «Знание природы родного края — это основа патриотического воспитания» Родина, Отечество… В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, те кто даёт жизнь новому существу. Какая притягательная сила.

Формирование патриотического воспитания младших дошкольников через реализацию проекта «Георгиевская ленточка» Формирование патриотического воспитания дошкольников через реализацию проекта «Георгиевская ленточка» От прошлых дней – до вечности – И.

Консультация для воспитателей «Приобщение дошкольников к традициям родного края» для реализации регионального компонента Дошкольный возраст - благоприятный период для потенциальных возможностей развития высших нравственно - патриотических чувств. Образовательный.

Консультация «Развитие связной речи через приобщение старших дошкольников к культуре родного края в проектной деятельности» В своей статье хочу рассмотреть проблему значимости формирования связной речи через приобщение к культуре родного края, как сложного личностного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Патриотического воспитания дошкольников через знакомство с историей родного города»
Опубликовано: 10 февраля 2024 в 18:39
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД