Получи документы

Консультация для воспитателей «Передовой опыт воспитателя дошкольной организации»

Акматова Айнура Асанкуловна
Консультация для воспитателей «Передовой опыт воспитателя дошкольной организации»

Вот уже несколько десятилетий в практике дошкольной педагогики используется понятие «передовой педагогический опыт».

Понятие передовой педагогический опыт в современной методической литературе характеризуется как новизна, высокая результативность и эффективность деятельности педагога. В этом определении заложены основные характеристики: без новизны любой опыт остается повседневным, и в скором времени становится достоянием только конкретного человека. Результативность – тоже важный фактор опыта, ведь каждому педагогу, который применил какое-либо новшество в своей работе, хочется получить и хороший результат, а иначе, зачем нужно внедрять это новшество? Эффективность заключается в том, что работа, связанная с применением новшеств и получением при этом положительных результатов, поднимает деятельность любого педагога на качественно более высокий профессиональный уровень.

Публикация «Консультация для воспитателей „Передовой опыт воспитателя дошкольной организации“» размещена в разделах

Под передовым опытом в широком смысле следует понимать высокое профессиональное мастерство учителя, когда значительные положительные результаты в работе достигаются за счет умелого и успешного применения известных в науке принципов и методов. Профессор М. Н. Скаткин считал, что «…опыт учителя может и не содержать в себе чего-либо нового, оригинального, но, основанный на успешном применении установленных наукой принципов и методов, он явится хорошим образцом для тех учителей, которые ещё не овладели педагогическим мастерством».

К передовому педагогическому опыту в более узком и строгом смысле этого понятия относят такую практику, которая содержит в себе элементы творческого поиска, новизны, оригинальности, то, что иначе называется новаторством. Такой педагогический опыт особенно ценен потому, что он прокладывает новые пути в педагогической практике и педагогической науке, поэтому именно новаторский опыт в первую очередь подлежит анализу, обобщению и распространению. Между простым мастерством и новаторством часто бывает трудно провести границу, потому что, овладев известными в науке принципами и методами, педагог обычно не останавливается на достигнутом. Находя и используя всё новые и новые оригинальные приёмы или по-новому, эффективно сочетая старые, педагог-мастер постепенно становится подлинным новатором. Из этого следует, что распространять и внедрять в практику надо любой положительный опыт, но особенно глубоко и всесторонне нужно анализировать, обобщать и распространять опыт педагогов-новаторов.

Как отмечает Белая К. Ю (кандидат педагогических наук, заслуженный учитель России) «педагогический опыт - это источник новых идей, подходов и технологий. Этот опыт построен на разрешении проблем, возникающих в педагогической практике, проблем, с которыми сталкивается практически каждый воспитатель, поэтому педагогический опыт может выполнять задачи совершенствования и преобразования практики».

Передовой педагогический опыт - опыт педагогов творчески и ответственно относящихся к своему делу, открывающих новые резервы повышения качества воспитания и образования. Степень новизны и новаторство где могут быть различными. Если педагог воплотил новые идеи, методы, приемы, разработал новое методическое обеспечение, его опыт квалифицируется как новаторство, творчество, исследование. Если он умело апробирует уже имеющийся опыт, то его деятельность квалифицируется как частично-поисковая или определяется понятием педагогическое мастерство.

Шамова Т. И. (доктор педагогических наук, профессор) выделяет три основных подхода к трактовке передового педагогического опыта :

- как образец хорошей работы, дающий высокие результаты по сравнению с другими педагогами;

- как деятельность, в которой воплощены в жизнь опытно- экспериментальная работа, выводы научных исследований и благодаря этому достигаются принципиально новые результаты;

- как новаторство с его творческими находками, открытием нового, оригинального знания.

По мнению Белой К. Ю., в качестве передового педагогического опыта могут выступать :

технология или элементы технологии;

авторские программы;

система методических приемов, например, набор упражнений для усиления математической подготовки учащихся и др. ;

эффективные средства обучения (пособия, карточки, тренажеры);

реализация принципов обучения (креативности, комфортности, ва­риативности и др.);

эффективная система оценки знаний;

целостная система педагогической деятельности (требует более длительного периода времени, возможно, не одного года);

система работы педагога по какой-либо проблеме;

методические рекомендации, подготовленные на основе личного опыта педагогического работника; ­

методические разработки НОД, мероприятий и др. ;

инновационная деятельность;

результаты развития детей, результаты мониторинга.

Любой передовой педагогический опыт должен быть источником решения педагогической проблемы, например, связанной с недостаточным уровнем развития речи, мышления, памяти и других психических процессов у детей; осуществлением индивидуального и дифференцированного подхода; низким уровнем воспитанности детей и др. Именно такой опыт подлежит диссеминации в первую очередь.

Для выявления степени эффективности педагогического процесса и его оценки надо иметь критерий, в котором определены: признаки объекта, мера для определения того, в какой степени выражен тот или иной признак у данного объекта. Без этих компонентов нет надёжного критерия и, значит, невозможна объективная оценка педагогического опыта.

Турбовский Я. С. (доктор педагогических наук, профессор) выделяет следующие критерии передового педагогического опыта :

1. Соответствие тенденциям общественного развития, социальному заказу. Передовые педагоги чутко реагируют на требования общества к обучению и воспитанию подрастающего поколения и находят эффективные пути совершенствования, модернизации педагогического процесса в соответствии с этими требованиями.

2. Высокая результативность и эффективность педагогической деятельности. Передовой педагогический опыт должен давать "обильный урожай", высокое качество знаний, значительные сдвиги в уровне воспитанности, в общем и специальном развитии детей. Причём результаты педагогов должны существенно отличаться по качеству при сравнении с результатами массового опыта деятельности педагогов и коллективов.

3. Оптимальное расходование сил и средств педагогов и детей для достижения устойчивых положительных результатов обучения, воспитания и развития. Нельзя считать передовым такой опыт, при котором высокий уровень знаний достигается за счёт перегрузки детей дополнительными занятиями, большим объёмом трудоёмких заданий и т. д.

4. Стабильность результатов учебно-воспитательного процесса. Сохранение заданного уровня результатов при изменяющихся условиях обучения и воспитания, а также достижение положительных результатов на протяжении достаточно длительного времени.

5. Новизна. Она проявляется в результате наблюдений педагогического процесса. Непосредственное наблюдение даёт возможность видеть реальный педагогический процесс в его движении и развитии, новизну педагогических идей, приёмов, средств и методов педагогического воздействия по сравнению с общепринятым в практике. Она может проявляться на уровне научных открытий — новое содержание, новые формы, методы обучения и воспитания, установление новых закономерностей, эффективного совершенствования педагогического труда и повышения его результатов. Затем как эффективное применение на практике известных научных положений и совершенствование на этой основе учебно-воспитательного процесса и как реализация отдельных сторон педагогического труда.

6. Актуальность и перспективность. Обоснование актуальности и перспективности опыта должно вытекать из двух основных позиций:

в какой мере данный опыт способствует решению основных задач воспитания и обучения, поставленных перед образовательной организацией (социальный заказ, для дальнейшего совершенствования практики учебно-воспитательной работы;

какие противоречия и затруднения, встречающиеся в массовой практике, успешно решаются данным опытом. Раскрытие противоречий, на разрешение которых был направлен опыт педагога, помогает глубже понять смысл, научное и практическое значение опыта и по достоинству оценить достигнутые результаты.

7. Репрезентативность.

Репрезентативность - это:

достаточная проверка опыта по времени;

подтверждение позитивных результатов не только в работе одного педагога, но и в деятельности всех педагогов, которые берут этот опыт на вооружение;

возможность повторения и творческого использования опыта одного педагога другими, расширение этого опыта до массового.

8. Соответствие его современным достижениям педагогики и методики, научная обоснованность. Должна существовать возможность анализировать передовой опыт с позиций современных педагогических знаний. Передовой педагогический опыт может быть или результатом творческих теоретических поисков педагога или его находкой в процессе проб и ошибок. Но в любом случае такой опыт всегда будет иметь научную основу. При наличии этих признаков данный опыт следует причислить к передовому педагогическому опыту, но затем надо ещё раз измерить, в какой степени данный признак проявляется.

Основным при оценке опыта является результат воспитания и обучения, который выражается в высоком уровне знаний, умений, навыков и воспитанности детей, а, следовательно, в эффективности используемых средств.

Высоких показателей можно достигнуть разными путями.

В одном случае педагог применяет в работе с детьми что-то новое, свое, и именно эти творческие элементы обеспечивают ему успех в работе. Этот опыт можно назвать новаторским. Он особенно ценен, так как вносит в практику новое. Педагоги-новаторы направляют свои творческие усилия на создание системы работы, обеспечивающей всестороннее развитие детей в соответствии с программой.

В других случаях воспитатели достигают высоких результатов благодаря творческому применению передового опыта в конкретных условиях данного учреждения. Это те педагоги, которые овладели всей суммой знаний в данной области и успешно применяют в своей работе уже разработанные наукой и апробированные опытом методы и приемы. Положительный опыт таких педагогов, которые хотя и не создали своего, оригинального, но грамотно используют передовое, также может служить образцом для тех, кто еще не достиг высокого уровня работы.

Изучать и внедрять в практику следует опыт педагогов обоих направлений. Работа по изучению, обобщению и внедрению передового педагогического опыта должна удовлетворять следующим важнейшим требованиям: быть актуальной по направленности, объективной по содержанию, научной по характеру и методам осуществления и действенной по результатам.

Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

«Лэпбук как инновационная технология дошкольного обучения». Консультация-практикум для педагогов дошкольной организации«Лэпбук как инновационная технология дошкольного обучения». Консультация-практикум для педагогов дошкольной организации Лэпбук — это самодельная интерактивная папка. В ней собирается материал по какой-то определенной теме. Основа лэпбука создается, дополняется.

Консультация для воспитателей «Инновационные технологии и подходы к организации ИКТ дошкольников»Консультация для воспитателей «Инновационные технологии и подходы к организации ИКТ дошкольников» Добрый день, уважаемые коллеги. Сегодня хочу вам сообщить о современных подходах и методах по развитию коммуникативных компетенций дошкольников.

Консультация для воспитателей «Особенности организации режимных моментов в младших группах». Часть 1 Эта консультация будет полезна молодым педагогам. Неумолимая статистика констатирует нам тот факт, что за последние годы педагогический.

Консультация для воспитателей «Особенности организации режимных моментов в младших группах». Часть 2 1 слайд: Продолжаю тему особенностей организации режимных моментов в младших группах. Теперь хочу предложить рассмотреть модель организации.

Консультация для воспитателей «Особенности организации сюжетно-ролевых игр в разных возрастных группах»Консультация для воспитателей «Особенности организации сюжетно-ролевых игр в разных возрастных группах» Цель: Систематизировать знания педагогов об особенностях организации сюжетно-ролевых игр в разных возрастных группах. План: Вводное.

Консультация для воспитателей «Педагогические принципы организации сюжетно-ролевой игры в ДОУ» Ведущий вид деятельности дошкольника – ИГРА. В сюжетно-ролевой игре отображается представление дошкольника об окружающем мире, профессиональных.

Консультация для воспитателей «Роль прогулки в жизни дошкольников, её организации в группе для детей 3–4 лет»Консультация для воспитателей «Роль прогулки в жизни дошкольников, её организации в группе для детей 3–4 лет» Прогулка на свежем воздухе играет ведущую роль для укрепления здоровья и профилактики утомления каждого человека и конечно же маленьких.

Консультация для воспитателей «Современный подход к организации работы с родителями в ДОУ» «Современный подход к организации работы с родителями в ДОУ» «От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Передовой опыт воспитателя дошкольной организации»
Опубликовано: 27 октября 2023 в 14:38
+30Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД