Получи документы

Консультация для воспитателей  «Приобщение дошкольников к истокам русской праздничной культуры»

Наталья Апанасова
Консультация для воспитателей  «Приобщение дошкольников к истокам русской праздничной культуры»

Приобщение дошкольников к истокам русской праздничной культуры.

«Народ, который не знает своей культуры и истории,-презренен и легкомысленен». Н. М. Карамзин

История Руси полна драматизма, поэтому особенно важно бережно хранить то, что досталось нам в наследство.

Публикация «Консультация для воспитателей  „Приобщение дошкольников к истокам русской праздничной культуры“» размещена в разделах

Культуру Руси можно сравнить с величавым деревом, крона которого имеет тысячи ветвей, несметное количество листьев и мощные, глубоко уходящие в землю корни. Памятники русской национальной культуры являются достоянием мировой культуры, и мы по праву можем ими гордиться. Ещё А. С. Пушкин в письме к П. Я. Чаадаеву писал: «Клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество или иметь другую историю, кроме наших предков».

Сейчас, с возвращением к нам национальной памяти, всё больше хочется знать о русской культуре, о том, как жили наши предки, во что одевались, какие соблюдали обычаи и традиции, что ели и пили, как отмечали праздники.

Несмотря на суровые времена, наши предки любили и умели веселиться. Обычно праздничный день начинался с торжественной службы в церкви, а продолжался на улице, в поле, на лужайках. Под музыку свирелей, балалаек, гармошек водили хороводы, пели, плясали, затевали игры.

На пасху катали крашеные яйца, соревновались в силе и ловкости. В мае дружно встречали весну, украшали березки, плели венки из цветов. В июне, под Иванов день, вереницей ходили в луга, прыгали через горящие костры, а возвращаясь под утро, свистели в самодельные липовые дудочки. Осенью отмечали пору «изобилия плодов земных», а зимой, в святочные дни, продолжавшиеся две недели, ходили ряжеными по улицам, надевали маски, пели колядки.

Всё это яркие картины русской культуры, традиций нашего народа. Приобщая к ним детей, мы взрослые, сами того не подозревая, дарим им не только радость и счастье яркого праздника, но и возможность стать по настоящему русскими людьми, народом с богатой культурой и традициями.

Кто мы, откуда мы, где и в чем наши народные корни? Пословица гласит: «Кто старое помянет, тому глаз вон. Но кто старое забудет, тот и вовсе может ослепнуть». Поэтому наша задача –создать условия для приобщения детей к традиционной русской и кубанской культуре, научить их с глубоким уважением относиться к фольклору, народному искусству.

Так же хочется отметить, что в последние годы в системе дошкольного образования Кубани активизировалась работа по приобщению детей к культуре своего народа, воспитанию любви к малой Родине-Кубани. Нам достались по наследству уникальные богатые традиции казачьего края, которые нуждаются в восстановлении и защите. Потеря народных традиций невосполнима : они являются нравственной опорой, служат живительным источником. «Чтобы вырастить лес, надо посадить молодые саженцы; чтобы оздоровить реки и пруды, надо расчистить маленькие родники и ключи, их питающие.

Чтобы возродить народные традиции, надо позаботиться о воспитании в этих традициях детей. Только ребёнок, с его чистой душой, незасорённым слухом и творческим мышлением, может освоить традиционную культуру своего народа». (Г. Науменко).

Многообразный и оригинальный пласт музыкального народного творчества – это детский музыкальный фольклор. С первых месяцев жизни ребёнок соприкасается с потешками, прибаутками, сказками, колыбельными песнями, играми.

Приобщение детей к фольклору развивает образное мышление и воображение, эмоциональную сферу, помогает самоутверждению и ценностному отношению к миру. Для полноценного воспитания ребё нка необходим мир фольклора: в нем он гармонично живёт с природой, героями песен, игр, сказок. Малые жанры фольклора учат добру и чуткости, любви к природе, своему краю, обрядам и обычаям, ко всему, без чего человек жить не может.

Чтобы приобщить детей к традициям, научить их петь народные песни, исполнять танцы и успешно преодолеть возникающие при этом трудности, необходимо учитывать особенности детского восприятия, мышления, возрастных особенностей, особенность развития музыкальных и творческих способностей – условий успешного развития. Необходимо тщательно подбирать музыкальный материал, произведения устного народного творчества, предметы декоративно-прикладного искусства, которые бы отвечали региональным особенностям, богатству и разнообразию края. Дети быстро усваивают и запоминают яркие, простые, образные произведения музыкального и устного народного творчества, если они им даны на высоком художественном уровне. Постепенно дети начинают петь правильно. Их движения становятся свободнее, ориентировка в пространстве – смелее, речь – чище и выразительнее.

Предлагаю вам пальчиковую игру на мотивы русских народных прибауток и игру «Лень», которая решает много педагогических задач одновременно: знакомит со старинными русскими словами, прививает чувство уважения к трудолюбию и порицанию лени; развивает творческие способности детей.

Пальчиковая игра «Я колю дрова»

Я колю, колю дрова (постукивающие движения костяшками больших пальцев,

Я колю, колю дрова (постукивающие движения костяшками указательных пальцев,

Я колю, колю дрова (постукивающие движения костяшками средних пальцев,

Я колю, колю дрова (постукивающие движения костяшками безымянных пальцев,

Колю дрова на чурочки (постукивающие движения костяшками мизинцев).

Горит огонь в печурочке! (руки соединяют в «замок» и шевелят пальцами)

Гори, гори жарче, печь, будут детки пышки печь! (сильно трут ладони, чтобы они стали горячими.)

(затем можно «попробовать пышки»- подуть на ладони и понарошку поесть).

Подвижная игра «Лень»

Один из играющих, изображающий лень, садится на пол. Дети стоят поодаль от него врассыпную.

Дети. Тепло ли тебе, лень? Холодно ли молодому?

Лень. Не тепло.

Дети. Не одеть ли нам его, не обуть ли нам его?

Как с молодца кафтан, со старушки сарафан,

С молодицы-то платок, с красной девицы венок. (изображают как его одевают)

Дети. Что ты, лень, сидишь?

Лень. Пить, есть хочу.

Дети. Что же тебе надобно?

Лень. Яства боярские, питья государские.

Дети. Кто спину не гнет, тому ложка не в рот.

А где гнулась спина, тому рожь густа и колосиста!

Колосиста, ядрениста.

С зерна-то пирог, с колоска весь мешок.

Лень догоняет детей, они убегают. Пойманный ребёнок становится ленью.

Игра «Калачи»

Дети становятся в три круга. Двигаются подскоками по кругу и при этом произносят слова:

Бай-качи-качи-качи!

Глянь – баранки, калачи!

С пылу, с жару, из печи.

По окончании слов игроки бегают врассыпную по одному по площадке. На слова «Найди свой калач!» возвращаются в свой круг. При повторении игры могут меняться местами в кругах

Игра «Хрен»

Дети садятся на пол друг за другом, расставив ноги в стороны, крепко обхватив руками впереди сидящего ребёнка. Получается длинная цепочка. Первый ребёнок из сидящих на полу – бабка. Один ребёнок – водящий, он стоит рядом с детьми. Сидящие на полу дети поют песню, раскачиваясь в разные стороны. Окончив пение, водящий спрашивает у бабки:

- Бабка, как твой хрен? Посадила?

Бабка отвечает:

- Посадила, милка, посадила.

- А хрен твой готов?

- Готов.

- А вытащить можно?

- Можно.

Водящий вытаскивает одного из детей. Если удалось вытащить, то водящих становится двое. Игра повторяется: все поют песню, затем водящие спрашивают бабку, можно ли «хрен» рвать, и двое водящих вытаскивают еще одного ребёнка. Водящих становится трое, игра продолжается.

Условие игры: дети держатся друг за друга крепко, чтобы никого не смогли вытащить.

Песня: (поётся на двух звуках)

Ай, хрен, господин.

А кто тебя посадил?

Селиванова жена

При дорожке жила,

Калачи пекла.

Калачи горячи,

На окошко мечи,

Приехали торгаши

Закупать калачи…

Соприкосновение с народным искусством и традициями, участие в народных праздниках духовно обогащают ребёнка, воспитывают гордость за свой народ, поддерживают интерес к его истории и культуре.

Известно, что все идет из детства, поэтому так важно нам с вами, именно сейчас, прививать любовь к русскому, кубанскому фольклору, к народной музыке, для того, чтобы они стали неотъемлемой частью жизни наших детей, а не чем-то чуждым и посторонним.

В заключении мне бы хотелось напомнить и озвучить истину о том, что музыка обладает колоссальным воздействием на человека, тем более на маленького ребёнка.

С глубокой древности до наших дней музыка живёт рядом с человеком, у неё нет авторов, она создавалась на протяжении многих поколений, передавалась от старших к младшим. Издавна живут рядом с человеком и музыкальные инструменты. Как они появились? Человек прислушивался к протяжному пению натянутой тетивы лука, ударам дубинок по сухим стволам деревьев, свисту срезанной камышинки… Существуют инструменты, которые считаются музыкальным символом какого- либо народа. У русских это балалайка и гармонь. Их заливистые, серебристо- звонкие голоса не спутаешь ни с какими другими.

Многочисленные песни, плясовые наигрыши, музыкальные инструменты дошли до наших дней благодаря искусству народных музыкантов – сказителей. Они и певцы, и поэты, и инструменталисты, и актёры.

Любовь народа к музыкантам запечатлена в сказках, легендах, преданиях.

Белорусская народная сказка «Музыкант-чародей»

Жил-был на свете музыкант. Начал он играть с малых лет. Пасёт, бывало, волов, срежет лозину, сделает себе дудочку и как заиграет, так волы и перестанут щипать траву, насторожат уши и слушают. Птички в лесу притихнут, даже лягушки по болотам не квакают. Когда играл маленький музыкант, каждому казалось. Будто сладость какая-то пролилась ему на сердце, какая-то невидимая сила подхватила его и несёт всё выше и выше – в чистое синее небо к ясным звёздам. И хочется сидеть так вот всю жизнь и слушать игру музыканта. Играл он весело – все веселились. Играл печально – на всех тоска нападала. Вот какой был музыкант – чародей: что захочет, то с сердцем и сделает.

Подрос музыкант, смастерил себе скрипочку и пошел ходить по свету. Простые, добрые люди любили его, поили, кормили. А злые паны не любили, потому что, послушав музыканта – чародея, переставали люди служить им. И решили злые паны сговориться с чертями и погубить музыканта: наслать на него двенадцать голодных волков.

Загородили волки музыканту дорогу, зубами щёлкают, глаза горячими угольками горят…А музыкант достал из котомки скрипку, прислонился к дереву и провёл смычком по струнам. Как живая заговорила скрипочка. Замерли кусты и деревья. А волки как стояли, разинув пасти, так и застыли. Слушают во все уши и голод забыли.

Перестал музыкант играть, а волки как сонные в лес потянулись… Вот какой был музыкант – чародей!

Так откуда же зародилось это чудо – музыка! На этот вопрос очень красиво ответил поэт Г. Серебряков:

Ты откуда, русская,

Зародилась музыка?

То ли в чистом поле,

Толи в лесе мглистом?

В радости ли? В боли?

Или в птичьем свисте?

Ты скажи, откуда

Грусть в тебе и удаль?

В чьём ты сердце билась

С самого начала?

Как же ты явилась?

Как ты зазвучала?

Пролетели утки –

Уронили дудки.

Пролетели гуси –

Уронили гусли.

Их порою вешней

Нашли, не удивились.

Ну, а песня?

С песней

На Руси родились!

Пойте народные песни, танцуйте народные танцы, играйте в народные игры! Радости и творческих успехов!

Публикации по теме:

Формирование представлений детей о Родине России. Экскурсия в Третьяковскую галереюФормирование представлений детей о Родине России. Экскурсия в Третьяковскую галерею Сентябрь. .Домотканые половики Формировать представление о русских самобытных предметах.. Знакомим детей с домоткаными половиками и.

План по самообразованию. Тема: «Приобщение детей к истокам народной культуры через подвижные игры» План по самообразованию. Тема: «Приобщение детей к истокам народной культуры через подвижные игры Содержание работы: 1. Сбор и изучение методической.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей  «Приобщение дошкольников к истокам русской праздничной культуры»
Опубликовано: 5 апреля 2014 в 20:12
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД