Галина Тарасенко
Растим талантливого рассказчика. Консультация для родителей
▼ Скачать + Заказать документы
Мало кто из дошкольников,приходя в школу,умеет "красиво
говорить".Это умение не только понятно и связно выражать смысл произносимого,но и вызвать интерес к сказанному,т. е. передавать содержание выразительно,ярко,эмоционально. Такой талант рассказчика не дается в наследство-это кропотливый труд взрослых по развитию у детей "чувства языка".Специалисты определяют умение ребенка составлять рассказ как задачу развития связной монологической речи. Есть две основные формы связной речи- диалог и монолог. Доказано,что уровень речевого развития зависит от уровня развития общения у детей. Так общаясь со сверстниками,дети используют контекстную речь,а в общении со взрослыми ситуативную. Дети 4-5 лет активно вступают в беседу, поддерживают разговор,пересказывают сказки, рассказы,самостоятельно составляют рассказ по игрушкам и картинам. Но без целенаправленной работы взрослого не умеют правильно формулировать вопросы,их самостоятельный рассказ,в основном- копирование образца взрослого с нарушенной логикой в изложении,очень частым повторением слов "потом,еще. " Дети должны пользоваться высказываниями разных типов-описательными,повествовательными, контаминированными (смешанными) .Это поможет ребенку,адаптироваться в школе, в группе сверстников:ребенок, который хорошо рассказывает,станет вызывать интерес,у него появится много друзей,а значит в будущем он вырастет уверенным в себе,что положительно скажется на его личности. Для развития связной речи можно использовать следующие игры-упражнения: 1."Закончи предложение"(ребенок должен закончить начатое взрослым предложение, затем придумать предложение с определенным словом самостоятельно. 2."Назови лишнее слово"(на слух отличить заданное слово от других,которое на него похоже).3."Найди слово- невидимку"(хлев-лев,коса-оса,щель-ель.)4."Качества предметов"( сравнить и обобщить свойства предметов:что бывает белым,круглым,пушистым)5."Урожай собирай"(собрать слова на определенный звук)6."Весь рассказ на одну букву" 7."Найди в слове число" 8."Самое важное"( какое явление и событие не может обойтись без этого : воды, солнца и т. д.)9."Составь рассказ по картинкам"10."Что здесь правда,а что ложь" (по картинкам небылицам)