Татьяна Коровина
Консультация для воспитателей «Развитие мелкой моторики пальцев рук у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие мелкой моторики пальцев рук у дошкольников
«Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок»
В. А. Сухомлинский
У большинства детей дошкольного и младшего школьного возраста с нарушениями речи специальными исследованиями выявлен недостаточный уровень сформированности не только крупной моторики, но и тонких движений кистей и пальцев рук. Отставание в развитии тонкой моторики рук у дошкольников препятствует овладению ими навыками самообслуживания, затрудняет манипуляции различными мелкими предметами, сдерживает развитие некоторых видов игровой деятельности. У младших школьников несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняет овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков.
Публикация «Консультация для воспитателей „Развитие мелкой моторики пальцев рук у дошкольников“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Мелкая моторика
- Мелкая моторика. Консультации и рекомендации
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2016
Всё это обуславливает необходимость специальной целенаправленной работы по развитию тонких координационных движений рук и ручной ловкости в целом у данной категории лиц.
Анализируя экспериментальные данные, свидетельствующие о тесной связи функции руки и речи, в том числе данные электрофизиологических исследований. М. М. Кольцовой пришла к выводу «Что морфологическое и функциональное формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук». Она особо подчёркивает, что «влияние проприоцептивной импульсации мышц руки так значительно только в детском возрасте, пока идёт формирование речевой моторной области». Отсюда большое значение придаётся использованию этого факта в работе с детьми и в случаях своевременного речевого развития и особенно в тех случаях, когда развитие ребёнка нарушено.
Формирование двигательных функций, в том числе и тонких движений рук, происходит в процессе взаимодействия ребёнка с окружающим предметным миром. Манипулятивные действия с предметами осваиваются ребёнком через научение в процессе его общения с взрослыми. Таким образом, у ребёнка формируется «предметное» мышление. Кроме того, двигательная активность ребёнка, его предметно - манипулятивная деятельность, способствующая развитию тонких движений кистей и пальцев рук, оказывает стимулирующее влияние на речевую функцию ребёнка, на развитие у него сенсорной и моторной сторон речи
Известно, что онтогенетически развитие руки ребёнка начинается с ощупывания и хватательных движений. Захватывая находящиеся вблизи предметы, манипулируя ими, ребёнок при помощи руки приобретает свои первые опыты в познании окружающего его предметного мира. Рука, таким образом, постепенно развивается во всё усложняющейся предметной деятельности и становится не только воспринимающим, наряду с ухом и глазом, но и творящим органом. Благодаря развитой расширяются возможности ребёнка в формировании пространственных представлений, в знакомстве со свойствами и качествами предметов через непосредственные практические действия с этими предметами.
Словесное сопровождение со стороны взрослого предметных действий ребёнка с называнием предметов, их свойств, назначения и обозначением положения в пространстве, последовательности в характере выполняемых действий способствует освоению родного языка и развитию собственной речи ребёнка.
Кроме того, целенаправленная работа по совершенствованию движений пальцев, как известно, весьма полезна для подготовки руки к письму.
В литературе описаны приёмы работы по развитию мелкой моторики у детей ЗПР (Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова 1973г., с моторной алалией (Н. И. Кузьмина, В. И. Рождественская 1977г.) с ДЦП (М. В. Ипполитова 1980г., с ОНР (Д. С. Бет 1983г., с дизартрией (Л. В. Лопатина, Н. В. Серебрякова 1994г., с заиканием (Н. А. Рычкова 1988г.) Все вышеуказанные авторы подтверждают тот факт, что тренировка тонких движений пальцев рук является стимулирующей для общего развития ребёнка и, особенно для развития речи.
Итак, формирование словесной речи ребёнка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной тонкости. Развитие пальцевой моторики как бы подготавливает почву для последующего формирования речи. Поскольку существует тесная взаимосвязь речевой и моторной деятельности, что позволяет использовать более сохранную функцию для коррекции нарушении другой.
Работа по развитию тонкой моторики кистей рук начинается с «пальчиковых игр», этот вид упражнений широко распространён в логопедической практике. Поначалу дети обучаются несложным статическим позам кистей и пальцев рук, постепенно усложняя их. Игры с пальчиками активно используются в период с октября - декабрь. В дальнейшем их применяют эпизодически, как вспомогательный приём в работе на других уровнях.
Параллельно идёт работа по обучению детей элементам самомассажа кистей и пальцев рук. Массаж является одним из видов пассивной гимнастики. Благоприятное влияние массажа на организм человека, как местного, так и общего, отмечают многие авторы. Массаж оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышая тонус эластичность и сократительную способность мышц. Работоспособность утомлённой мышцы под влиянием массажа восстанавливается быстрее, чем при полном покое. Положительно действует массаж и на суставы, а так же на эластичность и подвижность связочного аппарата. При систематическом проведении массажа функции рецепторов, проводящих путей, усиливаются рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и сосудами. Под влиянием массажа в рецепторах кожи и мышцах возникают импульсы, которые, достигая коры головного мозга, оказывают тонизирующее воздействие на ЦНС, в результате чего повышается её регулирующая роль в отношении работы всех систем и органов. Детей обучают следующим приё мам самомассажа:
• Поглаживание
• Растирание
• Разминание
• Выжимание
• Активные и пассивные движения
На основе рекомендаций А. А. Бирюковой были разработаны три комплекса упражнений самомассажа:
• Самомассаж тыльной стороны кистей рук
• Самомассаж ладоней
• Самомассаж пальцев рук
Начинается и заканчивается массаж расслаблением кистей рук, поглаживанием.
С большим увлечением занимаются дети спичками: выкладывают по образцу, по представлению. Эти занятия наряду с развитием тонких движений рук помогают формировать и развивать процессы внимания, целостности восприятия, активизируют самостоятельные речевые высказывания детей по поводу выполняемой работы. С этой же целью используются игры «Собери бусы», «Мозаика», «Зашнуруй башмачок», «Собери пирамидку» по образцу, упражнения с прищепками, резиночками, волчками, карандашом, грецкими орехами, пальчиковый бассейн…