Папки-передвижки

Круглый стол для воспитателей на тему: «Игры на развитие мелкой моторики рук»

Светлана Захарова
Круглый стол для воспитателей на тему: «Игры на развитие мелкой моторики рук»

Цель: повысить компетентность педагогов ДОУ по вопросу развития мелкой

моторики и познакомить их с нетрадиционными играми для пальчиков.

1. Подготовка проведения круглого стола :

-разработка д/и «Резиночки», «Бусы для куклы», «Рисование резинками»;

-разработка оборудования для массажа;

-разработка сухого бассейна;

-разработка материала для рисования манкой на стекле;

-составление анкеты для родителей (Приложение 1).

2. Оборудование:

Публикация «Круглый стол для воспитателей на тему: „Игры на развитие мелкой моторики рук“» размещена в разделах

Мультимедийное оборудование, грецкие орехи, зубная щётка, мячики-ёжики,

горох, крупы, фасоль, маленькая игрушка, стекло, резиночки для волос, резинки

для плетения браслетов, фанера, карточки, пинцет, крупный бисер, леска.

3. Участники: учитель-логопед, педагоги.

4. Форма проведения: круглый стол.

Ход мероприятия:

«Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев»

В. А. Сухомлинский.

1. В начале мероприятия логопед предлагает педагогам заполнить анкеты с вопросами.

2. Далее педагогам предлагается метод «Дерево ожиданий». Педагоги на шаблонах

яблок должны написать то, что они ожидают от мероприятия. Шаблоны яблок

прикрепляются на дерево. Ожиданий может быть несколько. По мере того, как

пожелания будут исполняться, т. е. яблоки начнут «созревать», их можно снимать и

«собирать» в корзину.

3. Немного о теории.

Сегодня мы с Вами поговорим о значении развития мелкой моторики рук в развитии

детской речи, и на практике познакомимся с нетрадиционными играми и

упражнениями, при помощи которых можно развивать мелкую моторику рук малыша.

В последнее время выявляется такая закономерность: у большинства современных

детей отмечается общее моторное отставание и отставание в развитии тонких

движений пальцев. Выявляется, что зачастую мышцы пальцев рук у детей слабые,

дети не могут точно воспроизвести заданную позу, не могут ее удержать, не говоря

уже о том, что большинство детей затрудняются в овладении таких навыков, как

застегивание и расстегивание пуговиц, молний и т. п.

В чем же причина? Еще 20 лет назад родителям, а вместе с ними и детям, приходилось

больше делать руками, перебирать крупу, стирать белье, вязать, вышивать и т. п.

Сейчас же на каждое занятие есть по машине. Даже обувь теперь родители покупают

детям на липучках, чтобы не брать на себя труд учить ребенка застегивать ее,

завязывать шнурки.

На всех этапах жизни ребенка, движения пальцев рук играют важнейшую роль. Самый

благоприятный период для развития речи - до 7 лет, когда кора больших полушарий

еще окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте необходимо развивать

все психические процессы, в том числе и речь ребёнка.

Исследованиями ученых (М. М. Кольцова, Е. Н. Исенина, Л. В. Антакова-Фомина) была

подтверждена связь речевого развития ребёнка и мелкой моторики рук. Все ученые,

изучавшие психику детей, подтверждают факт, что тренировка тонких движений

пальцев рук является стимулирующей для развития речи детей и оказывают большое

влияние на развитие головного мозга.

Систематические упражнения по тренировке движений пальцев, по мнению М. М.

Кольцовой, являются «мощным средством» повышения работоспособности головного

мозга. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет

логически рассуждать, у него достаточно развитыпамять, внимание, связная речь.

Понимание педагогами и родителями значимости и сущности мелкой моторики рук

помогут развить речь ребёнка, оградят его от дополнительных трудностей обучения.

Пальчиковая гимнастика способствует развитию речевых центров коры головного

мозга. Методика и смысл пальчиковой гимнастики заключается в том, что нервные

окончания рук воздействуют на мозг ребёнка и мозговая деятельность активизируется.

Другими словами, формирование речи ребёнка совершается под влиянием импульсов

идущих от рук.

Занятия пальчиковой гимнастикой помогут ребенку научиться быть настоящим

хозяином своих пальчиков, совершать сложные манипуляции с предметами, а значит,

подняться еще на одну ступеньку крутой лестницы, ведущей к вершинам знаний и

умений.

Что же происходит, когда ребёнок занимается пальчиковой гимнастикой?

1. Выполнение упражнений индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и стимулирует развитие речи.

2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат понимать смысл речи. Повышают речевую активность ребёнка.

3. Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой. Ритмичной, яркой.

4. Ребёнок учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений.

5. Овладев многими упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.

6. В результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу,

хорошую подвижность, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

Итак, речь ребёнка совершенствуется под влиянием импульсов от рук, точнее от

пальцев. Ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет

логически рассуждать, у него достаточно развиты такие психические функции, речь.

Рекомендации по проведению пальчиковых игр:

- перед игрой с ребенком необходимо обсудить ее содержание, сразу при этом

отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не только

позволит подготовить малыша к правильному выполнению упражнения, но и создаст

необходимый эмоциональный настрой;

- выполнять упражнения следует вместе с ребенком, при этом демонстрируя

собственную увлеченность игрой;

- при повторных проведениях игры дети нередко начинают производить текст

частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается

наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением;

- выбрав два или три упражнения, постепенно заменяйте их новыми. Наиболее

понравившиеся игры можете оставить в своем репертуаре и возвращаться к ним по

желанию малыша;

- не ставьте перед ребенком несколько сложных задач сразу (к примеру, показывать

движения и произносить текст). Объем внимания у детей ограничен, и невыполнимая

задача может «отбить» интерес к игре;

- вначале дети испытывают затруднения в выполнении многих упражнений, поэтому

отрабатываются движения постепенно и пассивно, с помощью взрослых;

- никогда не принуждайте. Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если

возможно, ликвидировать их (например, изменив задание) или поменяйте игру.

5. Практическая часть.

А сейчас мы с Вами поговорим о нетрадиционных играх для пальчиков.

Предлагаю Вашему вниманию несколько примеров упражнений.

I. Массаж и самомассаж с использованием прищепок, грецких орехов, массажных мячей.

Начинать работу лучше с массажа (позже - самомассажа).

Доказано, что даже самый примитивный массаж, заключающийся в сгибании и

разгибании пальцев годовалого малыша: вдвое ускоряет процесс овладения им речью,

способствует овладению тонкими движениями пальцев, улучшает трофику тканей и

кровоснабжение пальцев рук. Массируя пальчики,вы воздействуете на активные

точки, связанные с корой головного мозга. Продолжительность массажа 3-5 минут.

Массаж с мячиками.

-Мяч находится между ладоней ребёнка, пальцы прижаты друг к другу. Делайте

массажные движения, катая мяч вперёд-назад.

-Мяч находится между ладоней ребёнка, пальцы прижаты друг к другу. Делайте

круговые движения, катая мяч по ладоням.

-Зажмите мяч между ладонями, пальцы сцеплены в "замок", локти направлены в

стороны. Надавите ладонями на мяч (4-6 раз).

Массаж с прищепками.

Массаж с грецкими орехами.

-Перекатывать пальцами одной руки два грецких ореха. Все это оказывает прекрасное

тонизирующее и оздоравливающее действие. Этот простой и эффективный массаж

способствует притоку крови к нервным окончаниям на пальчиках последовательно,

посылаются положительные импульсы в головной мозг.

-Придавливать поочередно всеми пальцами обеих рук к столу, стараясь при этом

делать вращательные движения.

Массаж зубной щёткой.

Растирание щёткой каждого пальца по -очереди, ладони на правой и левой руках.

II. Игры с различными крупами.

Рисование на манной крупе

Взаимодействие с манной крупой стабилизирует эмоциональное состояние. Наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики, мы стараемся научить детей прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. А это, в свою очередь, способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти. Но самое важное - ребенок получает первый опыт рефлексии, учится понимать себя и других. А рисование на манной крупе — радостный, вдохновенный труд, к которому ребенка не надо принуждать.

«Сухой бассейн».

-«Золушка» (перебрать все крупы по отдельности);

-«Найди игрушку».

III. Выкладывание рисунка из различных материалов– серьезное занятие. Оно требует от детей усидчивости и терпения, развивает навык выполнять действие по заданному образцу. Занятие можно разбить на несколько этапов Я использую для занятия мозаику, семена, пуговицы, счетные палочки.

IV. Игры с резинками для волос.

Предлагается по каточкам выполнять задания.

V.Игра на фанере.

VI.Игра «Бусы».

Предлагается сделать бусы из бисера и макарон.

VII.Игры с пуговицами.

VIII.Пальчиковый театр.

Итог мероприятия:

Прошу свои яблоки положить в корзину. Спасибо за внимание.

В конце педагогам предлагается заполнить анкету.

Анкета для педагогов ДОУ

1. Проводите ли Вы мероприятия для развития мелкой моторики рук у детей?

- Да, регулярно

- Иногда

- Нет

2. Информируете ли Вы родителей по этой проблеме?

- Да, регулярно

- Иногда

- Нет

3. Много ли у Вас в группе игр на развитие мелкой моторики детей?

- Да

- Есть немного

- Нет, но их хватает

4. Есть ли у Вас самодельные игры? Какие?

- Да

- Нет

5. Как Вы считаете, с какого возраста начинают развивать мелкую моторику?

- С ясельного возраста

- Со средней группы

- Со старшей группы

6. Какие нетрадиционные материалы Вы используете в работе?

- Крупы

- Бусины, пуговицы

- Иголки, скрепки, нитки

- Фрукты и овощи

- Другое (укажите что)

Прикреплённые файлы:

kruglyi-tol_k3am5.pptx | 1077,71 Кб
 
Публикации по теме:

«Условия успешного развития игры в детском саду». Круглый стол для воспитателей«Условия успешного развития игры в детском саду». Круглый стол для воспитателей «Условия успешного развития игры в детском саду» — круглый стол для воспитателейДетство - это не только беззаботная пора в жизни человека,.

Игры и упражнения для развития мелкой моторики и снятия психоэмоционального напряжения. Мастер-класс для воспитателей Мастер –класс для воспитателей Провела и подготовила Смирнова Н. Е. Игры для развития мелкой моторики особенно нужны современным детям.

Игры и упражнения на развитие мелкой моторики Уже с десяти месячного возраста активные упражнения для пальцев рук, вовлекая в движения больше пальцев с достаточной амплитудой. Так, малышам.

Игры на развитие мелкой моторикиИгры на развитие мелкой моторики В нашей группе раннего возраста (от 2 до 3 лет) № 12 "Теремок" дети с большим удовольствием играют в различные игры. Большой интерес вызывают.

Игры на развитие мелкой моторики Слайд 1 Учитывая важность проблемы по развитию мелкой моторики, решила провести с детьми углубленную работу в этом направлении, работая.

Игры на развитие мелкой моторики Игра на развитие мелкой моторики. Карточка №1 «Щелчки». Ладонь прижата к столу, пальцы разведены. Другая рука поднимает пальцы по одному.

Круглый стол для воспитателей по теме ЗОЖ «Планирование и организация работы по овладению детьми дошкольного возраста элементарными нормами и правилами ЗОЖ» (Педагоги делятся на.

Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста. Консультация для родителей и воспитателей «Не интеллектуальные преимущества сделали человека властелином над всем живущим, а то, что одни мы владеем руками – этим органом всех органов».

Семинар-практикум для воспитателей «Умные руки — умный ребенок. Игры и упражнения на развитие мелкой моторики» Пояснительная записка Цель: совершенствование профессиональной компетентности педагогов в области развития мелкой моторики руки детей дошкольного.

Семинар-практикум для воспитателей «Волшебные круги. Развитие мелкой моторики у детей с нарушением речи» Цель: Познакомить педагогов, участвующих в семинаре, с нетрадиционной технологией аппликации для развития мелкой моторики у детей с общим.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Круглый стол для воспитателей на тему: «Игры на развитие мелкой моторики рук»
Опубликовано: 26 апреля 2016 в 15:03
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД