Папки-передвижки

Консультация для воспитателей «Развитие познавательной активности дошкольников в проектной деятельности»

Елена Берюхова
Консультация для воспитателей «Развитие познавательной активности дошкольников в проектной деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы

Консультация для воспитателей

"Развитие познавательной активности дошкольников

Публикация «Консультация для воспитателей „Развитие познавательной активности дошкольников в проектной деятельности“» размещена в разделах

в проектной деятельности"

На современном этапе образование определяется как процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества и государства. Переориентация образования на личностные ценности требует от педагога такой деятельности, которая будет направлена на развитие индивидуальности и уникальности каждого ребенка, что предполагает, прежде всего, развитие познавательной активности и раскрытие его творческого потенциала.

В связи с этим возникает необходимость выбирать более эффективные методы воспитания и обучения, дающие детям не исчерпывающую сумму знаний, а ключ к познанию действительности.

Поэтому основным структурным компонентом познавательного развития дошкольника становится проблемность, которая обеспечивает постоянную открытость ребёнка новому, выражается в поиске несоответствий и противоречий, а одним из наиболее эффективных способов организации педагогического процесса – метод проектов.

Под проектом понимается самостоятельная и коллективная творческая завершенная работа, имеющая социально значимый результат.

В основе проекта лежит проблема, для ее решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.

Метод проектной деятельности целесообразнее использовать в работе со старшими дошкольниками, т. к. в этом возрасте дети отличаются более устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к началам анализа, синтеза, самооценке и стремлению к совместной деятельности.

Основной целью проектного метода в ДОУ является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Задачи развития :

• Обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;

Развитие познавательных способностей;

Развитие творческого воображения;

Развитие творческого мышления;

Развитие коммуникативных навыков.

Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.

В младшем возрасте – это:

• вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);

активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);

• формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности (практические опыты).

В старшем дошкольном возрасте – это :

• формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

• формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной цели, с использованием различных вариантов;

развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

В настоящее время проекты классифицируются :

по составу участников;

по целевой установке;

по тематике;

по срокам реализации.

Классификация проектов по составу участников подразумевает, что образовательное проектирование может осуществляться одним и трё х способов:

• разработка проектов педагогами,

• разработка проектов совместно с детьми;

• разработка проектов детьми, педагогами и родителями.

В практике современных ДОУ используются следующие типы проектов (по целевой установке) :

исследовательско-творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде альбомов, журналов наблюдений, драматизации;

ролево-игровые: (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы)

информационно-практико-ориентированные : дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление группы, организация выставки, мини – музея, составление буклетов на значимую тему и др.);

творческие: (оформление результата в виде детского праздника, спектакля)

Так как ведущим видом деятельности дошкольника является игра, то, начиная с младшего возраста, используются ролево-игровые и творческие проекты.

Значимы и другие виды проектов :

• комплексные

• межгрупповые

• групповые

проекты в рамках сотрудничества (с библиотекой, художественной школой)

По срокам реализации проекты подразделяются на :

краткосрочные (одно или несколько занятий,

средней продолжительности (один - несколько месяцев,

долгосрочные (на учебный год).

Длительность конкретного проекта находится в прямой зависимости от решаемых задач и от учёта психофизиологических особенностей детей (так как у детей, например, 2-ой младшей группы, преобладает чувственное восприятие, то и предлагаемые им проекты – краткосрочные).

Основные этапы проектирования :

1. Целеполагание: педагог помогает ребёнку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определённый отрезок времени

2. Разработка проекта – план деятельности по достижению цели :

• К кому обратиться за помощью (взрослому, педагогу);

• В каких источниках можно найти информацию;

• Какие предметы использовать (принадлежности, оборудование);

• С какими предметами научиться работать для достижения цели.

3. Выполнение проекта – практическая часть.

4. Подведение итогов.

Работа над проектом включает деятельность педагога и детей.

Проектная деятельность предполагает практический выход, т. е. итог работы. Педагоги проводят ее в форме:

• презентации;

• создание тематических альбомов;

• организации праздников и развлечений;

• выставка рисунков, поделок;

• организация игр-драматизаций, театральных постановок;

• оформление мини-музеев;

• выпуск стенгазет, буклетов, памяток;

• игры-импровизации с педагогами и родителями;

• организация пресс-конференций с родителями и педагогами.

Таким образом, образовательное проектирование в дошкольном учреждении используется как педагогическая технология, направленная на развитие познавательной и социальной сферы детей.

Литература:

1. Солодянкина О. В. Система проектирования в дошкольном учреждении : Методическое пособие. - М. : АРКТИ, 2010

2. Киселёва Л. С., Данилина Т. А., Лагода Т. С., Зуйкова М. Б. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения - М. : АРКТИ, 2005

Публикации по теме:

Развитие познавательных отношений детей дошкольного возраста в процессе поисковой деятельности В самом общем виде активность можно рассматривать как меру взаимодействия субъекта с окружающей действительностью. Выделяют два простейших.

Введение умственно одаренных дошкольников в проектную деятельность Овладение проектной деятельностью представляло для нас определенную сложность в связи с отсутствием технологии. Это был долгий и творческий.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Развитие познавательной активности дошкольников в проектной деятельности»
Опубликовано: 9 марта 2015 в 20:29
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для воспитателей «Развитие познавательной активности дошкольников в проектной деятельности»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Берюхова (УИ 75701) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД