Папки-передвижки

Консультация для воспитателей «Развитие речевого дыхания и направленной воздушной струи у детей дошкольного возраста»

Ирина Игинова
Консультация для воспитателей «Развитие речевого дыхания и направленной воздушной струи у детей дошкольного возраста»

Коллеги, сегодня мы поговорим о такой важной составляющей звучащей речи как воздушная струя.

Воздушная струя, выходящая из легких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу собственно и есть источник образования звуков речи. У ребенка развитие речевого дыхания происходит одновременно с развитием речи и завершается примерно к 10 годам.

Публикация «Консультация для воспитателей „Развитие речевого дыхания и направленной воздушной струи у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

Что же такое речевое дыхание? «Речевое дыхание представляет собой систему произвольных психомоторных реакций, тесно связанных с производством устной речи».

Различают 3 типа дыхания :

• верхнереберное;

• грудное;

• грудно-брюшное (диафрагмально - реберное).

Дыхание в процессе речи или речевое дыхание по сравнению с физиологическим дыханием в спокойном состоянии имеет существенные отличия, обусловленные особыми требованиями, предъявляемыми к дыхательному акту во время речи.

1. Речевое дыхание произвольно, в отличие от неречевого, которое автоматическое.

2. Речевое дыхание осуществляется через рот, вдох и выдох осуществляется через нос, вдох по продолжительности почти равен выдоху.

3. При неречевом дыхании за вдохом сразу следует выдох, затем - пауза. При речевом дыхании - за вдохом следует пауза, а затем плавный выдох.

Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранение плавности речи и интонационной выразительности.

Нарушение речевого дыхания может быть следствием общей ослабленности организма, аденоидных разращений, различных сердечно - сосудистых заболеваний и т. д.

Такие несовершенства речевого дыхания, как неумение рационально использовать выдох, речь на вдохе, неполное возобновление запаса воздуха и др., отрицательно влияющие на развитие речи детей, могут быть обусловлены неправильным воспитанием, недостаточным вниманием взрослых к речи детей.

Малыши, имеющие ослабленный вдох и выдох, как правило, говорят тихо и затрудняются в произнесении длинных фраз. При нерациональном расходовании воздуха нарушается плавность речи. Дети на середине фразы вынуждены добирать воздух. Часто дети не договаривают слова до конца и нередко в конце фразы произносят их шепотом. Иногда, чтобы закончить длинную фразу, они вынуждены говорить на вдохе, отчего речь становится нечеткой, судорожной, с захлебыванием. Ускоренный выдох вынуждает говорить фразы в ускоренном темпе, без соблюдения логических пауз.

Работа по формированию речевого дыхания предполагает, в том числе, и выработку воздушной струи. Выработка воздушной струи считается одним из необходимых и значимых условий постановки звукопроизношения. Работа по воспитанию воздушной струи должна начинаться уже на подготовительном этапе формирования правильного звукопроизношения, наряду с развитием фонематического слуха и артикуляционной моторики.

Уважаемые воспитатели, хочу познакомить вас с некоторыми играми и упражнениями для развития правильного речевого дыхания и воздушной струи.

Начать можно с простых игровых упражнений:

• дутье через соломинку в стакан с водой;

• надувание воздушных шаров;

• дутье на разноцветные вертушки;

• игры на духовых музыкальных инструментах (дудочка, флейта);

• пускание мыльных пузырей;

• дутье на одуванчики весной и летом.

При выполнении этих упражнений происходит непроизвольное обучение: делать вдох через нос, выдох через рот. Работая над развитием непроизвольного выдоха, вы постепенно подведете ребенка к осознанию акта дыхания. Можно дать ему зеркальце и предложить, дыша на него, делать:

• вдох и выдох через нос;

• вдох и выдох через рот;

• вдох через нос, выдох через рот;

• вдох через рот, выдох через нос;

Можно предложить детям протянуть гласные на выдохе «Кто дольше?» или пропеть сочетания гласных. Важно, чтобы крылья носа на воздухе не раздувались и плечи не поднимались. Можно пропевать слоги, слова.

Например :

на но ну ни

ма мо му мы ми

та то ту ты ти

мама

Мила

ноты

кони

мыла

дети

Данные упражнения можно использовать в повседневной жизни при работе с детьми: воспитателям включать в динамические паузы, при проведении прогулки, в совместную деятельность с детьми в вечернее время, использовать чистоговорки и скороговорки на занятиях по развитию речи. Слоговые цепочки могут быть использованы музыкальном руководителем в качестве распевок, так как они развивают фонематический слух, дикцию, высоту и силу голоса.

Регулярное повторение речевых игр способствует развитию плавного речевого дыхания, направленной воздушной струи, что, в свою очередь, благотворно влияет на весь ход речевого развития детей в целом.

Публикации по теме:

Рисование-игра в технике кляксографии на развитие речевого дыхания «Парикмахерская» для детей младшего дошкольного возрастаРисование-игра в технике кляксографии на развитие речевого дыхания «Парикмахерская» для детей младшего дошкольного возраста Дидактическая игра на развитие речевого дыхания "Парикмахерская" для детей младшего возраста Правильное речевое дыхание у детей - одна.

Картотека игр для развития речевого дыхания, для детей дошкольного возрастаКартотека игр для развития речевого дыхания, для детей дошкольного возраста Уважаемые коллеги в рамках проекта по речевому развитию, который проходит в нашей группе, с детьми среднего возраста, вашему вниманию предлагаю.

Консультация для родителей «Формирование речевого дыхания у детей дошкольного возраста» Дыхание является одной из важных функций жизнеобеспечения человека. Правильное дыхание важно для развития речи, так как дыхательная система.

Консультация для родителей и воспитателей на тему «Развитие речевого слуха у детей дошкольного возраста» Консультация для родителей и воспитателей на тему: " Развитие речевого слуха у детей дошкольного возраста" При развитии речевого слуха работа.

Консультация для воспитателей «Детская журналистика как эффективная технология речевого развития детей дошкольного возраста» Детская журналистика как эффективная технология речевого развития детей дошкольного возраста В настоящее время существенно повысились требования.

Консультация для воспитателей «Нормативы речевого развития детей дошкольного возраста» Первая младшая группа. Словарь: Период от 2 до 3 лет характеризуется быстрым увеличением словарного запаса у детей. Это объясняется тем,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Развитие речевого дыхания и направленной воздушной струи у детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 17 января 2024 в 09:06
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД