Папки-передвижки

Консультация для воспитателей «Детская журналистика как эффективная технология речевого развития детей дошкольного возраста»

Анна Лаврова
Консультация для воспитателей «Детская журналистика как эффективная технология речевого развития детей дошкольного возраста»

Детская журналистика как эффективная технология речевого развития детей дошкольного возраста

В настоящее время существенно повысились требования к качеству организации образовательного процесса в детском саду. Педагоги стремятся использовать современные подходы к образованию детей, применять инновационные педагогические технологии. Ведь то, что было интересно и значимо для детей еще 20-30 лет назад, уже не интересно современным детям. Применение инновационных технологий в дошкольном образовании становится все более актуальным, так как позволяет в более доступной и привлекательной для детей, достигнуть высокого качества знаний, умений, развивает мышление, речь детей, творческие способности. Из выше сказанного следует, что применение современных образовательных технологий в детском саду одна из задач, которые должны ставить ДОО в ходе организации условий образовательного процесса.

Публикация «Консультация для воспитателей „Детская журналистика как эффективная технология речевого развития детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

При широком внедрении современных технологий, в том числе ИКТ, в жизнь детей актуальной остается проблема развития речи дошкольника. Ведь от уровня развития речевых способностей дошкольников зависит дальнейшее полноценное развитие ребенка. Многочисленные наблюдения показывают, что дошкольники не владеют связной монологической и диалогической речью: плохо составляют рассказы, не умеют высказывать свои мысли, правильно задать вопрос, часто, даже в старшем дошкольном возрасте, ограничиваются односложными ответами. Из-за неразвитости речи, бедного словарного запаса у детей часто пропадает интерес на занятиях, возникает чувство стеснения в общении, наблюдаются конфликты со сверстниками.

Отсюда, в условиях реализации ФГОС ДО, особое место занимает выбор эффективных технологий. Одной из таких технологий выступает технология «детская журналистика», а именно создание детьми собственных периодических изданий (газет, новостных программ). Возможность использования детской журналистики в старшем дошкольном возрасте подчеркивается многими учеными. Данную технологию предложили отечественные педагоги С. М. Жарков и А. Ю. Дейкина, а так же А. Н. Орлов.

Какова же роль технологии «детская журналистика» в развитии дошкольников? Во-первых, дошкольники получают новый познавательный опыт, во-вторых данная деятельность прививает детям первоначальные навыки организованности и умению взаимодействовать друг с другом. При этом детскую журналистику можно использовать как для реализации образовательной области «Речевое развитие», так и для ОО «Познавательное развитие», ОО «Социально-коммуникативное развитие».

Таким образом, тема журналистики весьма актуальна. С ее помощью меняются подходы к воспитанию и обучению детей :

-раскрывается творческий потенциал детей,

-развивается воображение,

-увеличивается уровень речевой компетентности дошкольников;

-улучшается звуковая культура речи дошкольников;

-приобретаются знания норм речевого общения со взрослыми и сверстниками;

-обогащается лексический запас;

Технология содержит два основных блока: познавательный и деятельностный.

Познавательный блок включает работу по знакомству детей с детскими журналами, газетами, телепередачами, их содержанием; с жанрами: интервью, статья, заметка, репортаж, понятиями (газета, журнал, альманах, телепередач). Обязательно в группе создается «центр журналистики» или «телестудия». Дети там знакомятся с атрибутикой, символикой журналистики и создают новости.

«Деятельностный блок» предполагает совместную работу по взаимодействию педагога с детьми и родителями, реализуемую через проектную деятельность, игровую деятельность, занятия, развлечения и результат деятельности по созданию новостей.

Интервьюирование – это эффективный метод, способствующий развитию речи у детей, в том числе всех компонентов устной речи детей в различных формах и видах детской деятельности. Данный метод будет более эффективен, если в детском саду имеются современные технические средства и оборудование, такие как камера, фотоаппарат, ноутбук и др. Это оборудование позволяет не только создавать, но и увидеть продукт творчества детей. Применение настоящих технических средств, стимулирует речевое развитие детей, формирует у них чувство ответственности за свою деятельности, вдохновляет работать на результат. Каждый ребенок осознает, что не только он увидит себя со стороны, но и другие люди (родители, педагоги, другие дети).

Работа над созданием новостей развивает воспитанников умение планировать свою деятельность, дает возможность почувствовать важность их работы в жизни детского сада и общества. Дети учатся пользоваться микрофоном, камерой. Им предоставляется возможность научиться общаться, отстаивать свою точку зрения, придумывать и разрабатывать свою идею.

В новостях можно освещать все интересные события, происходящие в детском саду. Это могут быть сюжеты, статьи о праздничных и развлекательных мероприятиях ДОУ, повседневной жизни детского сада, поздравления с профессиональными и календарными праздниками, освещение итогов конкурсов и фестивалей, интервью у участников, пресс-конференции с интересными людьми. Темы дети должны обязательно выбирать сами. Тогда у детей формируется еще умение планировать свою деятельность, ответственность за результат.

Работа над каждым выпуском состоит из нескольких этапов. Сначала выбираются темы новостей. Затем наступает этап обсуждения темы, где дети учатся правильно задавать вопросы, выражать свою мысль, строить рассказ. В качестве наиболее эффективного приема развития диалоговой речи используются различные приемы наглядного моделирования: символы-заместители, пиктограммы, технология мнемотехники. В ходе работы по мнемотаблицам разбираются схемы ведения диалога, где к каждой картинке-символу подобраны вопросы для интервью. Имея зрительную опору, ребенок увереннее ведет диалог, составляет рассказ.

Эффективным средством для развития речи, конечно же, является дидактическая игра. В игре дети учатся работать в группе, в паре, учатся договариваться, самостоятельно распределяют роли, при этом расширяется словарь ребенка, речь становится интонационно-выразительной.

Далее идет непосредственно подготовка материала. Работа перед камерой, взаимодействие с людьми, помогает преодолеть робость, стеснительность, повышает самооценку.

Процесс съемки небольшого сюжета может занимать много времени. Во время работы над созданием новостей дети учатся соблюдать последовательность в передаче событий, вести диалог, планировать интервью и выделять смысловые звенья диалога. У них формируются умения добывать информацию из различных источников, задавать вопросы и отвечать на них, рассуждая и высказывая собственную точку зрения. При этом развиваются внимание, память, мышление, воображение.

Итогом является традиционный просмотр отснятого материала, либо макет газеты. Ребята обсуждают свои ошибки, замечают погрешности в собственной речи и, что самое главное, смотрят на себя со стороны.

Отснятые телепередачи, выпуски газет используются:

• для создания архива проведенных мероприятий в детском саду;

• при распространении передового педагогического опыта среди коллег;

• для проведение семинаров, выступлений на конференциях, участия в конкурсах;

• для создания последующих выпусков с другими детьми;

• для проведения мониторинга и анализа деятельности детского сада.

Технология «Детской журналистики» является так же инновационной формой взаимодействия с семьями воспитанников. Использование такой формы позволяет превратить родителей из «зрителей» и «наблюдателей» в активных участников и помощников. Родители помогают собирать материал для новостей, они с удовольствием дают интервью, готовят своих детей к сюжетам и с удовольствием становятся участниками мероприятий детского сада.

Сегодня педагоги часто используем в своей работе информационно-коммуникационные технологии : детям интересны презентации, видеоматериалы, различные компьютерные игры. Но передачи, выпуски газет, созданные своими руками, с участием сверстников вызывают больший интерес, способствуют повышению качества образования.

Создание и реализация технологии «Детская журналистика» отвечает основным требование ФГОС ДО:

-деятельный подход;

-партнерский стиль взаимодействия взрослого с ребенком;

-интеграция образовательных областей: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие;

-включение в образовательный процесс семей дошкольников;

-использование ИКТ в образовательном процессе.

Таким образом, необходимо отметить, что использование современной технологии «детская журналистика», путем создания детской газеты, организации детской телестудии очень увлекательна для детей, их родителей и педагогов. Настоящая деятельность способствует развитию самостоятельности, организованности, наблюдательности, артистизма и конечно, же развивает речевую активность. То есть соответствует запросам современного образования, направленного на поиск и создание условий для развития инициативы, творческих способностей, а также индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста.

Публикации по теме:

Технология развития интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возрастаТехнология развития интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста Технология направлена на развитие устойчивости, осознанности и активности интереса к художественной литературе у старших дошкольников.

Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста «Все задачи развития речи детей дошкольного возраста (обогащение словарного запаса, формирование грамматического строя речи, звуковая культура).

Консультация для воспитателей «Проблемы и особенности развития связной монологической речи у детей дошкольного возраста» Развитие речи – процесс сложный, творческий и поэтому необходимо, чтобы дети как можно раньше хорошо овладели своей родной речью, говорили.

Картотека игр для развития правильного речевого дыхания у детей дошкольного возрастаКартотека игр для развития правильного речевого дыхания у детей дошкольного возраста Не для кого не секрет, что речевое дыхание - это основа красивой и правильной речи. Именно речевое дыхание обеспечивает правильное звукообразование,.

Консультация для родителей и воспитателей на тему «Развитие речевого слуха у детей дошкольного возраста» Консультация для родителей и воспитателей на тему: " Развитие речевого слуха у детей дошкольного возраста" При развитии речевого слуха работа.

Консультация для воспитателей «Характеристика содержания познавательного-речевого развития в соответствии с ФГОС ДО» В пункте 2.6. «ФГОС ДО» отмечено, что «Содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных.

Консультация для воспитателей «Нормативы речевого развития детей дошкольного возраста» Первая младшая группа. Словарь: Период от 2 до 3 лет характеризуется быстрым увеличением словарного запаса у детей. Это объясняется тем,.

Технология развития интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста — часть 2.Технология развития интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста — часть 2. (Продолжение -2 часть) Целевой модуль. Содержание: Цель – развитие интереса к художественной литературе у старших дошкольников. Задачи:.

Технология развития интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста. Часть 3Технология развития интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста. Часть 3 Этапы реализации технологии. Технология включает 3 этапа, которые реализуются последовательно. Первый этап технологии (блоки 1, 2 и 3).

Тико-конструктор как эффективная инновационная технология работы с детьми дошкольного возрастаТико-конструктор как эффективная инновационная технология работы с детьми дошкольного возраста Работая в детском саду, мы постоянно применяем инновационные игровые технологии. С ТИКО – конструктором «Фантазёр», наши дети познакомились.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Детская журналистика как эффективная технология речевого развития детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 19 января 2020 в 20:14
+193Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 61.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД