татьяна растяпина
Консультация для воспитателей «Реализация речевых задач на занятиях по математике»
▼ Скачать + Заказать документы
Поскольку мышление и речь неразделимы, хотелось бы остановиться на реализации речевых задач на занятиях по математике. Мы считаем, что выполнение программных собственно математических задач должно обязательно сочетаться с решением задач по коррекции и развитию речи:
- автоматизации звуков речи,
- формирования лексико-грамматического строя.
Публикация «Консультация для воспитателей „Реализация речевых задач на занятиях по математике“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Для этого прежде всего необходимо, чтобы дети на занятиях все свои действия сопровождали словами. Максимальное оречевление деятельности детей - это должно стать нашим правилом. В многих случаях воспитатели не давали детям возможности обдумать и дать самостоятельный ответ, часто говорили за детей, излишне их опекали. Следует чаще давать дифференцированные задания, особенно если дети разного возраста или имеют разные возможности. Можно более рационально использовать время занятия, предусмотрев в одном задании несколько вопросов ( например: возьми правой рукой жёлтый квадрат и положи его в левый верхний угол листа). Кроме того, здесь нужно запомнить и выполнить сложную инструкцию.
В группах младшего возраста выводы оречевляет сам воспитатель, в группах более старшего возраста можно привлекать к этому детей. Воспитатель должен давать лаконичные образцы грамматически правильных, отчётливых ответов. Вопросы к детям должны быть тщательно продуманы и чётко сформулированы. Воспитатель должен внимательно следить за фонетической и грамматической правильностью речи детей, точностью употребления лексических единиц. Исходя из конкретного материала занятия, можно ставить различные цели лексико-грамматического характера, но одна цель присутствует чаще других:
- закрепление правильного употребление падежных форм существительных с количественными числительными. Для этого необходимо именовать каждое число при пересчёте предметов (один конь, два коня…девять коней);
- изучение состава числа;
- ознакомление со смежными числами;
- простейших счётных операциях и т. д.
Иногда оправдано отчётливое, даже утрированное проговаривание падежных окончаний числительных и существительных.
При этом существует определённая последовательность в усвоении падежных форм количественных числительных и особого согласования числительных и существительных. Так, начинать нужно с употребления числительных с существительными в именительном падеже. Труднее усваивается детьми употребление числительных от пяти до десяти с существительными в родительном падеже множественного числа (пять домов, девять коней, семь ульев). Ещё более длительных упражнений требует усвоение творительного и предложного падежей числительных от двух до десяти.