Приложение МААМ

Консультация для воспитателей «Речевой этикет и его функции»

Татьяна Леонтьева
Консультация для воспитателей «Речевой этикет и его функции»
▼ Скачать + Заказать документы

Основа речевого этикета

Речевой этикет представляет собой широкую область стереотипов общения.

В процессе воспитания, социализации человек, становясь личностью и все более совершенно овладевая языком, познает и этические нормы взаимоотношений с окружающими, в том числе речевых взаимоотношений, иначе говоря, овладевает культурой общения. Но для этого необходимо:

• ориентироваться в ситуации общения, в ролевых признаках партнера,

• соответствовать собственным социальным признакам и удовлетворять ожидания других людей,

Публикация «Консультация для воспитателей „Речевой этикет и его функции“» размещена в разделах

• стремиться к «образцу», сложившемуся в сознании носителей языка,

• действовать по правилам коммуникативных ролей говорящего или слушающего,

• строить текст в соответствии со стилистическими нормами,

• владеть устными и письменными формами общения,

• уметь общаться контактно и дистантно,

• владеть всей гаммой невербальных средств коммуникации.

Речевой этикет - регулирующие правила речевого поведения, система национально специфичных стереотипных, устойчивых формул общения, принятых и предписанных обществом для установления контактов собеседников, поддержания и прерывания контакта избранной тональности.

К речевому этикету относятся слова и выражения, употребляемые людьми во время приветствия, прощания, извинения и пр., принятые в различных ситуациях формы обращения, интонационные особенности, характеризующие вежливую речь.

Основу речевого этикета составляют речевые формулы, характер которых зависит от особенностей общения. Формулы речевого этикета – типовые готовые конструкции, которые регулярно употребляются при корректном общении. Любой акт общения имеет начало, основную часть и заключительную часть.

Речевой этикет напрямую связан с постулатами речевого общения, предназначенных для успешного взаимодействия собеседников во время разговора.

Постулаты речевого общения бывают следующих видов:

• Постулаты качества (общение не должно содержать ложной или не имеющей смысла информации)

• Постулаты количества (слишком краткие фразы не способствуют нормальному общению)

• Постулаты отношения (фразы должны быть релевантными по отношению к адресату)

• Постулаты способа (общение должно быть четким, ясным, не должно содержать непонятных для собеседника слов выражений).

Нарушение одного или сразу нескольких постулатов может привести к неудачной попытке общения.

Функции речевого этикета

1. Контактоустанавливающая - привлечь внимание побудить к вступлению в контакт.

2. Поддержание контакта между людьми.

Нередко собеседники, принося свои приветствия, не могут найти тему для разговора. Воспитанный человек всегда найдет приличную тему для беседы, сделает общение интересным и полезным. Этикетная тема беседы – это тема, соответствующая этикетной роли и этикетной ситуации, тема, которая интересна для собеседника или, по крайней мере, не может поставить его в неловкое положение. Существуют темы, которые воспитанный человек стремиться никогда не затрагивать в разговоре с малознакомыми людьми и лишь при крайней необходимости обсуждает с близкими друзьями. Это, прежде всего, возраст, семейное и материальное положение, национальность и религиозные убеждения собеседника, его физические недостатки. Плохое впечатление производит человек, который говорит только о себе. Более чем нежелательны сплетни, обсуждение недостатков других людей, не рекомендуется слишком эмоциональное выражение своих политических взглядов. В целом специалисты советуют избегать тем, которые могут быть неприятны собеседнику, интерес к которым может показаться «подозрительным». Вместе с тем интеллигентный человек всегда учитывает интересы собеседника, быстро нащупывает привлекательные для него темы и не говорит о том, что безразлично собеседнику. Например, «новости театра» вполне этикетна, но малоинтересна для человека, чьи интересы лежат в другой плоскости. Правила этикетных жанров на первый взгляд очень просты, но в них много деталей, игнорирование которых может быть воспринято как недостаточная вежливость. Например, обращение с просьбой можно представить как развертывающуюся цепочку этикетных этапов: этикетное предварение – собственно просьба – мотивировка – благодарность. В этой цепочке важно каждое звено: например, не рекомендуется начинать беседу с собственно просьбы. Сначала следует сделать этикетное предварение (надо проявить внимание к собеседнику, выяснить его настроение и отношение к проблеме, добиться сочувственного отношения). Не менее важна мотивировка просьбы: нужно сделать так, чтобы человек захотел помочь, чтобы понял, насколько это важно для собеседника, чтобы почувствовал свою значимость (только он – настоящий друг, добрый и отзывчивый, умный и могущественный – сможет по – настоящему помочь собеседнику). Наконец необходимо выразить благодарность за согласие (или хотя бы желание помочь). Можно подчеркнуть при этом, что добрые дела надолго запоминаются, что согласившийся помочь может рассчитывать на ответную услугу. В зависимости от реакции собеседника (согласие помочь, вежливый отказ, неопределенный ответ) развертывание этикетной цепочки продолжается по специальным схемам: это может быть отказ от просьбы, уточнение деталей помощи, настаивание, минимализация просьбы, изменение темы разговора и т. п. Процесс развертывания просьбы во многом зависит от ее характера: просьба может быть скрытой, скромной, вежливой, настойчивой; в виде просьбы может быть оформлено категорическое требование. Просьба может быть выражена множеством разнообразных способов. Сравним, например, несколько способов оформления просьбы прекратить курение в комнате: «Не курите, пожалуйста, в комнате», «Не могли бы Вы покурить в коридоре?», «Что – то голова заболела от дыма», Не могли бы Вы поменьше курить в комнате?», «У Ваших сигарет слишком сильный запах», «Вы не возражаете, если я открою окно?».

Специалисты рекомендуют особые приемы, позволяющие вызвать у

человека интерес к разговору:

Проявление интереса к собеседнику. Для большинства людей самым интересным является разговор, тема которого прямо связана с их интересами, в котором собеседник особенно прислушивается к их мнению.

Умение задавать вопросы. Талантливый человек способен вести разговор так, чтобы собеседнику было легко и приятно поддерживать разговор. В беседе особенно ценится умение правильно задавать вопросы.

Демонстрация заинтересованности в информации. Невежливо слушать собеседника молча, т. к. он начинает сомневаться в Вашем интересе. Поэтому обязательны реплики, поддерживающие речевой контакт: «Понятно, а что дальше?», «Почему?», «Неужели?»

3. Демонстрация вежливого, уважительного отношения к собеседнику.

Этикет требует ровного, вежливого, доброжелательного отношения к собеседнику. Важная функция этикета – создание атмосферы взаимного комфорта. Если хотите, чтобы люди обращались Вами доброжелательно, то сами будьте вежливыми.

4. Регулирующая – регулирование поведения людей в обществе. Соблюдение этикета делает людей предсказуемыми. Этикет сигнализирует о принадлежности человека к определенной социальной и культурной среде. Этикет как пароль: место, занимаемое человеком в общественной иерархии, легко определяется по используемым им этикетным формулам. Сравним, например, некоторые формы извинения:

- Извините. Простите, пожалуйста (наиболее нейтральные формулы современного культурного человека)

- Покорнейше прошу извинить меня (архаичная формула, которая иногда используется пожилыми людьми)

- Виноват! (традиционная формула силовых структур)

- Извиняюсь! (просторечная формула).

5. Антиконфликтная – профилактика конфликтов.

Когда человек во всех случаях жизни поступает в соответствии с правилами и нормами речевого этикета, он уменьшает вероятность конфликтов с окружающими.

Степень владения речевым этикетом определяет степень профессиональной пригодности человека. Это, прежде всего, относится к государственным служащим, политикам, педагогам, юристам, журналистам и пр. Владение речевым этикетом способствует приобретению авторитета, порождает доверие и уважение. Соблюдение речевого этикета людьми так называемых лингвоинтенсивных профессий имеет, кроме того, воспитательное значение, способствует повышению как речевой, так и общей культуры общества. Следование правилам речевого этикета членами коллектива того или иного учреждения, предприятия создает благоприятное впечатление, поддерживая положительную репутацию всей организации.

Публикации по теме:

О любимой профессии Я – учитель-логопед. Я ставлю ребёнку неправильные звуки, работаю над словарным запасом ребёнка, грамматическим строем речи. Это трудно,.

Программа кружка «Речевой этикет» Программа кружка «Речевой этикет» Пояснительная записка Русский речевой этикет как самостоятельная культурная ценность нашего народа сегодня,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Речевой этикет и его функции»
Опубликовано: 29 июля 2014 в 16:10
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для воспитателей «Речевой этикет и его функции»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Леонтьева (УИ 227949) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 13.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД