Спиридонова Елена
Консультация для воспитателей «Режимные моменты в группе раннего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Фундамент здоровья человека закладывается в раннем детстве. Поэтому для воспитания здорового человека, правильного формирования личности большое значение имеют условия его жизни, особенно в период дошкольного детства.
Этому и способствует правильно построенный режим, который предполагает оптимальное соотношение периодов бодрствования и сна в течении суток, целесообразное чередование различных видов деятельности и отдыха в процессе бодрствования:
1. - образовательная деятельность;
- регулярное питание;
- сон.
2. Достаточное пребывание на воздухе.
Публикация «Консультация для воспитателей „Режимные моменты в группе раннего возраста“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Младшая группа
- Режим дня. Консультации для родителей
- Режимные моменты в детском саду
- Темочки
Значение режима в том, что он способствует нормальному функционированию внутренних органов и физиологических систем организма, обеспечивает уравновешенное, бодрое состояние ребенка, предохраняет нервную систему от переутомления, вырабатывается условный рефлекс на время: есть, спать, гулять в одно и то же время. Своевременный отдых, правильная смена разных видов деятельности — главное и благоприятное условие нормального и своевременного развития ребенка.
Условия и особенности организации режима в группах раннего возраста
Для укрепления здоровья и нормального развития ребенка важно, чтобы режим дня выполнялся на протяжении всего периода воспитания детей в дошкольном учреждении, начиная с раннего возраста, сохраняя постоянство, последовательность и постепенность в проведении режимных процессов.
Методические приемы и правила организации режимных процессов
При организации режима необходимо соблюдать определенные правила:
1. Каждый из режимных моментов должен проходить на фоне игры.
2. Осуществляя принцип последовательности и постепенности, предусматриваемый единство требований со стороны воспитывающих ребенка взрослых в детском учреждении и дома.
3. Создаем у детей определенный настрой на проведение того или иного процесса (не травмировать нервную систему).
4. Осуществление любого режимного процесса должно протекать без суеты, не причиняя детям неприятных ощущений. Взрослые должны сопровождать свои действия ласковой, неторопливой речью.
5. При проведении любого режимного процесса формируем уверенность ребенка в том, что все получится, он сумеет выполнить то или иное действие до конца, необходимо заметить то новое, чему ребенок научился и т. д.
6. Необходимо помнить о гигиенических требованиях: к помещениям (соблюдение графика влажной уборки, проветривание, к размеру мебели в соответствии с ростом; к внешнему виду детей и взрослых; к процессу кормления.
7. Необходимо соблюдать индивидуальное общение и подход к детям.
Методика проведения режимных моментов и их значение в воспитательном процессе.
Уже к двум годам у ребенка должно быть сформировано чувство чистоты своего тела.
Навык мытья рук. Учим детей принимать участие в умывании — подставлять руки под струю воды, учим мыть руки, к 2-м годам с помощью взрослого (который засучивает рукава, подскажет, как мылить руки, а также вытираться) ребенок может вымыть руки сам. На 3-ем году эти навыки совершенствуются и ребенка начинаем приучать также с помощью и под контролем взрослого к самостоятельному умыванию: мыть руки, лицо, сухо вытирать индивидуальным полотенцем.
Навык одевания и раздевания. Ребенок должен принимать участие в раздевании: снимать ботинки, носки, шапку (по просьбе взрослого малыш нагибает голову, протягивает руку). К 2-м годам дети должны научиться снимать расстегнутые взрослым части одежды (ботинки, колготки, и с небольшой его помощью надевать, (натягивать, отдельные части своей одежды, понимать назначение одежды, называть ее. К 3-м годам ребенок должен одеваться и раздеваться с небольшой помощью взрослых: снимать и надевать одежду в определенной последовательности, развязывать шнурки, расстегивать и застегивать спереди пуговицы, складывать одежду, замечать неполадки (спущенные колготки, расстегнутую пуговицу и др., и с помощью взрослого приводить себя в порядок.
Для успешного воспитания культурно-гигиенических навыков необходимо систематическое их подкрепление.
Специфика организации режимных процессов
Организация утренней гимнастики
Утренняя гимнастика снимает остаточное торможение после ночного сна; обеспечивает тренировку всех мышц, что способствует воспитанию хорошей осанки; подготавливает организм ребенка к последующим нагрузкам.
В этом возрасте важно заинтересовать детей каждодневной утренней гимнастикой. Для этого применяем забавные стишки, потешки.
Организация проведения прогулки.
Пребывание на свежем воздухе укрепляет здоровье и закаливает организм, всесторонне развивает детей, активизирует их двигательную деятельность, познавательные возможности. Ребенок дошкольного возраста должен гулять (даже в холодное время года) до 4-4, 5 ч. в день. Летом же вся деятельность детей может проходить на воздухе.
Сбор детей на прогулку (как и возвращение) представляет собой особую сложность в режиме дня. Ежедневно на одевание детей персонал затрачивает около 15% рабочего времени. Поэтому важно рационально организовать этот момент. В группах раннего возраста занятия проводятся по подгруппам и следовательно, сбор детей на прогулку также. Чтобы ускорить этот процесс, можно использовать так называемый фронтальный метод одевания детей.
Перед тем, как дети пойдут одеваться, необходимо:
— дать установку на предстоящую деятельность;
— предложить детям убрать на место игрушки, проверить с детьми порядок в группе;
— напомнить и уточнить с детьми правила поведения в раздевальной комнате.
Для самостоятельного одевания детей необходимо создать удобную обстановку: каждый ребенок должен сидеть около своего шкафчика, следует следить за тем, чтобы дети не разбрасывали свою одежду, а брали ее постепенно, по мере последовательности одевания, и не забывали убрать сменную обувь в шкаф. В процессе одевания поддерживать с детьми разговор с целью уточнения и закрепления названий одежды, ее назначения, название отдельных деталей одежды, закреплять и активизировать словарь детей (рукав левый, правый, пуговицы, левый-правый ботинок). Перед выходом на прогулку большинства одевшихся детей обратить их внимание на внешний вид. На прогулке, как и в помещении, воспитатель заботиться о том, чтобы все дети были заняты, интересно играли со своими сверстниками, трудились, наблюдали за явлениями окружающей жизни и т. д., создает условия для разнообразной двигательной активности всех детей. Перед уходом с прогулки необходимо проконтролировать, чтобы все игрушки дети убрали на место. Дать детям указание на предстоящую деятельность.
Особое значение в режиме имеет методически правильная организация процесса кормления. Воспитатель во время еды сообщает детям знания и расширяет представления, и их словарный запас. Ласково обращаясь к детям, он сообщает им названия блюд, их качество и состояние: сладкая, вкусная, горячая, соленая и др.
Перед едой дети приводят в порядок свою одежду, тщательно моют руки, дежурные принимают посильное участие в сервировке стола. Каждый ребенок имеет постоянное место за столом.
Обращаем внимание на нравственное воспитание, основываясь на подражательности, развиваем навыки детей в соответствии с требованиями программы. С раннего детства необходимо воспитывать правильное поведение во время еды: есть молча, не мешать другим, быть аккуратными и др.
Формируем положительное отношение к процессу еды, к еде. Детей нельзя кормить насильно.
Сервировка стола:
Требования: в группе 2-го года жизни — чтоб стол был чистым; на 3-ем году жизни:
-обязательны салфетки (бумажные, матерчатые, хлебницы);
-скатерти, индивидуальные салфетки. Со второй половины года ставим на стол;
3-е блюдо (компот). Дети быстро привыкают и едят аккуратно. Взрослые должны уметь правильно докармливать детей: взять стульчик, сесть рядом, чистой ложкой (другой). Большое значение имеет положительный пример взрослого.
Организация дневного сна
Нервная система ребенка раннего возраста отличается малой выносливостью и быстрой утомляемостью. Вот почему в этом возрасте большое внимание уделяется правильной организации сна. Во время сна ребенок должен полностью восстановить свои силы. А для этого сон должен быть полноценным, глубоким.
В дошкольном учреждении важно создать правильные условия для сна детей. Помещение, в котором спят дети, должно быть тщательно проветрено, температура воздуха не должна превышать 18°С. Идеально, когда дети спят на свежем воздухе.
Детские кроватки должны быть удобными для сна: матрац умеренно мягкий. Воспитателю необходимо создать правильную обстановку перед укладыванием на сон. Надо исключить излишнее возбуждение детей (крик, шумные игры и т. п.). Важно заранее дать установку на сон: «Скоро будем спать». Давайте уберем игрушки. Они тоже устали и хотят отдохнуть.
Уже с полутора лет дети могут принимать посильное участие в приготовлении ко сну. Однообразные, спокойные действия, связанные с раздеванием, успокаивают их. Воспитатель ласковым, спокойным голосом также настраивает на сон: «Какой Петенька молодец, аккуратно сложил одежду. Пойдем ложиться в кроватку». Важно помнить, что дети лучше настраиваются на сон, если во время подготовки к нему в группе создается спокойная обстановка. Для этого детей приучают спокойно совершать послеобеденный туалет, раздеваться и аккуратно складывать одежду, не бегать, не говорить громко. Воспитатель следит, чтобы дети приняли удобную позу в кроватке, помогает укрыться одеялом, следит, чтобы руки малыша лежали поверх одеяла. Поскольку дети не все засыпают сразу, то педагог помогает им заснуть говоря ласковые слова деткам. Так постепенно все дети засыпают. Дневной сон необходим для правильного развития детей дошкольного возраста. Он обеспечивает отдых после длительного периода активного бодрствования, а также накопление ребенком сил и энергии для дальнейшей деятельности во второй половине дня. Сон должен проходить в хорошо проветренном помещении, защищенном от прямого попадания солнечных лучей и яркого света.
Важно уделить особое внимание организации самостоятельной деятельности и формированию положительных отношений между детьми, видеть разные интересы и возможности детей, обогащать и уточнять их представления, развивать умения.
В процессе методически правильного осуществления режимных моментов решается важнейшая в раннем возрасте задача физического развития. Организуя жизнь детей, их разнообразную активную деятельность, воспитатель должен, прежде всего, заботиться об охране и укреплении здоровья каждого ребенка.