МААМ-картинки

Консультация для воспитателей «Роль художественной литературы в эстетическом воспитании детей»

Ольга Карпова
Консультация для воспитателей «Роль художественной литературы в эстетическом воспитании детей»
▼ Скачать + Заказать документы

Художественная литература является универсальное средство развития ребенка, она выводит его за пределы непосредственно воспринимаемого и погружает в новый мир, обеспечивая богатую языковую среду. Художественные тексты позволяют эмоционально, интуитивно схватывать целостную картину мира во всем многообразии связей вещей, событий, отношений и в своем влиянии на развитие дополняют возможности других видов совместной со взрослыми и самостоятельной деятельности детей.

Публикация «Консультация для воспитателей „Роль художественной литературы в эстетическом воспитании детей“» размещена в разделах

Функции художественной литературы в развитии детей столь широки и неотделимы друг от друга, что лишь условно их можно разделить на познавательно-нравственную и эстетическую.

Хочется более пристальное внимание уделить эстетической функции художественной литературы

К эстетической функции относиться приобщение к словесному искусству как таковому в его различных формах и развитие хорошей разговорной речи, ориентация ребенка на собственное словесное и изобразительное творчество через прототипы, данные в художественных текстах, воспитание культуры чувств и переживаний. Ознакомление с художественной литературой может проходить как в процессе образовательной деятельности с детьми, так и в совместной деятельности ребенка и взрослого. Это способствует более успешному усвоению детьми новой информации.

Реализация познавательно-нравственной функции осуществляется за счет смысловой наполненности и структуры художественных текстов и через сопереживание, эмоциональное принятие читающим авторской позиции или позиций персонажей художественных произведений.

По словам известного литературоведа Ю. М. Лотмана, художественные тексты обладают свойствами «сгущенной информативности», т. е. содержат столько сведений о мире, сколько не может дать ограниченный временем и пространством реальный опыт. Отсюда художественные тексты – при правильном их подборе – могут охватить если не все, то большую часть образовательных тематических содержаний, которые необходимо освоить детям. Именно поэтому чтение художественной литературы может быть использовано как одно из средств, создающих смысловой фон и стимул для развертывания художественных форм совместной деятельности взрослого с детьми. Именно поэтому имеет смысл применять художественную литературу при изучении детьми разных областей знаний.

Одним из ярких представителей художественной литературы, умеющих «рисовать» словом, является Евгений Иванович Чарушин. Индивидуальность и самобытность творчества Чарушина весьма удачно сочетает в себе дар слова и рисунка. Рисунок к рассказу позволяет расширить «поле видения» ребенка. Рассказ как бы озвучивает картину, раскрывает ее психологическую направленность, «внутренний» аспект темы. Так создается единое, целостное восприятие, которое возникает только при встрече с настоящим искусством.

Огромное значение в русской литературе следует уделить произведениям А. С. Пушкина. Его произведения великолепно описывают природу родной земли. Через его произведения дети знакомятся с красотой русской речи, ее многообразием.

В заключение хочется добавить, что художественную литературу нужно использовать с рождения ребенка (песенки, потешки, колыбельные) и в процессе всего его роста и развития. Она помогает воспитывать в детях все самое лучшее.

Литература.

1. Журнал «Дошкольное воспитание» - 2001г. №8, стр34.

2. Журнал «Дошкольное воспитание» - 2000г. №10, стр14.

3. Л. Г. Горькова, Л. А. Обухова «Сценарии занятий по комплексному развитию дошкольников».

Публикации по теме:

Консультация для воспитателей «Развивающие функции художественной литературы» Консультация для воспитателей «Развивающие функции художественной литературы» Кирсанова О. А., воспитатель МБДОУ №65 г. о. Самара Казалось.

Родительская встреча «Мы — читающая семья!» РОДИТЕЛЬСКАЯ ВСТРЕЧА «Мы читающая семья?» Художественная литература является универсальным развивающе-образовательным средством, выводя.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Роль художественной литературы в эстетическом воспитании детей»
Опубликовано: 28 апреля 2014 в 13:33
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для воспитателей «Роль художественной литературы в эстетическом воспитании детей»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Карпова (УИ 176092) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД