Татьяна Ребеза
Консультация для воспитателей «Современные технологии экономического воспитания дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для воспитателей «Современные технологии экономического воспитания дошкольников». Подготовила воспитатель высшей квалификационной категории Ребеза Татьяна Владимировна.
Публикация «Консультация для воспитателей „Современные технологии экономического воспитания дошкольников“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Консультации для родителей
- Темочки
В соответствии с ФГОС ДО главной целью и результатом образования является развитие личности. Формирование финансовой грамотности приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает экономическое мышление, позволяет приобрести качества, присущие настоящей личности.
В дошкольном возрасте под финансовой грамотностью понимаются воспитание у ребенка бережливости, деловитости и рационального поведения в отношении простых обменных операций, здоровой ценностной оценки любых результатов труда, будь то товары или деньги, а также формирование у ребенка правильного представления о финансовом мире, которое сможет помочь ему стать самостоятельным и успешным человеком, принимающим грамотные, взвешенные решения.
Ребёнок - дошкольник не освоит эту область самостоятельно, но вместе с воспитателями и родителями, путешествуя по этому новому удивительному и увлекательному миру, он приобретает доступные ему знания и поймёт, какое место экономика занимает в окружающей его действительности. Чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки.
Процесс экономического воспитания реализуется через различные формы его организации. Главное – говорить ребенку о сложном мире экономики на понятном ему языке. Поэтому приоритет закрепляется за такими формами, которые интересны, эффективны в плане познавательного и личностного развития.
Можно выделить основные современные технологии экономического воспитания дошкольников :
• Социо-игровая ;
• Проектная деятельность;
• Сотрудничества;
• Театрализованная мини- постановка;
• Образовательная ситуация;
• Беседа- обсуждение;
• ИКТ;
• Тематический стенд;
Краткая характеристика технологий
1. Социо-игровая технология.
Ведущим видом деятельности дошкольников является игра. Использование игры эффективно при организации коммуникативной, познавательной, двигательной деятельности. Это одна из самых предпочтительных форм для формирования основ финансовой грамотности.
Таким образом, сделать экономику понятной помогают сюжетно-ролевые игры. Так, играя в сюжетно-ролевую игру «Профессии», дети постигают смысл труда, воспроизводят трудовые процессы взрослых и одновременно «обучаются» экономике. В сюжетно-ролевых играх моделируются реальные жизненные ситуации: операции купли-продажи, производства и сбыта готовой продукции и др. Соединение учебно-игровой и реальной деятельности наиболее эффективно для усвоения дошкольниками сложных экономических знаний.
Например, в играх «Кондитерская фабрика», «Ателье для маленьких красавиц», «Рекламное агентство», «Пункт обмена валюты», «Строительство дома», «Комната переговоров», «Супермаркет», «Магазин игрушек» и др. создаются наиболее благоприятные условия для развития у детей интереса к экономическим знаниям, естественная, приближенная к реальности обстановка, устанавливается психологически адекватная возрасту ситуация общения.
Не менее эффективны и дидактические игры экономического содержания. Они способствуют закреплению и расширению знаний об экономических сферах деятельности взрослых, выработке элементарных практических навыков в сфере экономических отношений.
Кроме задач общей целевой направленности, эти игры развивают психические процессы, интеллект ребенка, совершенствуют личностные качества. Например, в игре «Угадай, где продаются» у детей формируется умение соотносить название магазина с товарами, которые в нем продаются; развивается умение обобщать группы предметов.
Дидактическая игра «Что быстрее купят?» - развивает умение устанавливать зависимость между качеством товара, его ценой (стоимостью) и спросом на него.
В игре «Что и когда лучше продавать?» закрепляются знания детей о спросе на товар, о влиянии фактора сезонности (времени года) на реальный спрос
В дидактических играх «Кем быть?», «кому, что нужно для работы» «Обмен», «Семейный бюджет», «Маленькие покупки», «Я хочу», «Что дешевле?» уточняются и закрепляются представления детей о мире экономических явлений, терминах, приобретаются новые экономические знания, умения и навыки. Дошкольники, совершая большое количество действий, учатся реализовывать их в разных условиях, с разными объектами, что повышает прочность и осознанность усвоения знаний
Особое место занимают интеллектуальные игры-развлечения «Что? Где? Почём?», «Кто на свете всех умнее в экономике сильнее?», «Бизнес-клуб», «Аукцион», игра-соревнование «Мои домашние обязанности» игры – викторины, конкурсы, олимпиады; которые хорошо использовать в качестве итоговых мероприятий по нескольким темам. Интеллектуальная игра позволяет в игровой - соревновательной форме подвести итог по изученному материалу, обобщить и систематизировать знания, провести анализ насколько хорошо дети усвоили материал.
2. Проектная деятельность
Проектная деятельность позволяет детям самостоятельно или совместно с взрослыми открывать новый практический опыт, добывать его экспериментальным, поисковым путем, анализировать его и преобразовывать. С помощью проектов дошкольники осваивают новые понятия и представления о мире личных и семейных финансов. Примерные темы проектов, позволяющих формировать основы финансовой грамотности дошкольника : «Трудиться полезно и почетно», «Наше богатство – формируем представление об истинных ценностях и богатстве человека».
3. Технология сотрудничества.
В применении этой технологии актуальна форма экскурсий с детьми в банк, магазин, на почту, на предприятие, либо приглашении в детский сад сотрудников данных предприятий (родителей)
4. Театрализованные интерактивные мини-постановки (обучающие сказки) имеют особое значение для социализации и развития дошкольника. Эта форма может успешно использоваться для закрепления пройденных понятий: работать и зарабатывать, деньги, желания и потребности, тратить, расходовать, экономить, беречь, откладывать, копить, сберегать, план, планировать, занимать, долг и пр. Участие детей в театрализованных постановках позволяет осуществлять образование и развитие по всем направлениям: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое.
5. Технология образовательной ситуации
Образовательные ситуации можно разделить на следующие виды:
ситуационные задачи;
проблемные ситуации;
ситуации общения и взаимодействия;
игровые ситуации;
практические ситуации по интересам детей и др.
Разберем подробнее некоторые из них:
1. Ситуационные задачи – обучение на примере разбора конкретной ситуации. Эта технология лучше других методов учит решать возникающие проблемы с учетом конкретных условий и фактической финансовой информации.
Эффективный приём для работы — разрешение ситуационной задачи, требующих от ребят размышления.
Вот некоторые примеры:
1. Педагог просит ребят представить, что в их городе пропала наука «экономика». Поэтому на хлебозаводе вместо хлеба по желанию детей стали изготавливать игрушки. К каким последствиям это приведёт?
2. На молочном комбинате не знают точное количество детей, проживающих в городе. И для детского праздника изготовили так много мороженого, что на каждого ребёнка пришлось по 10 кг. Хорошо ли это и к чему может привести?
3. Что случится, если все взрослые перестанут трудиться? (Интересно, что на этот вопрос многие дошкольники отвечают, что будет плохо, так как не будет денег. Однако педагог должен донести до детского понимания то, что в этом случае людям станет нечего есть - все продукты закончатся, одежду сносят и жить со временем будет негде).
2. Проблемная ситуация. Развитие ребенка-дошкольника предполагает организацию включения его в череду разнообразных, меняющихся ситуаций, которые позволяют узнавать что-то новое о людях, семье, обществе, мире экономики и финансов. Ребенок учится предвидеть последствия собственного поведения, анализировать причины того или иного развития событий. Усложняясь, такие ситуации, как правило, позволяют активизировать у ребенка познавательный интерес, а также сформировать определенный опыт. например : «Родители подарили на день рождения Ане подарок. Подарком оказался долгожданный котенок. Папа предупредил девочку, что придется не лениться, каждый день трудиться и ухаживать за котенком. Сначала Аня вместе с родителями изучила, как следует ухаживать за питомцем: кормить, поить, играть с ним, менять, Через некоторое время Аня всему научилась и решила, что теперь будет самостоятельно ухаживать за котенком.
Вопросы воспитателя детям : Можно ли сказать, что Аня не только любит котенка, но и любит трудиться? Как вы думаете, кто должен ухаживать за питомцем: родители или ребенок, который просил приобрести питомца? Согласны ли вы, что чтобы иметь питомца, надо быть трудолюбивым человеком? Какое вознаграждение может получить человек, который ухаживает за своим питомцем?»
Источником для разработки ситуационных задач как формы образовательной работы дошкольной образовательной организации может послужить многое: факты из окружающей жизни, художественная литература, рассказы людей, средства массовой информации и др.
6. Технология беседы- обсуждения
Беседы-обсуждения, чтение (художественная литература, пословицы, художественные приемы (загадки) могут быть использованы при формировании знаний у детей элементарных экономических представлений.
Чтение художественной литературы. Сказка – литературный жанр с огромными дидактическими возможностями. Для более прочного и глубокого усвоения экономических знаний можно использовать народные и авторские сказки:
Русские народные сказки: «Лисичка со скалочкой», «Петушок и бобовое зернышко», «Волшебное кольцо», Братьев Гримм «Горшок каши», С. Аксаков «Аленький цветочек» ,В. Катаев «Дудочка и кувшинчик»- дают представление детям о бартере, как обмене одной вещи на другую, без денег. Книга Э. Успенского и И. Агрона «Бизнес крокодила Гены» (гл. 4 «Банк») знакомит детей с новым экономическим понятием - банк, как надежно защищенном месте, где хранятся деньги, и понятием вкладчики банка, как люди, которые хранят свои деньги в банке, и получают за это от него премию
Сказка К. И. Чуковского «Муха-Цокотуха», Г-Х. Андерсена «Огниво» способствует развитию знаний детей о деньгах, как цене товара, воспитывает умение делать простейшие умозаключения.
Сказка Ш. Перро «Кот в сапогах» дает детям представление об экономическом понятии собственность, закрепляет представление о собственности как о том, что принадлежит человеку.
Интересна и удачна авторская сказка, которая представляет как бы мини-программу ознакомления детей с экономическими понятиями «Экономика для малышей, или как Миша стал бизнесменом» Кнышовой Л. В., Меньшиковой О. И., Поповой Т. Л. Дошкольники с интересом слушают истории про Мишу-бизнесмена, наблюдая за судьбами героев, сопереживая им, дошкольник присваивает их опыт, получает значимую информацию о жизни, природе, обществе.
Чтение художественной литературы способствует выделению мотивации и поступков героев и характеристике их действий, формирует словарь детей, а главное – дает объяснение многим непонятным экономическим явлениям.
7. ИКТ
Использование видеофильмов, мультфильмов, презентаций. Очень помогает формированию экономических представлений, обучающий фильм из серии «Уроки тётушки Совы. Азбука денег» Анимационный сериал как можно более доступно и легко преподаёт те темы, которые очень скоро маленьким зрителям пригодятся во взрослой жизни.
8. Тематический стенд
Тематические стенды, фотовыставки с наглядным и консультативным материалом по различным вопросам. Например: «Торговые предприятия», «Советуют специалисты», «Школа для родителей», «Поход в магазин», «Учимся бережливости», «Деньги будущего», «Деньги: какие они были и какие стали» и др.
Например. Дошкольники готовят рисунки на тему «Деньги будущего», придумывают, какие должны быть деньги, какой формы, что на них должно быть нарисовано и какие защитные признаки должны иметь банкноты. Рисунки дошкольников будут размещены на специальном стенде, который смогут просматривать родители.
Для работы с семьей эффективно использование папок-передвижек. Темы папок могут быть самые разнообразные: «Наша семья трудится», «Мы идем в магазин», «Мы планируем», «Мы копим» и пр. В папках-передвижках должен быть представлен примерный ход проведения занятия родителей с ребенком, даны рекомендации или отдельные задания для совместного выполнения
Благодаря использованию современных образовательных технологий в дошкольном воспитании и полученных ими знаний в дальнейшем дети смогут подняться на следующую ступень экономического познания в школе, познакомиться с новыми, более сложными, экономическими понятиями. Все это имеет огромное значение для формирования личности человека 21 века.
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:
Методические рекомендации для педагогических работников по реализации основной образовательной программы ДО в части экономического воспитания дошкольников. Москва, 2019 год
Образовательная программа «Азы финансовой культуры для дошкольников», Семенкова Е. В., Стахович Л. В., Рыжановская Л. Ю. ВИТА-ПРЕСС, 2019 5
Модифицированная образовательная программа «Экономика – детям», «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей №6 «Рябинка», Люнгрин О. Е., Юрчишина О. И. Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, г. Нягань, 2014 и др.
Вариативная программа экономического воспитания дошкольников «Экономика для малышей» Детский сад комбинированного вида №65 «Озорница», г. Нижневартовск - Электронный ресурс: https://ozorniza65- nv.edusite.ru/DswMedia/opisaniesistemyiprogrammanasayt.pdf22
Сборник ситуационных задачек «Рассуждалки» к образовательной программе «Азы финансовой культуры для дошкольников» Стахович Л. В., Семенкова Е. В., Рыжановская Л. Ю.