Получи документы

Современные инновационные технологии экологического образования дошкольников

Елена Косарева
Современные инновационные технологии экологического образования дошкольников

Основная цель работы с дошкольниками по экологическому воспитанию предполагает: формирование у каждого ребенка убеждения в необходимости бережного отношения к природе; стремление к адекватному восприятию знаний и выработке навыков по охране природы; приобщение к мировому уровню экологической культуры. Для реализации этой цели необходимо построение целостной системы экологического образования, основанной на научно разработанных принципах.

Публикация «Современные инновационные технологии экологического образования дошкольников» размещена в разделах

Проблема экологического воспитания достаточно освещена в различных методических рекомендациях. Определены цели, задачи, принципы, средства, формы и методы, а также содержание экологического воспитания. Все это вам знакомо.

Я же хочу обратить внимание на использование инновационных форм и методов работы с дошкольниками.

Чтобы каждый день пребывания детей в детском саду был интересным и насыщенным, я стараюсь реализовать задачи экологического воспитания через инновационных технологий. Такие как :

• Игровые технологии

Кейс-технологии

Технологии проектной деятельности;

Технологии исследовательской деятельности;

• Информационно-коммуникационные технологии

Технология Ошибана

Экологические акции

Технология моделирования

1. ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ. Экологическая игра помогает в более доступной форме донести сложные природные явления; развитию познавательных способностей; уточнению, закреплению, расширению имеющиеся у них представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных.

Игры можно проводить с детьми как коллективно, так и индивидуально, усложняя их с учетом возраста детей. Усложнение должно идти за счет расширения представлений и развития мыслительных операций и действий.

Я применяю такие эко игры как: Сюжетно-ролевые Содержанию сюжетно-ролевых игр я придаю экологический характер : «Магазин фруктов и овощей», ««Зоологический магазин», «Витаминный обед» и т. д.

Игры-ребусы,, игры- имитации («Я - Солнце», «Я - Дождь», «Я - Ветер», «Солнышко и облачко» и другие) дают новые впечатления о жизни и труде людей, о состоянии природы и её изменениях; пробуждают интерес к природе и развивают ценностное отношение к ней; формируют мотивы и практические умения экологически целесообразной деятельности; предоставляют возможности для проявления самостоятельности, инициативности, сотрудничества, ответственности и способности принимать правильные решения. В данных играх дети применяют свой жизненный опыт и отражают то, что их интересует, волнует, радует.

Деловые игры «Хорошо – плохо» совершенствует знания детей о явлениях живой и неживой природы, животных и растениях. Я предлагаю детям разные ситуации, а дети делают умозаключения, например: «Ясный солнечный день осенью – хорошо или плохо?», ««Каждый день идут дожди – это плохо или хорошо?», «Снежная зима – это хорошо или плохо?», «Все деревья зеленые – это хорошо или плохо?», «Исчезли все птицы на земле – это плохо или хорошо?» и так далее.

Применяю в своей работе и игровые обучающие ситуации (ИОС) со сказочными героями: «Буратино беседует с детьми о деревьях», «Вини – Пух идет на луг за медом», «Незнайка знакомится с комнатными растениями», «Айболит осматривает комнатные растения», ««Чиполлино проводит опыты с луком».

Игры типа путешествий или квест-игр также пробуждают познавательный интерес к природе. Путешествия это собирательное название различного рода игр в посещение, поездки, походы. Посещая интересные места- леса, зоопарка, музеи, фермы, дети в игровой форме получают новые знания о природе.

Использую также диалоги с природой - метод, который нацелен на развитие эмоциональной сферы ребенка, чувствительности Диалоги осуществляются в различных вариантах- "секретные" (дети"один на один"общаются с природой) или "открытые" (устные обращения, обращаясь к Солнцу, Ветру, Дереву).

Метод экологической идентификации - отождествление себя с каким-либо природным объектом или явлением, игровой прием «превращения» в образы животных, растений, действия от их имени. Побывав в роли какого-либо предмета или объекта природы, ребенок начинает относиться к нему с уважением. Например, обыгрывание ситуации «Я- цветок…», «Я -сломанная ветка…», «Я- муравей…», «Я-ручей» помогает ребенку понять, что растение – живое существо, оно страдает, когда ему больно.

Экологический театр, использование народной мудрости (сказок, легенд на экологическую тематику)

Эффективным методом расширения знаний по экологии является использование жемчужин народной мудрости - сказок, легенд, поговорок, загадок на экологическую тематику, цель которых ум обогащать, и душу волновать, и не столько давать готовые ответы на поставленные вопросы, сколько развивать умение ребенка самостоятельно размышлять, используя свой опыт и предыдущие наблюдения. : «Много леса – не губи, мало леса – береги, нет леса – посади», «Не подноси на природу руку, будет и твоему внуку» и так далее.

Одной из форм нетрадиционного экологического образования дошкольников является экологический театр, который способствует развитию чувства коллективизма, ответственности, формирует опыт нравственного поведения, влияет на духовно-нравственное развитие личности. Это одна из инновационных форм экологического образования и воспитания детей. Инновационных, потому что проблемы окружающей среды дети раскрывают посредством костюмированных театральных постановок с включением песен, танцев, частушек агитационного содержания, пропагандирующих природоохранную деятельность.

Проведение конкурсов, викторин, брейн-рингов, развлечений и праздников экологического характера, таких как «Праздник цветов», «Мы-друзья природы», «День земли», «Здравствуй лето», «Осенний калейдоскоп», также помогает детям ощутить себя частью природы, детям нравятся репетиции, они с удовольствием выступают не только друг перед другом, но и перед родителями, которые бывают не только частыми гостями, но и участниками на наших праздниках.

Все эти методы и приемы помогают развивать познавательные, коммуникативные, художественно-эстетические умения дошкольников, способствует формированию экологических представлений, развивать умение рассуждать, анализировать, делать выводы.

2. КЕЙС ТЕХНОЛОГИЯ — это разбор ситуации или конкретного случая, деловая игра. Главное ее предназначение – развивать способность анализировать различные проблемы и находить их решение, а также умение работать с информацией.

Идеи технологии :

- предназначена для развития коммуникативных компетенций в тех образовательных областях, где нет однозначного ответа на поставленный вопрос, а есть несколько ответов, которые могут соперничать по степени истинности;

- развитие ребенка в совместной деятельности ребенок-взрослый на равных условиях. Например, кейс-фото или кейс-иллюстрация «Правильно ли ведет себя ребенок в природе?»

3. ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В работе с дошкольниками очень часто сталкиваешься с недостатком информации и наглядного материала. В своей деятельности с детьми по экологии я нашла её решение в использовании современных информационных технологий.

- иллюстративно-наглядный материал. Современные цифровые технологии и Интернет помогли мне собрать богатый иллюстративно- наглядный материал о растениях, животных, явлениях природы. Использование компьютера помогло мне значительно изменить предметно-пространственную среду в группе.

- звуковые материалы- это записи голосов птиц, млекопитающих, шум леса, прибоя, дождя, ветра и т. д. ;

- экранные материалы – это слайды, т. е. серия отдельных кадров, посвящённой отдельной теме;

- мультимедийные презентации – это обучающие заставки с красивыми, яркими картинками, помогающие рассказать детям об окружающем мире. Презентация сочетает в себе динамику, звук, красочное изображение, что значительно улучшает восприятие информации;

- медиазанятия, которые проводят в групповой комнате с применением ноутбука или в музыкальном зале, оборудованном компьютером, проектором и экраном

- Интерактивные игры

4. ТЕХНОЛОГИЯ МОДЕЛИРОВАНИЯ. Моделирование основано на принципе замещения реальных объектов предметами, схематическими изображениями, знаками. Цель моделирования в экологическом воспитании - обеспечение успешного усвоения дошкольниками знаний об особенностях объектов природы, их структуры и взаимосвязях.

В экологическом образовании дошкольниковиспользуются разные модели : предметные модели -интерактивные игрушки, изображающие животных (лающие собаки, мяукающие кошки, клюющие курицы и цыплята, т. д.). Самая распространенная предметная модель – это глобус. Он позволяет иметь элементарное географическое представление о планете

Следущий вид моделирования зто-макет. При изготовлении и во время работы с макетом или моделью дети описывают, сравнивают, повествуют о различных явлениях и объектах природы, рассуждают, тем самым пополняют свой словарный запас. Данный методсоздает благоприятные условия для сенсорного развития детей: работа с макетами, при изготовлении которых использовались разные по фактуре, по качеству, по форме материалы, способствующие развитию внешних чувств, активизирует мелкую моторику рук.

Другой вид моделирования – графическое, которое помогает дошкольникам проследить закономерности изменения в росте, в развитии живых существ, изменения по временам года и другое. Например, календари природы, которые мы ведем в группе. Он в графическом виде дает наглядно представление о смене и признаках времен года, смене температуры, осадках в разные времена года и т. д. В разных возрастных группах мы заполняем календарь наблюдения за птицами, календарь роста и развития лука, фасоли.

Моделирование (предметное, графическое, практическое) формирует глубокое и осмысленное познание явлений природы, помогает подготовить дошкольников к школе и сохранить непрерывность в образовании детского сада и начальной школы.

5. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ АКЦИИ

- способствуют получению природоведческих знаний;

- формируют навыки экологической культуры, активную жизненную позицию;

- служат хорошей экологической пропагандой среди родительской общественности; исправить последствия экологически неграмотных

действий людей, т. к. итогом любой акции является продуктивная

деятельность детей.

. В группе реализованы акции «Кормушка для пичужки» (подкормка зимующих птиц, «Ёлочка – зелёная иголочка «Украсим планету цветами», когда дети сеют семена цветов).

6. ТЕХНОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Исследование в природе формируют любознательность, симпатию, желание помочь, заботиться, ухаживать, любить природу. Оно побуждает детей к самостоятельности, ответственности за живую и неживую природу, за порученное дело, к осознанию смысла значимости своего исследования, т. к. объекты исследования зачастую - это живые существа. Опытно - исследовательская активность способствует становлению субъектной позиции дошкольника в познании окружающего мира. Дошкольники прирожденные исследователи. Это возраст, когда ребенок хочет познать все, ему интересны природные объекты, явления, взаимосвязи в природе. Поэтому в своей группе я создала кружок «Маленькие почемучки» Предметно-пространственная среда в моей группе содержит и материалы для опытно-исследовательской деятельности: емкости для экспериментирования; лупы для рассматривания в увеличенном виде разных объектов; материалы для игр-экспериментов со льдом, водой, снегом (краски, соль, сахар, мыло, пластмассовые стаканчики); семена для посадки и проращивания; (фасоль, горох, кукуруза и др.); земля, глина, песок. Многие опыты мы проводим и на прогулке

7. Технология Ошибана

Ошибана (прессованная флористика) - основана на использовании разнообразного природного материала – цветов, листьев, трав, коры деревьев, искусно засушенных под прессом и сохранивших, благодаря этому свои природные форму и цветы.

Занятия флористикой :

- расширяют кругозор детей,

- воспитывают экзотический вкус,

- делает их более чуткими и терпимыми,

- учат понимать природу,

- дают прекрасный старт для развития воображения ребенка.

8. ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Работа над проектами экологической направленности имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира. Коллективная работа детей дает им возможность проявить себя в различных видах деятельности. Общее дело развивает любознательность, коммуникативные и нравственные качества дошкольников. Использование проектного метода в системе экологического воспитания дошкольников является наиболее эффективным, так как он позволяет сочетать интересы всех участников: Педагог имеет возможность проявить свои творческие способности в соответствии с собственным профессиональным уровнем.

В результате применения таких инновационных технологий экологического воспитания могу отметить, что дети стали более внимательными. Он научились логически мыслить, рассуждать, сравнивать, обобщать, выделять существенные признаки предметов и объектов природы. Знания, полученные с помощью новых инновационных форм дети могут применить при проведении экспериментально- исследовательской деятельности. Ребята с удовольствием играют в «экологов», «учёных», «лаборантов», понимают на практике о вреде мусора для экологии.

Использование инновационных технологий в экологическом образовании детей в целом приводит к тому, что ребенок получает знания, которые прочно закрепляются в его подсознании

Прикреплённые файлы:

e-a_klbou.pptx | 9289,56 Кб
 
Публикации по теме:

Формирование экологического образования детей через проекты и акции по датам экологического календаря Экологическое воспитание - систематическая педагогическая деятельность, направленная на развитие у дошкольников экологической культуры.

Современные инновационные технологии в системе дошкольного образования. Проектная технология. Мастер-классСовременные инновационные технологии в системе дошкольного образования. Проектная технология. Мастер-класс Тема мастер - класса: «Современные инновационные технологии в системе дошкольного образования. Проектная технология» Участники мастер.

Современные технологии для развития речи дошкольников Подготовила: Ширнина Л. В. воспитатель старшей группы. С 1 сентября 2010 года были введены федеральные государственные требования к структуре.

Анализ системы экологического образования дошкольников как средства реализации приоритетного направления деятельности ДОУАнализ системы экологического образования дошкольников как средства реализации приоритетного направления деятельности ДОУ Приоритетным направлением деятельности нашего ДОУ является познавательное развитие дошкольников. Система работы по экологическому образованию.

Фотоотчёт о городском семинаре в ДОУ «Современные технологии развития логического мышления дошкольников»Фотоотчёт о городском семинаре в ДОУ «Современные технологии развития логического мышления дошкольников» Фотоотчёт о Городском семинаре в ДОУ «Современные технологии развития логического мышления дошкольников» Главной целью системы образования.

Консультация для воспитателей «Инновационные технологии и подходы к организации ИКТ дошкольников»Консультация для воспитателей «Инновационные технологии и подходы к организации ИКТ дошкольников» Добрый день, уважаемые коллеги. Сегодня хочу вам сообщить о современных подходах и методах по развитию коммуникативных компетенций дошкольников.

Консультация «Современные технологии обучения сюжетно-ролевым играм в социализации дошкольников»Консультация «Современные технологии обучения сюжетно-ролевым играм в социализации дошкольников» Тематика сюжетно - ролевых игр преимущественно связана с социальной действительностью. При этом в одной сюжетно-ролевой игре могут переплетаться.

Мастер-класс для педагогов дошкольного образования «Природа — главное средство экологического воспитания дошкольников»Мастер-класс для педагогов дошкольного образования «Природа — главное средство экологического воспитания дошкольников» Мастер-класс для педагогов. Тема: «Природа-главное средство экологического воспитания дошкольников» Цель: развитие творческого потенциала.

Мастер-класс «Современные технологии в нравственно-патриотическом воспитании старших дошкольников»Мастер-класс «Современные технологии в нравственно-патриотическом воспитании старших дошкольников» Мастер-класс «Обогащение педагогических умений воспитателей ДОУ по нравственно-патриотическому воспитанию через обучение приёму интерактивного.

Консультация «Воспитание положительного отношения к труду в процессе экологического образования дошкольников» Мы живем в обществе, где существует множество проблем. Но проблема сохранения окружающей среды-одна из самых актуальных. Почти все дети.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Современные инновационные технологии экологического образования дошкольников
Опубликовано: 4 апреля 2021 в 16:01
+126Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 35.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД