Лучший педагог года

Консультация для воспитателей «Сущность поло-ролевой социализации детей старшего дошкольного возраста».

Ремзие Сейтумерова Сейтбелялова
Консультация для воспитателей «Сущность поло-ролевой социализации детей старшего дошкольного возраста».

Сейтбелялова Ремзие Ридвановна

воспитатель дошкольного учебного учреждения № 78 «Колокольчик»

Проблема поло-ролевой социализации, включающая в себя вопросы формирования психического пола ребенка, психических половых различий и поло-ролевой дифференциации, лежащая на стыке ряда наук одна из важнейших и актуальных проблем педагогики. Без ее решения невозможно разрабатывать методы дифференцированного подхода к воспитанию детей разного пола для формирования у них основ таких качеств, как мужественность и женственность, необходимых им для успешного выполнения в будущем своих функций в семье.

Публикация «Консультация для воспитателей „Сущность поло-ролевой социализации детей старшего дошкольного возраста“,» размещена в разделах

В психолого-педагогической науке советского периода данная проблема начала изучаться со второй половины XIX века В. М. Бехтеревым, А. П. Нечаевым, И. П. Павловым, М. М. Рубинштейном и др.

Гендерная педагогика как отраслевое педагогическое направление разрабатывалось А. И. Белкиным, Л. В. Градусовой, Т. А. Дорониной, В. П. Кравец, Л. Г. Коваль, Н. Е. Щурковой и др. Вопросы полового воспитания разрабатывались Д. В. Колесовым, З. Г. Костяшкиным, А. Г. Хрипковой, поло-ролевой социализации – Л. А. Арутюновой, Л. И. Столярчук. Формирование поло-ролевой идентичности представляет научный интерес для Л. В. Градусова, Н. В. Лисенко, Т. А. Репина, А. А. Чекалина, применительно к дошкольному о необходимости формирования поло-ролевых установок и ориентаций свидетельствуют исследования Д. И. Исаева, В. Е. Каган.

Современная педагогическая наука и практика, как правило, не учитывают пол, как важную характеристику ребенка. Чтобы воспитать мужчин и женщин, а не людей, потерявших преимущества своего пола и не сумевших приобрести несвойственные им ценности чужого пола, необходимо помочь ребенку – дошкольнику, а не мешать раскрыть те уникальные возможности, которые ему даны своим полом. Для обучения детей поведению, социально приемлемому для их пола, для формирования половой идентичности, родители и воспитатели должны учитывать поло-ролевые различия в воспитании мальчиков и девочек.

В процессе социализации личности важное значение приобретает усвоение ею норм, правил поведения и установок в соответствии с ролью, которая определяется полом и формирование полноценного человека женщины или мужчины и приобщение их к выполнению этих ролей в семье и обществе[18,с. 9]. Этими вопросами занимается гендерная педагогика, которая в последнее время стала активно развиваться.

Проблема поло-ролевой социализации, включающая в себя вопросы формирования психического пола ребенка, психических половых различий и половой дифференциации, находится на стыке ряда наук. Она является одной из важнейших проблем детской социальной психологии, так как без ее решения невозможно разработать методы адекватного дифференцированного подхода к воспитанию детей разного пола.

Для раскрытия сущности исследуемой проблемы следует определить категориально-понятийный аппарат, способствующий наиболее глубокому осознанию научных основ поло-ролевой социализации. Основополагающей в поло-ролевой социализации следует считать категорию «пола». Так как пол – понятие многогранное, которое рассматривается в науке с разных точек зрения: биологической, медицинской, психологической, педагогической, социальной и других, поэтому более целесообразно рассматривать понятие «гендер» применительно к поло-ролевой социализации.

Термин «гендер» был введен в науку с целью разведения понятий «биологический пол» и «социальный пол». Понятие «гендер» отражает социально обусловленную природу мужского и женского и акцентирует внимание на том, что социальные различия мужчин и женщин не всегда соответствуют биологическим различиям, а обусловлены влиянием социальных факторов. В современной научной литературе существует множество трактовок термина «гендер». Он рассматривается как процесс овладения социально-гендерными ролями и как статус индивида в структуре социального поло-ролевого взаимодействия[1,с. 60].

Гендер, в отличие от пола биологического одна из существенных личностных характеристик человека. Это система потребностей, мотивов, ценностей, характеризующая представления человека о себе как представителе определенного пола, а также способов поведения, реализующих эти представления.

И совершенно правильно указывают ученые, что «первая категория, в которой ребенок начинает осознавать себя, - это половая принадлежность» (И. С. Кон) и что «бесполая личность не более, чем абстракция»[2,c.65].

Проявление совокупности признаков того или иного пола может быть определено через понятия феминности и маскулинности:

феминность – это набор свойств и качеств, принадлежащих женскому полу;

маскулинность – это набор свойств и качеств, принадлежащих мужскому полу.

В. Е. Каган, Д. Н. Исаев утверждают, что фемининность и маскулинность не просто независимые, а взаимодополняющие переменные, так что каждый индивид характеризуется тем или иным их сочетанием[3,с. 18].

Но очевидно то, что у мужчин и женщин при наличии такой совокупности преобладают лишь какие-то определенные признаки. Социальная роль мужчины – «сильный», «лидер», «независимый», «активный», «почитатель дамы», ориентированный на индивидуальные достижения. Социальная роль женщины – «слабая», «ведомая», «эмоционально-чувственная», «принимающая почтение», ориентированная на других. С позиции амбивалетности мира, такое разведение ролей на противоположные полюса является залогом гармоничности взаимоотношений мужской и женской частей человечества. Все эти качества и черты формируются в ходе социализации. Обратимся к сущности понятия социализация.

Социализация (от лат. socialis – общественный) – процесс становления личности. В процессе такого становления происходит усвоение индивидом языка, социальных ценностей и опыта (норм, установок, образцов поведения, культуры, присущих данному обществу, социальной общности, группе, и воспроизводство им социальных связей и социального опыта[5,с. 158].

Поло-ролевая социализация – неотъемлемая часть общего процесса социализации. По мнению Л. А. Арутюновой она включает в себя три компонента: развитие представлений о себе, как о представителе определенного пола, возникновение поло-ролевых предпочтений и ценностных ориентаций, а также форм поведения, соответствующих полу»[14,с. 7]. Ведущими механизмами поло-ролевой социализации можно считать поло-ролевую идентификацию и дифференциацию.

Столярчук Л. И. даёт следующее определение поло-ролевой социализации, утверждая, что это специально организованная педагогическая деятельность, связанная с исполнением половых ролей, овладением умениями и навыками соответствующего поведения, соответствующего мужской (женской) «самости», культурой взаимоотношений людей. Социализация осуществляется на основе представлений о чувствах, поведении, эротических свойствах мужчины и женщины, которые изменяются вместе с развитием общества[6,с. 38].

Производя дифференциацию детей по их половой принадлежности в процессе общения педагог передает детям социальный опыт поло-ролевого поведения. Делает он это всегда – невзирая на возраст ребенка, ибо формирование социальной роли Мужчины и Дамы составляет сущностный элемент воспитательного процесса протекает на протяжении всего становления личности. Целесообразнее начинать формирующее воздействие в этом плане с дошкольного возраста.

Дошкольный возраст – период интенсивной поло-ролевой социализации, формирования представлений ребёнка о его половой принадлежности, поло-ролевых ценностных ориентациях. К старшему дошкольному возрасту, по утверждению В. Е. Каган, Д. Н. Исаева[2,с. 37], у ребёнка начинается процесс формирования поло-ролевой идентичности не на номинативном уровне, а как единство переживаний и ролевого поведения.

Поло-ролевая идентификация – осознание ребёнком себя как представителя определённого пола, усвоение образцов поведения, характерных для мужчин и женщин, включается в общий процесс социализации дошкольника. Формирование поло-ролевой идентичности является результатом сложного процесса, соединяющего онтогенез, половую социализацию и развитие самосознания[16,с. 36].

Поло-ролевая дифференциация – это выделение себя от представителей противоположного пола, проявляющаяся в совокупности генетических, морфологических и физиологических признаков, на основании которых различают мужской и женский пол.

В изучении поло-ролевой дифференциации существуют две теории. Первая – теория социального научения, согласно которой ребёнок пассивен в процессе усвоения пола. Вторая – когнитивно-генетическая теория, основывающаяся на том, что «представления ребёнка о половых ролях не являются пассивными продуктами социального, а возникают в результате активного приобретения ребёнком собственного жизненного опыта. На начальных этапах полового воспитания выделяются три линии поло-ролевой дифференциации и идентификации:

1) познание ребёнком, того, что в мире отношения строятся на существовании двух полов;

2) включение (идентификация) себя в одну из двух категорий;

3) на основе самоопределения (поло-ролевой идентификации) руководствуется своим поведением, выбирая и предпочитая конкретные формы.

В старшем дошкольном возрасте активизируется процесс формирования поло-ролевой поведения, в последствии приводящий к воспитанию культуры межличностных отношений. В этом возрасте ярче проявляются психологические особенности девочек и мальчиков; начинают формироваться свойственные полу интересы и склонности; происходит начальное усвоение типичных для пола моделей поведения.

Поло-ролевая культура дошкольников включает три аспекта:

• когнитивный аспект - ребёнок начинает относить себя к одному из двух полов, приобретает представления о содержании типичного для девочек и мальчиков ролевого поведения;

• эмоциональный – половые предпочтения, интересы, ценностные ориентации, реакции на оценку, проявление эмоций, связанных с формированием черт маскулинности и фемининности;

• поведенческий аспект, предполагающий усвоение типичной для пола модели поведения[13,с. 160].

Ссылаясь на данные многочисленных комплексных исследований, констатируем, что в любом человеческом обществе мальчики и девочки ведут себя по-разному, в любом человеческом обществе от разнополых детей ожидают разного поведения и по-разному общаются с ними. Все эти качества не возникают сами по себе, а формируются с самого раннего возраста и продолжаются на протяжении всей активной жизни человека. Девочками и мальчиками рождаются в биологическом плане, а в социальном смысле – формируются. Ими становятся в результате целенаправленного воспитания, которое важно начинать как можно раньше, уже с дошкольного возраста.

Таким образом, поло-ролевая социализация в процессе совместной деятельности детей и педагога – это внесение во взаимодействие с детьми специфических характеристик, продиктованных социально-половой ролью мужчины и женщины в современной культуре.

Публикации по теме:

«Игра как средство гендерной социализации детей старшего дошкольного возраста» Введение Проблема гендерной социализации, включающая в себя вопросы формирования психического пола ребенка, психических половых различий.

Праздник 15 мая — Международный день семьи ВидеоПраздник 15 мая — Международный день семьи Видео Добрый день, мои уважаемые коллеги. Приближается праздник - День семьи. Это праздник позволяет нам лишний раз задуматься о важности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Сущность поло-ролевой социализации детей старшего дошкольного возраста».
Опубликовано: 18 февраля 2015 в 11:40
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД