Получи документы

Консультация для воспитателей «Театрализованные игры в ДОУ для среднего дошкольного возраста»

света анциферова
Консультация для воспитателей «Театрализованные игры в ДОУ для среднего дошкольного возраста»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №4 «Тополёк» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением социокультурного развития детей 2 категории.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

«ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЕ ИГРЫ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ДЛЯ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА».

Публикация «Консультация для воспитателей „Театрализованные игры в ДОУ для среднего дошкольного возраста“» размещена в разделах

Составитель: Воспитатель 2младшей группы №1 МАДОУ №4 «Тополёк» Анциферова С. Г.

Забайкальский край, г. Краснокаменск 2013г.

Театрализованные игры в ДОУ.

Игра – наиболее доступный ребенку и интересный для него способ переработки и выражения впечатлений, знаний и эмоций. Театрализованная игра как один из ее видов является эффективным средством социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного или фольклорного произведения. В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя. Велико значение театрализованной игры и для речевого развития (совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи). Наконец, театрализованная игра является средством самовыражения и самореализации ребенка.

Характерными особенностями театрализованных игр являются литературная или фольклорная основа их содержания и наличие зрителей. Их можно разделить на две основные группы: драматизации и режиссерские (каждая из них, в свою очередь, подразделяется на несколько видов).

В играх-драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве «артиста», самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности. Видами драматизации являются игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей; ролевые диалоги на основе текста; инсценировки произведений; постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям; игры-импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки

В режиссерской игре «артистами являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как «сценарист и режиссер», управляет «артистами». «Озвучивая» героев и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности. Виды режиссерских игр определяются в соответствии с разнообразием театров, используемых в детском саду: настольный, плоскостной и объемный, кукольный (бибабо, пальчиковый, марионеток) и т. д.

Цели, задачи и содержание работы по театрально-игровой деятельности с детьми среднего дошкольного возраста.

Основные направления развития театрализованной игры состоят :

*в постепенном переходе ребенка от игры «для себя» к игре, ориентированной на зрителя;

*от игры, в которой главное сам процесс, к игре, где значимы и процесс, и результат;

*от игры в малой группе сверстников, исполняющих аналогичные («параллельные») роли, к игре в группе из пяти-семи сверстников, ролевые позиции которых различны (равноправие, подчинение, управление);

*от создания в игре-драматизации простого «типичного» образа к воплощению целостного образа, в котором сочетаются эмоции, настроения, состояния героя, их смена.

Задачи и содержание работы

В данном возрасте происходит углубление интереса к театрализованным играм. Работа воспитателя с детьми 4-5 лет должна состоять в поддерживании интереса к театрализованной игре, в его дифференциации, заключающейся в предпочтении определенного вида игры (драматизация или режиссерская, становлении мотивации интереса к игре как средству самовыражения.

Расширение театрально-игрового опыта детей осуществляется за счет освоения игры-драматизации. Практически все виды игровых заданий и игр-драматизаций, которые освоил младший дошкольник, полезны и интересны ребенку среднего дошкольного возраста. Помимо названных выше игр, в работе с детьми используются

* многоперсонажные игры-драматизации по текстам двух-трехчастных сказок о животных и волшебных сказок(«Зимовье зверей», «Лиса и волк», «Гуси-лебеди», «Красная Шапочка»);

* игры-драматизации по текстам рассказов на темы «Дети и их игры», «Ребята и зверята», «Труд взрослых»;

* постановка спектакля по произведению.

Расширение игрового опыта детей происходит также за счет освоения театрализованной игры. В возрасте 4-5 лет ребенок осваивает разные виды настольного театра : мягкой игрушки, деревянный театр, конусный театр, театр народной игрушки и плоскостных фигур. Доступен детям и театр верховых кукол (без ширмы, а к концу учебного года – и с ширмой, театр ложек и пр. Дети показывают постановки по поэтическим и прозаическим текстам (С. Маршак «Сказка о глупом мышонке»; К. Чуковский «Путаница»). Пальчиковый театр чаще используется в самостоятельной деятельности, когда ребенок импровизирует на основе знакомых стихов и потешек, сопровождая свою речь несложными действиями («Жили у бабуси»; С. Михалков «Котята», 3убкова «Мы делили апельсин»).

Существенно усложняются театрально-игровые умения дошкольников.

* Первая группа умений обеспечивает дальнейшее развитие позиции «зритель» быть внимательным и доброжелательным зрителем; проявлять элементы зрительской культуры: не покидать своего места во время спектакля, адекватно реагировать на происходящее «на сцене», отвечать на обращение «артистов», благодарить их с помощью аплодисментов; позитивно оценивать игру сверстников - «артистов»).

* Вторая группа умений связана с совершенствованием позиции «артист», главным образом это подразумевает умение использовать средства невербальной (мимика, жесты, позы, движения) и интонационной выразительности для передачи образа героя, его эмоций, их развития и смены (Машенька заблудилась в лесу – испугалась, увидела избушку – удивилась, придумала, как обмануть медведя, – обрадовалась, для передачи физических особенностей персонажа, некоторых черт его характера (старый дед с трудом, но тянет репку; внучка тянет не очень старательно, хочет убежать и поиграть с подружками; мышка так боится кошки, что тянет изо всех сил). Развивается и умение «управлять» куклой: держать ее незаметно для зрителей, правильно «вести» куклу или фигурку героя в режиссерской театрализованной игре, имитируя ходьбу, бег, прыжки, жесты и движения, символизирующие приветствия и прощание, согласие и несогласие.

* Третья группа умений обеспечивает первичное освоение позиции «режиссер» в режиссерской театрализованной игре, т. е. умение создавать игровое пространство на плоскости стола, наполнять его игрушками и фигурками по своему усмотрению.

* Четвертая группа позволяет ребенку овладеть основными умениями «оформителя спектакля», что подразумевает способность определять место для игры, подбирать атрибуты, вариативно использовать материалы и элементы костюмов, включаться в процесс изготовления воспитателем недостающих атрибутов для игры.

* Пятая группа умений, направленная на позитивное взаимодействие с другими участниками игры, включает умение договариваться, устанавливать ролевые отношения, владеть элементарными способами разрешения конфликтных ситуаций в процессе игры.

Воспитатель должен уделять внимание развитию интереса к творчеству и импровизации в процессе придумывания содержания игры и воплощения задуманного образа с помощью разных средств выразительности. Импровизационность становится основой работы на этапе обсуждения способов воплощения образов героев и на этапе анализа результатов театрализованной игры. Детей подводят к идее о том, что одного и того же героя, ситуацию, сюжет можно показать по-разному. Необходимо поощрять желание придумать свои способы реализации задуманного, действовать не на основе копирования взрослого или подражания другому ребенку, а в зависимости от своего понимания содержания текста.

Театрализованное представление «Путешествия по сказкам» средняя группа.

Цель и задачи:

Помочь детям обыгрывать сказку близко к тексту, совершенствовать умение импровизировать.

Учить детей активно и свободно использовать знакомые сказки.

Развивать выдумку, находчивость, чувство юмора.

Воспитывать интонационную выразительность речи.

оборудование:

Сказки “Колобок”, “Курочка ряба ”, “Маша и Медведь”;

Дом, печь, скамейка, тесто, мука, готовый колобок, готовые пирожки, корзинка,

Театр на кружках «Маша и медведь»;Театр пошаговый «курочка ряба»;Игрушка –колобок.

Ход

(Звучит музыка)

(Дом, в доме Хозяюшка лепит тесто. Входят дети.)

Хозяюшка:

Здравствуйте, ребята!

Здравствуйте дорогие гости!

А хотите отправиться в путешествие по сказкам?

-Да!

Тише,детки,проходите!

Нашу сказку не спугните,

Здесь бывают чудеса,

Где же прячется она?

Сказку мы сейчас расскажем,

И расскажем,и покажем!

(за ширму) Песня пироги

Хозяюшка: - Да вот, по амбару помела, по сусекам поскребла, набрала муки, замесила тесто. Испеку колобок да пирожков для вас. А вы мне помогайте.

Пальчиковая гимнастика (звучит музыка)

Тесто мнем, мнем, мнем! (Очень энергично сжимаем и разжимаем руки в кулачки одновременно и поочередно)

Тесто жмем, жмем, жмем!

Колобок мы испечем! (Руками совершаем движения как будто лепим снежки)

Повтор сначала

Тесто мнем, мнем, мнем! (Очень энергично сжимаем и разжимаем руки в кулачки одновременно и поочередно)

Тесто жмем, жмем, жмем!

Пирожки мы испечем! (Хлопаем руками)

Хозяюшка: - Вот и готов наш колобок. Давайте я его в печь поставлю пусть подрумянится, а вы послушайте, кто же у меня во дворе песни поет да веселится?

Инсценировка отрывка хороводной игры «Жили у бабуси два веселых гуся»

ЖИЛИ У БАБУСИ ДВА ВЕСЁЛЫХ ГУСЯ

Из за ширмы: - Пи-пи-пи!

Хозяюшка: - Кто это?

Дети: - Мышка

Хозяюшка: - мышка рассказывает что видела она не простое яйцо, а золотое хвастает, наверное. Даже сказку нам такую принесла. А что же это за сказка кто знает ( Дети: «Курочка ряба»)

Хотите поиграть в сказку?

Инсценировка отрывка сказки “Курочка ряба ”

(пошаговый театр)

Хозяюшка:Жили старик со старухой, и была у них курочка Ряба.

Снесла курочка яичко: (ко-ко-ко) яичко не простое, а золотое.

Старик бил-бил – не разбил; старуха била-била – не разбила.

Хозяюшка :Мышка бежала, хвостиком махнула.

Ребенок: Пи-Пи-Пи

Ребенок (мышка) :Бежит, роняет яйцо.

Хозяюшка: яичко упало и разбилось.

Ребенок (старик) :Старик плачет,

Ребенок (старуха) :старуха плачет;

Ребенок (курица) : курочка кудахчет: «Не плачь, старик, не плачь, старуха.

Я снесу вам яичко другое, не золотое,а простое».

Хозяюшка :Давайте чтобы наша мышка не грустила развеселим ее и поиграем в игру

Подвижная игра “Кот и мыши”

Хозяюшка: - Дружно, весело играли, а загадку не отгадали?

Слушайте внимательно,какая сказка к нам в гости придет?

Загадка:

Маша в коробе сидит,

Далеко она (глядит).

Кто несет ее, ответь,

Быстрыми шагами?

А несет ее (медведь).

Вместе с пирогами.

Театрализованная постановка отрывка сказки «Маша и медведь»(настольный театр на кружках)

Хозяюшка: Ходила, ходила Машенька по лесу - совсем заблудилась. Пришла она в самую глушь, в самую чащу. Видит-стоит избушка. Постучала Машенька в дверь - не отвечают. Толкнула она дверь, дверь и открылась. А в той избушке жил большущий медведь. Вернулся вечером медведь, увидел Машеньку, обрадовался. говорит, - теперь не отпущу тебя! Будешь у меня жить. Будешь печку топить, будешь кашу варить, меня кашей кормить. Потужила Маша, погоревала, да ничего не поделаешь. Стала она жить у медведя в избушке. Стала Машенька думать, как ей от медведя убежать. Напекла она пирожков, достала большой-пребольшой короб и говорит медведю:

Маша: - Отнеси пирожки дедушке и бабушке. А я за тобой с высокого дерева смотреть буду. Выйди посмотри, нет ли дождика.

Хозяюшка: Маша садится в короб кладет пирожки и ждет. Вернулся медведь, видит - короб готов. Взвалил его на спину и пошёл в деревню. Шёл-шёл, устал и говорит:

Медведь: - Сяду на пенек, съем пирожок. Маша (из короба) : - Вижу, вижу, не садись на пенек, не ешь пирожок. Хозяюшка: Подходит он к деревне, а собаки почуяли медведя и бросились на него. Со всех дворов бегут, лают Собачка: Гаг -Гав!.Испугался медведь, поставил короб у ворот и пустился в лес без оглядки.

Итог:

Хозяюшка -Вот моя внучка, Машенька! Пойдем угощать детей пирожками, да и колобок наш посмотрим Хозяюшка: -Пока мы с вами путешествовали по сказкам,Колобок наш подрумянился (достаем) Ребята пока колобок в печи был, он все пропустил давайте ему расскажем:

Что вам понравилось?

Кто приходил в гости?

В какие игры играли?

Отправляемся в группу.

Публикации по теме:

Презентация к развлечению «Первоцветы» муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 1 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности.

Развитие коммуникативных навыков у детей 4–5 лет. Развитие коммуникативных умений у детей среднего дошкольного возраста при взаимодействии родителей и воспитателей. В работе описаны особенности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Театрализованные игры в ДОУ для среднего дошкольного возраста»
Опубликовано: 23 апреля 2013 в 14:59
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД