Елена Гаманчук
Методическая разработка проведения консультации для родителей по теме «Малые формы активного отдыха дошкольников».
▼ Скачать + Заказать документы
Основными средствами развития двигательных навыков в ДОУ являются физкультурные занятия. Помимо физкультурных занятий двигательную активность детей необходимо развивать за счет малых форм активного отдыха. К ним можно отнести физкультурные минутки (ФМ, физкультурные паузы (ФП) и физкультурные мини - паузы (ФМП).
Физкультминутки – это физические упражнения, направленные на восстановление работоспособности детей. Часто педагоги проводят комплексы физкультминуток. Такие комплексы состоят из 3-5 упражнений и продолжаются не более 1,5-3 минут.
Публикация «Методическая разработка проведения консультации для родителей по теме „Малые формы активного отдыха дошкольников“,» размещена в разделах
Физкультурные паузы отличаются от физкультминуток прежде всего длительностью и проводятся в течение 6-10 минут (6-8 упражнений). Но главное их отличие заключается в том, что во время проведения физкультминуток решаются более частные задачи (снятие утомления с мышц спины, шеи, рук и т. д.). При проведении физкультурных пауз (их еще называют динамические паузы, кроме достижения этих же целей, обеспечивается некоторое снижение умственного утомления. Физкультурные паузы можно проводить в виде комплекса общеразвивающих упражнений, танцевально-ритмической гимнастики или ритмического танца.
Физкультурные мини - паузы – самая короткая форма активного отдыха и выполняется в течение 20-30 секунд (до 1 минуты). Чаще всего физкультурные мини – паузы проходят без особого перемещения. Это могут быть движения головой, встряхивающие движения руками и ногами, наклоны, дыхательные упражнения, гимнастика для глаз или элементы самомассажа (трем глаза, брови, кисти рук, спину).
Все упражнения малых форм активного отдыха можно разделить по направленности и воздействию на организм:
o группа упражнений общего воздействия, способствующая активизации различных систем (нервной, мышечной, сердечно-сосудистой и дыхательной) организма ребенка;
o комплексы упражнений, применяемых при утомлении плечевого пояса, шеи, рук;
o группа упражнений, направленная на восстановление работоспособности кистей и пальцев рук;
o группа упражнений, применяемая при утомлении глаз;
o группа упражнений, способствующая повышению возбудимости нервной системы или мобилизирующего характера (используется при монотонной работе);
o группа упражнений, направленная на активизацию внимания, способствующая переключению с одной деятельности на другую;
o комплексы упражнений, содействующие формированию и укреплению осанки;
o упражнения, направленные на расслабление мышц, и дыхательные (применяются при напряженной умственной и физической работе)
Дыхательные упражнения могут выполняться в обычно принятой форме или с акцентом выдоха, задержкой дыхания, движениями рук, помогающими работать грудной клетке.
При выполнении дыхательных упражнений необходимо соблюдать следующие требования:
1. не заниматься в пыльном, непроветренном, или сыром помещении;
2. температура воздуха должна быть на уровне 18-20° С;
3. одежда не должна стеснять движений;
4. не заниматься сразу после приема пищи;
5. не заниматься с ребенком, если у него заболевание органов дыхания в острой стадии.
Упражнения могут выполняться в исходном положении лежа, сидя, стоя, а также в сочетании с движениями и речью. Важно научить ребенка носовому дыханию.
На первых порах дыхательные упражнения кажутся детям одними из самых сложных. И тем важнее помочь детям, превратив скучные упражнения в веселую игру. Необходимо постепенно увеличивать нагрузку на детей за счет увеличения числа повторений и усложнения упражнений.
Предлагаемый несложный комплекс упражнений для правильного дыхания можно выполнять дома, в детском саду, во время утренней гимнастики, гимнастики после пробуждения, на прогулке.
Комплекс дыхательных упражнений для детей
1. Часики
Часики вперед идут,
За собою нас ведут.
И. п. – стоя, ноги слегка расставлены, руки опущены
1 – взмах руками вперед – «тик» (вдох);
2 - взмах руками назад – «так» (выдох).
1. Петушок
Крыльями взмахнул петух,
Всех нас разбудил он вдруг.
И. п. – встать прямо, ноги вместе, руки опущены (о. с.)
1 – поднять руки в стороны (вдох);
2 – хлопать руками по бедрам «ку-ка-ре-ку» (выдох).
1. Насос
Накачаем мы воды,
Чтобы поливать цветы.
И. п. – (о. с.)
1 - наклон туловища в правую сторону (вдох);
2 – руки скользят, при этом громко произносить звук «с-с-с» (выдох).
1. Семафор
Самый главный на дороге,
Не бывает с ним тревоги.
И. п. – сидя, ноги сдвинуть вместе.
1 – поднимание рук в стороны (вдох);
2 – медленное опускание с длительным выдохом и произнесением звука «с-с-с» (выдох).
1. Ёжик
Ёжик добрый, не колючий,
Посмотри вокруг получше.
И. п. – (о. с.)
1 – поворот головы вправо – короткий шумный вдох носом;
2 - поворот головы влево – выдох через полуоткрытые губы. (8 раз.)
1. Дыхание
Подыши одной ноздрей,
И придет к тебе покой.
И. п. – (о. с.)
1 – правую ноздрю закрыть указательным пальцем пр. руки, левой ноздрей делать тихий, продолжительный вдох;
2 – как только вдох окончен, открыть пр. ноздрю, а левую закрыть указательным пальцем лев. руки. Через правую ноздрю делать тихий продолжительный выдох с максимальным освобождением от воздуха легких и подтягиванием диафрагмы максимально вверх