Папки-передвижки

Экологическое воспитание детей подготовительной группы в образовательных областях в соответствии с ФГОС

Ольга Леонидовна Логунова
Экологическое воспитание детей подготовительной группы в образовательных областях в соответствии с ФГОС

Консультация для воспитателей в дошкольных образовательных учреждениях в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами. «экологическое воспитание детей подготовительной группы в образовательных областях в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами».[/u]

Публикация «Экологическое воспитание детей подготовительной группы в образовательных областях в соответствии с ФГОС» размещена в разделах

Задачи: Расширять и углублять представления детей о природе. Воспитывать у детей элементы экологического сознания, ценностные ориентации в поведении и деятельности. Обогащать личностный опыт положительного, гуманного взаимодействия ребёнка с природой. Расширять экологически ценные контакты детей с растениями и животными, объектами неживой природы. Укреплять познавательный интерес любви к природе, а так же эстетические чувства.

Формируя основу экологической культуры в условиях ДОУ, необходимо осуществлять интеграцию экологии во всех образовательных областях, через различные формы работы. Развитие положительных нравственных качеств. Побуждающих детей к соблюдению норм поведения в природе, воспитание этических и эстетических чувств. Развитие эмоций средствами природы.

Формирование познавательных, практических и творческих умений экологического характера у детей дошкольного возраста. Специально-организованная деятельность в процессе формирования экологической культуры это : игровая деятельность, развитие всех психических процессов,

Социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие (рисование, лепка, аппликация, музыкальное развитие, физическое развитие, познавательно-речевое развитие.

Осуществление экологического воспитания детей дошкольного возраста в процессе образовательной области физическое развитие : проведение физкультуры в дошкольных образовательных учреждениях, сочетающие двигательную активность детей с формированием у них первоначальных знаний и представлений о природе и воспитанием экологической культуры.

Наряду с выполнением физических упражнений, дети, под руководством воспитателя, проводят наблюдения за природными явлениями и сезонными изменениями. В качестве физических упражнений обычно используются следующие их разновидности: упражнения дыхательной гимнастики: «Одуванчик», «Морозко», «Радуга обними меня». Общеразвивающие упражнения: «листопад», «поймай снежинку», «подснежник», «колокольчик».

Подвижные игры: «перелёт птиц», «льдинки, ветер и мороз», «скворечники»,

«цветы и ветерки».

Эстафеты: «Сбор картофеля», «бегущие ручейки», «эстафета пчёлок».

Одним из важнейших направлений в деятельности дошкольного образовательного учреждения является охрана жизни и укрепление здоровья детей. Перед педагогическим коллективом стоит задача совершенствования физкультурно-оздоровительных мероприятий в системе работы дошкольного учреждения. Целью работы над здоровье сберегающей средой стало повышение готовности детей к ускорению умений и их применению для анализа простейших экологических связей : «Я - моё поведение-окружающий мир». Развитие экологического стиля мышления, способности детей управлять своими действиями, поведением в интересах внутреннего развития здоровья, экологической безопасности окружающей среды, экономного потребления.

Осуществление экологического воспитания детей в социально-коммуникативном развитии: В становлении экологического воспитания особенное место принадлежит игровой деятельности. Именно в ней у детей формируются моральные нормы и правила поведения в природе. Педагогически правильно организована игровая деятельность, позволяет добиться самого полного самовыражения детей, активности их действий, которые соглашаются с общепринятыми нормами и правилами познания окружающей природы. Полнее всего заданию формирования экологического сознания отвечает дидактическая игра. Обучение, активизация познания в значительной мере происходит в игровой форме. Экологизации дидактической игры способствует принцип парности. Реализация его достигается отбором таких знаний, которые подаются в иллюстрациях, картинках, в скрытом виде. В разработке игр экологической направленности также нужно уметь максимально использовать возможности творческих игр детей. «Лиса и журавль» (я предлагаю вам взять картинки с выпавшими фрагментами и вернуть их на свои места в картинке-лиса и журавль помирятся, ели вы сделаете всё правильно).

«Теремок», формирует у детей правильные экологические оценки, создавая ситуации проявления заботы, сострадания, сочувствия, отзывчивости, а также зачатки экологического идеала русских народных сказок о животных, где добро побеждает зло, прекрасное над безобразным. Правильное педагогическое общение воспитателя с детьми в трудовой деятельности имеет особо глубокий смысл: дошкольники учатся видеть, какие условия необходимы тому или другому живому существу, учатся определять, чего ему не хватает в данный момент. Учатся практически выполнять трудовые действия, впервые овладевают орудиями труда. Общение педагогов сводится к доброжелательному пояснению, чёткому показу, помощи в каждом случае, когда ребёнок затрудняется. И обязательно при общении педагог должен найти возможность похвалить ребёнка, причём не один, а несколько раз на протяжении всего мероприятия. Формировать у детей представление об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них. Приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения. Дать детям представления о том, что в природе всё взаимосвязано (одно и тоже растение может быть ядовитым для человека, и лекарственным для животного; вредные для человека насекомые могут быть пищей для земноводных и т. д.).

Познавательно-речевое развитие: определяющим в отношении дошкольников к природе, является когнитивный компонент, то есть готовность в стремлении ребёнка получать, искать и обрабатывать информацию об объекте природы. О большой роли наблюдений и его воспитательном значении в жизни ребёнка говорил ещё И. Г. Песталоцци. Вот что он писал о них: «Я хочу, чтобы наблюдение всегда предшествовало слову и, чтобы точные знания всегда предшествовали суждению». Когда птица очаровательно щебечет и червяк, только что появившийся на свет, ползёт по листу, прекрати упражнения в языке. Птица учит, и червяк учит, больше и лучше. Молчи!» В овладении естественными знаниями, как и знаниями о человеке в области «Познание» авторитетной должна стать поисково-исследовательская деятельность. Она гармонично интегрирует всю многогранность не только теоретических знаний, но и умений, и навыков в отношении их приобретения в перенесении в разные сферы жизнедеятельности дошкольника.

Поисково-исследовательская деятельность-это организованная педагогом деятельность детей, в которой они путём самостоятельного открытия природы, решения проблемных заданий, практических преобразовательных действий, одновременно овладевают новыми знаниями, а также умениями, навыками их последовательного самостоятельного приобретения.

Естественнонаучные знания у воспитанников формируются по схеме: «представления – понятия – знания». Реализуется принцип «спирали», когда дети, возвращаясь к тем или иным объектам и явлениям природы, идут из года в год углубляя, расширяя естественнонаучные представления и понятия, постигая более сложные методы и приёмы.

В группах, желательно подобрать библиотечки художественных произведений, сказок, энциклопедий по экологическому воспитанию и образованию дошкольников. Воспитатели вместе с детьми читают художественную литературу, рассматривают иллюстрации в книгах о природе. Проводят беседы, обсуждают прочитанное. При знакомстве с поэзией детям легче и проще даётся возможность почувствовать прелесть, неповторимость природы, значение её в жизни человека, где они учатся сравнивать, как отражено одно и то же природное явление в разных поэтических строках. Это и народное творчество: загадки, пословицы, поговорки, легенды. Через литературу ребёнок учится правильно выражать своё мнение, озвучивать чувства.

Художественно-эстетическое развитие: Благодаря систематическому контакту с миром эстетически значимых предметов и явлений ребёнок открывает для себя природу в разнообразных красках, звуках и пластических формах. Он получает разного рода информацию, накапливает впечатления- цветовые, звуковые, осязательные, которые представляют собой тот фундамент, на котором зарождается интерес к гармонии цветов, звуков и пластике предметов. На основе интереса появляется простейшая эстетическая избирательность, эстетическое чувство и эстетический вкус. Раскрыть само ценность объектов природы, обогатить, окрасить их восприятие эмоционально - положительным отношением-задачи, которые успешно решает музыкальное развитие. Достичь этого можно, воздействуя на эмоциональную сферу ребёнка. Экологическое воспитание реализуется в слушании музыки, пении, в музыкально-ритмических движениях, музыкальном творчестве. Отклик у ребёнка вызывают лишь те объекты, которые включены в поле его формирующихся ценностей. Слушая «жаворонка» М. И. Глинки, произведения из музыкального цикла «Времена года» П. И. Чайковского. Исполняя песню воробышка, осенних листочков или мотыльков, ребёнок воспринимает себя частью природы. Познаёт её красоту, происходит становление его эстетических и нравственных чувств направленных на природу.

Знания по экологии, полученные в образовательных областях – это важная интеллектуальная информация. Но когда эти знания преломляются через театрализованную деятельность, которая, по сути, является для ребёнка поведенческим опытом, когда ребёнок проживает конкретный образ какого-то зверя, насекомого, растения, он начинает осознавать и чувствовать что его персонаж боится. Чему-то радуется, как выживает, как развивается, как взаимодействует с человеком и окружающим миром. В театрализованной деятельности роли меняются, развивая способность быть другими понимать другого. В качестве примера хочу привести сказку «Сюрприз» по мотивам сказки В. Сутеева «Под грибом». Суть этой сказки : в трудный, опасной ситуации (в данном случае ливень в лесу) показаны поведения и мудрые взаимоотношения зверей и насекомых друг с другом и с окружающим миром. Через персонажей дети конкретно переживали эту опасную для животных ситуацию в природе. И как образец поведения для человека – в этой опасной ситуации животные не вредят друг другу.

Таким образом, можно подвести итог всему сказанному: интеграция образовательных областей с экологией, которая проходит через многообразие видов деятельности, будет накапливать знания как маленькие кирпичики огромного здания, под названием экологическая культура.

Публикации по теме:

Августовская конференция педагогических работников муниципальных образовательных учреждений 2014 г.Августовская конференция педагогических работников муниципальных образовательных учреждений 2014 г. В нашем городе Мичуринске Тамбовской области в здании Драматического театра 29 августа в 11 часов прошла традиционная августовская конференция.

Конкурс «Маленькая Страна детства»Конкурс «Маленькая Страна детства» Главным источником развития личности в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экологическое воспитание детей подготовительной группы в образовательных областях в соответствии с ФГОС
Опубликовано: 12 февраля 2015 в 18:12
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 14.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.

18 апреля. День отпечатка пальца. Передвижка «Пальчиковая живопись»

 18 апреля 1902 года впервые был использован метод установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Эта дата считается днем рождения дактилоскопии, поэтому 18 апреля отмечаем с детьми...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД