Лучший педагог года

Консультация для воспитателей «Занимательная экология»

Анна Мишина
Консультация для воспитателей «Занимательная экология»

Сегодня мы стоим на грани экологической катастрофы остро встает вопрос об экологическом воспитании юного поколения. С помощью занимательного материала, через эмоциональные переживания можно сформировать у детей широкий, комплексный взгляд на природу, показать взаимосвязь живой и неживой природы, взаимодействие человека и природы. Через сказки, перевертыши, небылицы, загадки, занимательные игры взрослый помогает ребенку осознать значение природы, понять ее красоту, индивидуальную самоценность и неповторимость живых организмов, овладеть нормами и правилами поведения в природе. Среди многочисленных сказок для детей в своей работе по экологическому воспитанию использую народные сказки, где в разных волшебных превращениях волшебника и его непокорного ученика (ученик - в зерно, волшебник – в курицу; ученик – в карася, волшебник – в щуку и т. д.) показаны фрагменты пищевых цепочек, элементы сложных природных взаимодействий типа «хищник – жертва». Сказки «Зимовье зверей», «Хвосты», «Лиса и журавль» и др., в увлекательной форме помогают понять ребенку законы природы. Огромное значение для экологического воспитания имеют сказки Т. Николаевой («Чешуйки», «Лопушок», И. Соколова – Микитова («Листопадничек», С. Маршака («Сказка об умном мышонке», «Двеннадцать месяцев», М. Горького («Ворбьишко», Н. Сладкого («Почему ноябрь пегий») и др. События сказок основаны на реальных фактах, на реальной жизни природы. Эта жизнь не таинственна, она повторяется, ее может увидеть каждый, если захочет. Герои – растения, животные взяты нарочно самые обыкновенные, те, что можно сказать примелькались. Эти истории – сказки – можно рассматривать как сказки – игры. В самом деле, как просто, выйдя с ребятами на прогулку, найти героя только что прочитанной истории! Да и зачем искать? Он тут как тут, словно ждет у забора, у дороги, на цветке. И вот он уже не просто лопух, а Лопух, не про цветок василек, а Василек, он разговаривает, совершает какие – то поступки, вступает в различные взаимодействия с другими обитателями природы. Веселят и в тоже время заставляют логически мыслить стихи – небылицы, стихи – перевертыши, стихи – путаницы. Дети с удовольствием слушают, смеются, а затем исправляют автора, например:

Публикация «Консультация для воспитателей „Занимательная экология“» размещена в разделах

«Это правда или нет?» Л. Станчева

Теплая весна сейчас

Виноград созрел у нас.

Конь рогатый по лугу

Летом прыгает в снегу.

Поздней осенью медведь

Любит в речке посидеть.

А зимой среди ветвей

«Га-га-га» - пел воробей.

Быстро дайте мне ответ –

Это правда или нет?

Очень любят дети произведения К. И. Чуковского «Чудо – дерево»; «Путаница»; «Тараканище». Через смешные небылицы, перевертыши, путаницы, необычные происшествия, невероятные поступки героев малыш понимает, такого не может быть в реальном мире (бывают ли летающие лошади и говорящие собаки ит. д.) Польза подобных стихов и сказок очевидна: за каждым «не так» ребенок живо ощущает «так», всякое отступление от нормы сильнее укрепляет ребенка в норме. Существует множество занимательных игр и упражнений, но все они требуют при подборе особой осторожности. Трудные, непосильные задания могут отпугнуть, поэтому при подборе занимательного материала по экологии необходимо соблюдать принцип от простого к сложному. Игры и занятия игрового характера способствуют закреплению знаний о природе, развитию у детей мышления, речи, памяти, внимания. Например: «Хитрый гном», «Найди братца (сестренку)», «Найди фото». Игры на классификацию проводятся с целью: научить детей выделять существенные и малосущественные признаки, группировать по выделенным и заданным признакам, формировать основы анализа и синтеза. Материал к таким играм: наборы картинок с изображением объектов или явлений природы (животные, птицы, овощи, фрукты, насекомые осадки, времена года и т. п.). Игры: «Разложи предметы по группам», «Выбери предметы по признакам, которые я назову», «Чем отличаются», «Какой детали не хватает», «Логические цепочки» и т. д. На примере данного занимательного материала можно, не нарушая экологических закономерностей и правил, а используя их, построить множество разнообразных сказок, рассказов, игр, загадок. Если ребенок придумал сказку или рассказ, сочинил стихотворение – небылицу и т. п., то есть «связал в своем воображении несколько предметов окружающего мира, значит можно сказать с уверенностью, что он научился мыслить». (В. А. Сухомлинский) Перемещение в сказках, рассказах центра внимания детей с человека на живую природу, которая создает и поддерживает среду обитания людей, позволяет формировать уважение к природе, ответственность за нее. Это и должно лежать в основе экологического воспитания.

Публикации по теме:

«Занимательная математика». Консультация для родителей Работа детского сада над математическим развитием ребёнка является одним из средств умственного воспитания ребёнка и подготовки его к школе.

Консультация для педагогов на тему «Экология в ДОУ» Экология - это наука о связях между живыми существами и окружающей их средой, между человеком и природой. Проблемы экологии: 1. Загрязнение.

Консультация для родителей «Занимательная математика дома и в повседневной жизни» в средней группе Обучению дошкольников началам математики должно отводиться важное место. Это вызвано целым рядом причин (особенно в наше время): началом.

Консультация для родителей «Экология — наше будущее» тесную связь его с неживой природой. Наука экология призвана изучить во всех тонкостях, как отдельные жильцы нашей большой «коммунальной.

Консультация для родителей «Экология в музыке с самых ранних лет» Тема экологии в повседневной жизни всегда рядом с вами и с детьми в любых видах музыкальной деятельности. С самых ранних лет мы, сами того.

Консультация для родителей «Занимательная фасоль»Консультация для родителей «Занимательная фасоль» Консультация для родителей. «Занимательная» фасоль». Чтобы развлекать ребёнка, а попутно ещё и развивать мелкую моторику, память, логику,.

Консультация для родителей «Экология и дети» Общение с природой положительно влияет на человека, будит в нем лучшие чувства, делает добрее и мягче. Особенно велика ее роль в воспитании.

Консультация «Экология и театральная деятельность»Консультация «Экология и театральная деятельность» Экология и театральная деятельность. В системе формирования отношений детей к природе большое место занимает развитие познавательного интереса.

Консультация «Экология в играх» Мир, окружающий ребёнка, - это прежде всего Мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный.

Консультация для педагогов «Занимательная математика для старших дошкольников»Консультация для педагогов «Занимательная математика для старших дошкольников» Задачи на смекалку, головоломки, занимательные игры вызывают у детей огромный интерес. Дети могут подолгу перекладывать палочки или другие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Занимательная экология»
Опубликовано: 6 декабря 2019 в 21:37
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД