Папки-передвижки

Консультация для воспитателей «Значение театрализованной деятельности в развитии речи детей среднего дошкольного возраста»

Резеда Бушина
Консультация для воспитателей «Значение театрализованной деятельности в развитии речи детей среднего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

Значение театрализованной деятельности в развитии речи детей среднего дошкольного возраста

Сочетание музыкальной и театральной деятельности позволяет стимулировать детей к образному и свободному восприятию окружающего мира (людей, культурных ценностей, природы, которое, развиваясь параллельно с традиционным рациональным восприятием, расширяет и обогащает его. Ребенок - дошкольник учится уважать чужое мнение, быть терпимым к различным точкам зрения, задействует фантазию, воображение, общение с окружающими людьми. В основу заложен индивидуальный подход, уважение к личности ребенка, вера в его способности и возможности.

Публикация «Консультация для воспитателей „Значение театрализованной деятельности в развитии речи детей среднего дошкольного возраста“» размещена в разделах

С увеличением темпов жизни, социальными условиями, требующими от человека определенных способностей для адаптации в окружающем мире, занятостью родителей значительно уменьшает-ся взаимодействие ребенка - дошкольника с родными (чтение художественной литературы, посе-щение театров, музеев, совместных прогулок) все это приводит к недостаточному развитию речи и эмоциональной сферы ребенка. Поэтому в настоящее время является актуальным формировать у детей художественный вкус, развивать творческие способности, эмоциональный мир ребенка. Самый короткий путь для эмоционального раскрепощения, снятие зажатости, заторможенности, обучения чувствованию слова и художественного воображения предоставляет театрализованная деятельность.

Роль театра в жизни ребенка - дошкольника несоизмеримо велика, т. к. здесь можно решать мно-жество задач, связанных с его воспитанием и развитием.

Театр - вид искусства, который привлекает внимание, в равной мере, как взрослых, так и детей. Выдающийся русский критик В. Г. Белинский, обращаясь к современникам: «Любите ли вы театр так, как я люблю его?» - был глубоко убежден в том, что не любить театр невозможно. Ощущение праздника, связанное с посещением театра, способно доставить человеку ни с чем несравнимую радость, наполнить его яркими впечатлениями, чувствами, мыслями.

Значение и специфика театрального искусства и его произведений заключается в одномоменталь-ности сопереживания, познавательности, эмоциональности, коммуникативности, живого воздей-ствия художественного образа на.

На определенной ступени психического развития в результате воспитания у дошкольника, как отмечают В. В. Зеньковский, А. Салиев, открывается та сторона эстетического восприятия, которая дает толчок развитию его познавательной деятельности. Происходит это благодаря тому, что художественное произведение расширяет круг представлений ребенка, помогает понять его художественный образ. В воображаемых обстоятельствах сказки, которая чаще всего лежит в основе детского театрального творчества в своеобразной форме отражаются жизнь народа, его обычаи и характер деятельности, жизнь животных и природного мира (В. В. Зеньковский, В. Я. Пропп, К. Г. Юнг).

Эстетическое восприятие детей, развитие диалоговой речи, в том числе восприятие театра, не сво-дится к пассивной констатации известных сторон действительности. Ребенку - дошкольнику до-ступна внутренняя активность содействия, сопереживания (Л. С. Выготский, Л. С. Славина и др.).

К сожалению, в настоящее время в массовой практике ДОУ театрализованная деятельность оста-ется Золушкой, и ее судьба, как от злой мачехи зависит от желания и интересов педагога. В первую очередь это связано с общей загруженностью наших воспитателей и недопониманием значения театрализованной деятельности для развития ребенка - дошкольника.

Ведь, играя роль, ребенок может не только представлять, но и эмоционально переживать поступки своего персонажа. Это, безусловно, влияет на развитие сферы чувств дошкольника. Эстетические переживания помогают ребенку испытывать восхищение теми проявлениями жизни, которые он раньше не замечал, и передавать их с помощью движений, жестов, мимики и других средств выразительности, при помощи разговора, развивается диалоговая речи, память.

Кроме того, благодаря декорациям, костюмам перед детьми открываются большие возможности для создания образа с помощью цвета, формы, конструкции.

При подготовке спектакля дошкольники учатся выделять цель, средства ее достижения, планиро-вать, координировать свои действия и многому другому. Действуя в роли, дети приобретают опыт различного рода взаимоотношений, что также важно для их социального развития. Кроме того, театрализованная деятельность таит в себе огромные возможности для коррекции личностного развития.

В отличие от малышей средние и старшие дошкольники при выступлении часто теряются. Наряду со сценическим волнением у многих детей появляется стеснительность, и они отказываются от выступлений. Коррекция поведения ребенка может осуществляться по очень многим направлени-ям. Одним из них является коллективная театрализованная деятельность, в основу которой поло-жен принцип предоставления всем детям равных возможностей для участия в инсценировке и в одинаковых ролях.

Кроме того, исследования отечественных и зарубежных ученых убедительно показали, что одним из серьезных огорчений является лишение возможности ребенка права выбора. В театрализован-ной деятельности имеются большие возможности для расширения инициативы и самостоятельно-сти детей при выборе характера для своего героя. Целенаправленная работа по этому виду дея-тельности обеспечивает эмоциональное благополучие ребенку - дошкольнику, способствует свое-временному и полноценному психическому развитию и приобщению его к общечеловеческим ценностям средствами союза музыки и театрального искусства.

Дошкольное детство - большой отрезок жизни ребенка. Ребенок открывает для себя мир человече-ских отношений разных видов деятельности. Он испытывает сильное желание включаться в эту взрослую жизнь, активно в ней участвовать, что ему еще недоступно. Кроме того, не менее сильно он стремится к самостоятельности. Из этого противоречия рождается игра - самостоятельная деятельность детей, моделирующая жизнь взрослых.

Интеллектуальное развитие ребенка, формирование его характера, эмоций, личности в целом непосредственно зависят от речи.

Развитие речи - одно из важнейших направлений работы, обеспечивает своевременное психиче-ское развитие ребенка в 21 веке. Речь детей развивается в единстве с формированием его мышле-ния. В период младшего дошкольного детства в мышлении детей происходят значительные изме-нения : расширяется кругозор, появляются новые знания и умения, а значит, и совершенствуется и речь.

Развивается звуковая сторона речи. Воспитание звуковой культуры речи многоаспектная задача, которая предлагает: развитие речевого слуха, обучение правильному звукопроизношению, овла-дение звуковой выразительностью речи. Дети учатся пользоваться средствами звуковой вырази-тельности с учетом задач и условий общения. Интенсивно растет словарный состав речи. Овладе-ние словарным запасом составляет основы речевого развития, в словаре отражается содержание речи. Особенность словаря - освоение значений слов и их умственных употреблений. Словарная работа теснейшим образом связана с развитием диалогической и монологической речи. Развитие связной монологической речи предлагает формирование умений слушать и понимать связные тексты, строить самостоятельно высказывания разных типов. Развивается грамматический строй речи. Ребенок не просто активно овладевает речью - он творчески осваивает языковую деятельность, начинает употреблять сложные придаточные предложения. Речевое общение в младшем дошкольном возрасте осуществляется в разных видах деятельности : игре, труде; бытовой, учебной деятельности и выступает как одна из сторон каждого вида. Поэтому важно использовать для развития речи любую деятельность.

Одним из условий развития речи в широком смысле является культурно-языковая среда. Культура речи детей неразрывно связана с культурой речи воспитателя и всех окружающих. Развивать речь следует не столько путем методических приемов и указаний, сколько путем примера и образца. Одним из основных методов речевого развития является обучение, определенным кругом речевых навыков и умений. Развитие речи осуществляется также на занятиях по другим разделам програм-мы детского сада. Например, театральная деятельн6ость является важнейшим источником и сред-ством развития всех сторон речи детей и уникальным средством воспитания.

Большое значение в речевом развитии детей придается игре - театру. И творческая деятельность ребенка проявляется, прежде всего, в игре. В первую пору жизни детей труд преобразуется в ту же игру. Игра - первая ступень трудового воспитания. Игра развивает язык, а язык организует игру. Играя, ребенок учится, а не одно учение немыслимо без помощи основного учителя - языка. Игра является сильнейшим стимулом для проявления детской самостоятельности в области языка. Слово в игре помогает ребенку выявить свои мысли и чувства, понять переживания партнера, согласовать с ним свои действия. Все умения и навыки, которые ребенок приобретает в игре, связаны с развитием речи. Для речевого развития используются все виды игровой деятельности.

Начальный этап игровой деятельности - ознакомительная игра с предметом-игрушкой по мотиву, заданному ребёнку взрослым. Её содержание составляют действия-манипуляции, осуществляемые в процессе обследования предметов.

Следующий этап - отобразительная игра: для неё характерны действия, направленные на выявле-ние специфических свойств предмета и достижение с его помощью определённого результата. В условиях содержательного (делового) общения с взрослыми ребёнок на практике узнаёт название и целевое назначение предмета и это новое значение он переносит в свою игру.

Публикации по теме:

Программа театрального кружка «Сказка» в средней группеПрограмма театрального кружка «Сказка» в средней группе Пояснительная записка Художественно-эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса дошкольного.

Рисование ладошками «Весна пришла»Рисование ладошками «Весна пришла» Художественная деятельность выступает как ведущий способ эстетического воспитания и развития детей дошкольного возраста. В художественном.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Значение театрализованной деятельности в развитии речи детей среднего дошкольного возраста»
Опубликовано: 2 сентября 2014 в 13:33
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для воспитателей «Значение театрализованной деятельности в развитии речи детей среднего дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Резеда Бушина (УИ 143654) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД