Получи документы

Фольклорные игры и игровые упражнения для формирования лексико-грамматического строя речи

Роза Змановская
Фольклорные игры и игровые упражнения для формирования лексико-грамматического строя речи
▼ Скачать + Заказать документы

Фольклорные игры и игровые упражнения для формирования лексико-грамматического строя речи.

Не секрет, что в век компьютерных технологий между родителями и детьми преобладает обиходно – бытовая лексика. Отсутствие эпитетов, сравнений, образных выражений обедняет, упрощает речь. Она становится маловыразительной, скучной и однообразной. Ухудшает речь и обилие заимствованных слов.

Бедный словарный запас у многих взрослых, которые в свою очередь должны быть примером для подрастающего поколения.

Публикация «Фольклорные игры и игровые упражнения для формирования лексико-грамматического строя речи» размещена в разделах

Оставляет желать лучшего и песенный репертуар некоторых артистов, например:

Я тебя бум-бум-бум,

Ты меня бум-бум-бум,

Мы вместе бум-бум-бум,

С тобою бум-бум-бум.

Известный поэт Вадим Шефнер писал:

Это так, а не иначе.

Ты мне, друг мой, не перечь:

Люди стали жить богаче,

Но беднее стала речь.

Гаснет устная словесность,

Разговорная краса;

Отступают в неизвестность

Речи русской чудеса.

Сотни слов родных и метких,

Сникнув, голос, потеряв,

Взаперти, как птицы в клетках,

Дремлют в толстых словарях.

Ты их выпусти оттуда,

В быт обыденный верни,

Чтобы речь – людское чудо –

Не скудела в наши дни.

Развитие речи, речевого общения является одной из главных задач воспитания и обучения в детском саду. Оно включает в себя следующее:

– Расширение, обогащение и активизация словаря детей;

– Воспитание звуковой культуры речи;

-Формирование грамматически правильной разговорной речи;

-Развитие связной речи.

Для решения этих задач можно с успехом использовать народные игры.

Испокон веков в них отражался образ жизни людей, их быт, труд, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, быстротой и красотой движений.

Народные игры являются неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического воспитания дошкольников. Радость движения сочетается с духовным обогащением.

У детей формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создаётся положительная основа для формирования патриотических чувств.

По своему содержанию все народные игры лаконичны, выразительны и доступны каждому ребёнку. В играх много юмора, шуток. Они часто сопровождаются считалками, потешками, жеребьёвками.

Считалки являются как бы игровой прелюдией, дают возможность быстро организовать игроков. Игры с зачином привлекают детей наличием параллельной рифмы, например:

Я куплю себе дуду,

Я по улице пойду.

Громче, дудочка, дуди:

Мы играем,

Ты води.

Шла кукушка мимо сети,

А за нею малы дети,

Кукушонок хочет пить,

Выходи - тебе водить.

Помимо считалок при проведении фольклорных игр использовались жеребьёвки. Они применялись в тех случаях, когда надо было разделить игроков на две команды.

В некоторых народных играх, перед их началом, применялись забавные певалки, например:

Первенчики-бубенчики,

Летели голубенчики

По свежей росе,

По чужой полосе.

Там чашки да ложки,

Медок, сахарок,

Молчок!

Певалки использовались и в самом содержании фольклорных игр.

Например, в игре «Уголки» водящий подходит к кому-либо из стоящих в «уголке» (обруч) и говорит:

Мышка, мышка,

Продай свой уголок

За шильце,

За мыльце,

За белое полотенце,

За зеркальце!»

В певалках много слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Произнося текст, дети усваивают способы образования слов, пополняют свой словарный запас. Некоторые слова требуют объяснения.

Чтобы новые, довольно трудные слова прочно вошли в лексикон детей, при организации НОД использую следующее:

1. Неоднократное повторение слов;

2. Заучивание;

3. Проведение инсценировок, где присутствуют новые слова.

Всё это со временем позволит словам из пассивного словаря перейти в активный словарь.

На фольклорном материале дети усваивают способы изменения существительных, образование форм именительного и родительного падежа, множественного числа, форм глагольного словоизменения.

Усвоить предложно-падежные формы помогают и игровые упражнения, например:

Игра «Подскажи словечко»

Тады-рады тынка,

Где же наша свинка?

Тады-рады толки,

Съели свинку…

Тады-рады тынкой,

Ты бы их …

Тады-рады тутки,

С волком плохи …

Тады-рады тышка,

Выходи…

Очень нравятся ребятам народные игры, в которых есть диалог. Дети входят в образ, имитируют повадки, подражают голосу того или иного животного.

Особо популярна игра «Тень-тень, потетень»

Тень-тень, потетень,

Выше города плетень.

Сели звери под плетень,

Похвалялися весь день.

Похвалялася лиса:

— Всему свету я краса!

Похвалялся зайка:

— Поди, догоняй-ка!

Похвалялися ежи:

— У нас шубы хороши!

Похвалялся медведь:

— Мoгy песни я петь!

Благодаря народным играм, дети знакомятся с особенностями жизни разных народов.

В логопедической группе многонациональный состав. Есть русские, кумыки, украинцы, татары. Когда посещал логопедические занятия Сиёвуш, узбек по национальности и родом из Киргизии, ребята познакомились с узбекскими считалками, киргизской народной игрой «Скачка».

В считалках говорится о бабае.

Ехала машина легковая,

На базар везла бабая.

Остановка Чукурсай,

Выйду я,

А ты считай.

Были те бабаи бородатые.

Новые халаты полосатые.

Остановка Чагатай,

Выйду я, а ты считай.

Для многих бабай сродни пугалу. Часто слышала, как мамы младших дошкольников говорили детям: «Будешь плакать, бабай тебя заберёт»

Объяснила детям, что это неправильное толкование слова.

Бабай – производное от слова «бобо» - дедушка. Получается, что считалки не о пугале, а о дедушке. Таким образом, дети не только уточнили значение слова, но и расширили свой словарный запас, у них появился интерес к играм сверстников из стран ближнего зарубежья.

В игре «Скачка» ребята выполняют движения под речевое сопровождение.

Они слышат текст и учатся ориентироваться на рифму:

На коне-скакуне я скачу,

Я скачу.

Если зайца увижу –

Отпущу.

За лисицей поскачу –

Кнутовищем исхлещу.

А на волка налечу –

Истопчу, истопчу!

При организации НОД широко используются не только народные игры и игровые упражнения, но и малые фольклорные формы, которые таят в себе немалые богатства – звуковые, речевые, смысловые.

В речевой группе дети с особым удовольствием повторяют звукосочетания, которыми так богаты произведения малых фольклорных жанров. Благодаря тому, что ребята легко заучивают и много раз произносят тексты, насыщенные звукосочетаниями разной степени сложности, у них вырабатывается умение различать на слух близкие по звучанию слова, улучшаются произношение и дикция, формируется фонетическое восприятие, которое имеет огромное значение для успешного овладения грамотой.

В работе с детьми находит отражение и региональный компонент.

В приёмной логопедической группы оформлен мини-музей «Там, где искрится Пур»

Ребята имеют возможность узнать о культуре, быте и обычаях ненцев.

Для реализации проекта «Там, где искрится Пур» воспитатели группы активно использует фольклорные игры.

Часто проводятся с детьми такие народные игры, как «Важенка и оленята», «Ручейки и озёра».

Ненецкие народные игры отражают жизнь и труд людей, живущих на севере. Благодаря играм, происходит обогащение словарного запаса детей, расширение кругозора, формирование волевых качеств.

Я, как и мои коллеги, хочу научить детей играть активно и самостоятельно.

Только в этом случае они смогут сами регулировать степень внимания и мышечного напряжения, приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды, находить выход из критического положения, быстро принимать решение, проявлять инициативу.

Таким образом, народные игры, игровые упражнения представляют собой основу для формирования не только лексико-грамматического строя речи, но и гармонически развитой личности, которая сочетает в себе духовное богатство, моральную чистоту, физическое совершенство.

Публикации по теме:

Фотоотчёт «Наши будни» (дети логопедической группы)Фотоотчёт «Наши будни» (дети логопедической группы) Логопедические занятия ориентированы на психическую защищенность ребенка, его комфорт и потребность в эмоциональном общении с логопедом.

Рекомендации по проведению коррекционных занятий в речевой группе детского садаРекомендации по проведению коррекционных занятий в речевой группе детского сада Рекомендации к проведению коррекционных занятий в речевой группе детского сада. Лексико-грамматическая работа с предметными картинками на.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Фольклорные игры и игровые упражнения для формирования лексико-грамматического строя речи
Опубликовано: 20 ноября 2014 в 19:08
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Фольклорные игры и игровые упражнения для формирования лексико-грамматического строя речи» (включая файлы) размещена пользователем Роза Змановская (УИ 267706) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД