Получи документы

Консультация для воспитателей «Гендерный подход к организации игровой деятельности»

Соколова Наталья
Консультация для воспитателей «Гендерный подход к организации игровой деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы

Гендерный подход к организации игровой деятельности.

Введение в тему: игра «Ассоциации».

-Уважаемые коллеги, какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите словосочетания «современный мужчина» и «современная женщина». Пожалуйста, озвучьте их, а мы зафиксируем. Левая часть зала работает на мольберте слева, а правая, соответственно, на мольберте справа (слушатели называют предметы, а лекторы рисуют или записывают все высказывания на рабочие стенды).

Публикация «Консультация для воспитателей „Гендерный подход к организации игровой деятельности“» размещена в разделах

Рассмотрим результаты: на пересечении двух полярных множеств можно выделить ещё одно, в которое объединим общие признаки, присущие тому и другому полу (лекторы выделяют красным цветом общие признаки).

Что из этого следует?

Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения. Демократизация отношения полов повлекла смешение половых ролей, феминизацию мужчин и омужествление женщин. Сейчас уже не считается из ряда вон выходящим курение и сквернословие представительниц прекрасного пола, многие из них стали занимать лидирующие положения среди мужчин, стираются границы между «женскими» и «мужскими» профессиями. Некоторые мужчины, в свою очередь, утрачивают способность играть правильную роль в браке, из «добытчиков» они постепенно превращаются в «потребителей», а все обязанности по воспитанию детей они перекладывают на женские плечи.

На фоне этих изменений меняются и внутренние психологические позиции детей, их сознание: девочки становятся агрессивными и грубыми, а мальчики перенимают женский тип поведения. Наблюдая за детьми, можно заметить, что многие девочки лишены нежности, терпения, не умеют мирно разрешать конфликтные ситуации. Мальчики же, наоборот, не умеют постоять за себя, слабы физически, лишены выносливости и эмоциональной устойчивости, у них отсутствует культура поведения по отношению к девочкам.

Всё это позволяет сделать вывод о необходимости создания в ДОУ условий для гендерной социализации дошкольников. Проблема воспитания и обучения ребёнка в соответствии с его полом является актуальной задачей педагогической работы.

Анализ массовой практики показывает, что в настоящее время в системе дошкольного образования возникают серьёзные проблемы по вопросам гендерного воспитания. В первую очередь это связано с тем, что в программно-методическом обеспечении дошкольных образовательных учреждений России не учитываются гендерные особенности. В результате этого содержание воспитания и образования ориентировано на возрастные и психологические особенности детей, а не на мальчиков и девочек того или иного возраста.

Период дошкольного детства – это тот период, в процессе которого педагоги и родители должны понять ребенка и помочь ему раскрыть те уникальные возможности, которые даны ему своим полом.

По данным Т. М. Титаренко, мальчики и девочки существенно отличаются в физическом, интеллектуальном развитии, у них разные интересы. Так, у девочек лучше показатели в равновесии и гибкости, более развита мелкая моторика. Мальчики же быстрее бегают, дальше прыгают с места, у них лучше показатели в метании на дальность, больше сила рук. Девочки раньше начинают читать, пользуются сложными грамматическими конструкциями, их речь предметно-оценочная. У мальчиков превалирует абстрактное, внесловесное, отвлечённое мышление, при решении арифметических задач присутствует логика. Девочек интересует человек и окружающая его среда: одежда, утварь, предметы домашнего обихода. Они любят играть с куклой, проявлять заботу. Предпочитают порядок в вещах. Мальчикам интересны средства передвижения: самолёты, поезда, теплоходы, машины. Они любят путешествовать, изобретать, конструировать. Мальчики стремятся разработать механизм, узнать его устройство, увидеть фактическую сторону дела.

Под влиянием взрослых формируются и развиваются два типа человека с разной психикой, разными законами развития высших корковых функций, таких как речь, эмоции, мышление. Следует помнить главное: мальчики и девочки, имея разный мозг, ведут себя по-разному.

Опыт народной педагогики свидетельствует о том, что даже в младенчестве воспитание детей осуществлялось с учётом их гендерных особенностей. В колыбельных песнях, пестушках, потешках присутствует обращение не просто к маленькому ребёнку, а к девочкам и мальчикам. С их помощью ребёнок получает первые представления о назначении мужчины и женщины, об их семейных ролях, учится понимать особенности мужской и женской души, получая нравственные наставления.

В дошкольном возрасте игра является основным видом деятельности. Поэтому мы на конкретных видах игр постараемся раскрыть суть гендерного подхода к их организации.

1. Дидактические игры.

Они доступны детям с младшего возраста. Например, игра «Кто что носит». Детям предлагают рассмотреть следующие картинки (на наборное полотно выставляются картинки с изображением мужской и женской одежды). Нужно распределить предметы одежды на два мольберта: там, где нарисована девочка – предметы женской одежды, а там, где мальчик – предметы мужской одежды. (слушатели распределяют картинки к соответствующим схемам).

Или, например, словесная игра «Кто что делает» (о мужских и женских обязанностях в семье). Воспитатель бросает мяч ребёнку и называет «мама», ребёнок должен назвать слова-действия, относящиеся к обязанностям мамы.

Таких игр много и они вам знакомы. Это следующие игры: «Наши причёски», «Кем я буду и каким», «Найди правильно», «Наша семья», «Кому что нужно для работы», «Настроение», «Волшебный цветок», «Как я дома помогаю», «Кто я в семье», «Пожелания», «Благородные поступки» и другие.

2. Игры-занятия с куклами.

«Накормим куклу Машу», «Оденем куклу Машу на прогулку», «Куклы ждут гостей», Куклы заболели». Этот вид игр присутствует в младшем возрасте.

3. Имитационные игры.

Детям предлагается исполнить роль того или иного персонажа, показать жестами, мимикой эмоциональное состояние героя: «Рассердившаяся девочка», «Испуганный мальчик», «Ласковая девочка», «Любящая мама», «Весёлый папа», «Обиженная дочка», «Уставшая бабушка», «Злобный мальчик» и т. д. Можно использовать при этом кубик (показ кубика с изображением лиц с разной мимикой).

4. Подвижные игры.

Полоролевые дейсивия прослеживаются ярче в народных играх. Это: «В хороводе были мы», «А мы просо сеяли», «Цепи-кованы», «Голубка» и др. Есть и современные игры: «Надень и попляши», «Найди пару», «Море», «Утки и утята» и др. Мы предлагаем вам поиграть в игру «Цветы и пчёлки». Распределяемся на две команды – девочек и мальчиков. Девочки – пчёлки, а мальчики – цветы. Все разбегаются по залу. По сигналу нужно выполнить свои роли: девочки грациозно двигаются, машут крылышками, качают головками, подражая жужжанию пчёл. Мальчики изображают цветы: встают на одно колено, расправляя руки, как лепестки. По второму сигналу меняются ролями. Мальчики становятся шмелями: машут руками, словно крыльями, жужжат, словно большие шмели, а девочки изображают красивые цветы.

5. Игры-состязания.

«Кто больше скажет красивых слов о маме, папе».

«Кто больше назовёт имён мальчиков (девочек)».

«Кто больше назовёт мужских и женских (маминых и папиных) вещей».

«Кто найдё т больше сходства: в цветке – женщине; в мужчине – льве». (поиграть)

«Напиши словесный портрет девочки (мальчика)».

«Кто больше вспомнит сказок с добрыми, заботливыми, трудолюбивыми и сильными героинями и сильными, выносливыми, отважными, находчивыми героями» ит. д.

6. Символические игры.

«Предмет – мужчина, предмет – женщина»(педагог предлагает рассмотреть предмет (кувшин, лампа, подушка, карандаш и др) и представить, каким бы он был, если бы был человеком: мужчиной или женщиной. Другие игры:

«Кто живёт в твоём сердце».

«Рассказ музыки».

«Мой любимый герой».

«Сбор чемодана».

Основная роль в гендерной социализации дошкольников принадлежит сюжетно-ролевой игре.

В сюжетно-ролевой игре дети в символической форме воспроизводят взаимоотношения взрослых людей – мужчин и женщин. Сюжетно-ролевые игры позволяют развивать творческие способности детей, их фантазию и артистизм, учат вживаться в образ того или иного персонажа, играть определённую роль. Игры имеют большое значение в социальной адаптации ребёнка, реализации его возможностей в будущем. В игре дети учатся идти на компромисс, меньше ошибаться в людях, избегать конфликтных стуаций, поддерживать дружественную атмосферу.

В сюжетно-ролевой игре успешно развивается личность ребёнка, его интеллект, воля, воображение, коммуникативность, стремление к самореализации, самовыражению Играя роль, ребёнок выполняет определённую социальную функцию, дифференцированную по полу.

Таких игр много и вам они знакомы: «Дочки-матери»,«У нас в гостях»,«Идём в кукольный театр»,«Ожидаем гостей»,«Дети заболели»,«В семье именины»,«Детский сад»,«Салон красоты», «Супермаркет», «Ателье», «Скорая помощь».

Это игры, которые предпочитают девочки.

«Строители», «Военные», «Моряки», «Космонавты», «Спасатели», «Пожарные», «Богатыри» - в эти игры активнее играют мальчики.

Но большая часть игр, включая перечисленные, в играх детей объединяются одним сюжетом.

Особого внимания со стороны педагогов требуют проблемы, связанные с организацией предметно-пространственной среды.

Предметно-пространственная среда не только обеспечивает разные виды активности дошкольников (физической, игровой, умственной и т. п., но и является основой его самостоятельной деятельности с учётом гендерных особенностей. Роль взрослого в данном случае состоит в том, чтобы открыть перед мальчиками и девочками весь спектр возможностей среды и направить их усилия на использование отдельных элементов её с учётом гендерных и индивидуальных особенностей и потребностей каждого ребёнка. Что и учитывалось нами при создании предметно-развивающей среды.

Сделать игру более интересной, полноценной, дающей каждому ребёнку возможность выбирать деятельность, в которой наиболее успешно и опосредованно он учится новой для себя роли с предложенными атрибутами данной игры (профессии, раскрывать гендерные особенности, нам помогают проекты сюжетно-ролевых игр.

Публикации по теме:

Настоящая женщина 1. Настоящая женщина влюбляется,когда пришла любовь, а ненастоящая -когда закончились деньги. 2. Настоящая женщина умеет работать,а.

Терентiй Травнiкъ. «Соразделение и Соответствие»Терентiй Травнiкъ. «Соразделение и Соответствие» Мужчина стремится, женщина ожидает. Мужчина находит, женщина хранит. Мужчина уходит, женщина ждет. Мужчина открывает, женщина входит.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Гендерный подход к организации игровой деятельности»
Опубликовано: 23 марта 2014 в 09:24
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для воспитателей «Гендерный подход к организации игровой деятельности»» (включая файлы) размещена пользователем Соколова Наталья (УИ 123164) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД