Наталья Якунина
Консультация «Играем с детьми четырех-пяти лет»
▼ Скачать + Заказать документы
Каждая игра или игровое упражнение направлены на решение разных речевых задач. Основные задачи- это воспитание звуковой культуры речи, формирование грамматического строя речи, обогащение словарного запаса, развитие связной речи. Эти задачи решаются на каждом возрастном этапе, однако от возраста к возрасту идет постепенное усложнение методов и приемов обучения родному языку. Все задачи тесно связаны между собой, речевые игры могут проводиться, как в детском саду, так и в семье с одним ребенком.
Публикация «Консультация „Играем с детьми четырех-пяти лет“» размещена в разделах
Главным направлением развития речи детей 4-5 лет это формирование контекстной речи. Этот процесс начинается у некоторых детей уже на четвертом году жизни, но особое значение приобретает в среднем дошкольном возрасте.
Поэтому обучение навыков связного высказывания и обучение рассказыванию необходимо проводить через игру, как коллективно так и индивидуально.
На пятом году жизни происходят заметные изменения в освоении способов словообразования. Ребенок начинает подмечать связь между структурой слова и функцией предмета (человек, обьект, который этим словом обозначается, вследствие чего дети активно экспериментируют со словами. (снежинка- узорчатая, угольчатая ;сынок- слоненчик; собака- собачоночка).
Как говорил К. И. Чуковский -«Ребенок играет словами, получая от этого удовольствие, подмечая разнообразие форм».
В этом возрасте полезно организовывать с детьми игры драмматизации по народным сказкам; «Гуси лебеди», «Зимовье зверей», «Рукавичка», а так же авторским рассказам: «Поезд» Я. Тайца, «Кто сказал мяу» В. Сутеева, «Сказка о глупом мышонке» С. Маршака и др. Совместно с сюжетно -ролевыми играми по мотивам фольклорных и литературных произведений дети этого возраста уже способны разыгрывать театрализованные представления.
Надо отметить. Что для переноса речевых умений, получаемых ребенком в игре в монологическую связную речь часто требуются определенные условия. Названия свойств предметов закрепляются в словесных играх. Спросите у ребенка, что бывает высоким?- дом, дерево, человек. А что выше дерево или человек? Может ли человек быть выше дерева? Что бывает широким- река, улица, лента. А что шире — ручеек или река?Так дети учатся сравнивать и обобщать, начинают понимать значение отвлеченных слов : высота, ширина и др.
На прогулке полезно проводить разнообразные наблюдения за погодой, сезонными изменениями в природе- растениями, птицами, животными, людьми, транспортом. Все это обязательно нужно комментировать, обсуждать с детьми все события в форме беседы. Новые, незнакомые слова ребенку следует обьяснить, повторить несколько раз, научить ребенка понятно выговаривать их.
Играя с ребенком, будьте дружелюбны и уважительны к нему Очень важно содержание совместной деятельности ребенка и взрослого в ходе их общения. Он должен чувствовать, что эти занятия- не скучная неизбежная картина занятий,а увлекательная игра,в которой он обязательно должен выиграть. Поощряйте его малейшие успехи и будьте терпеливы при неудачах.