Юлия Зафесова
Консультация «Как облегчить адаптацию детей к условиям ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
При поступлении ребенка в детский сад, он попадает в непривычную среду, таящую в себе много неизвестного. Отсутствие родителей, режим дня, другой стиль общения, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение - все эти изменения создают стрессовую ситуацию. В результате появляется психическое напряжение, нарушается сон, аппетит, малыш отказывается играть, часто болеет. Характер адаптации зависит от :
1. Возраста (труднее всего в период от 10 месяцев до 1,5 лет).
Публикация «Консультация „Как облегчить адаптацию детей к условиям ДОУ“» размещена в разделах
- Адаптация в детском саду. Консультации
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2014
2. Состояния здоровья и уровня развития ребенка.
3. Биологического и социального анамнеза (протекания беременности, осложнения при родах, условия жизни в первые месяцы - режим дня, питание, общение, игры, заболевания в первые 3 месяца).
Для обеспечения адаптации ребенка необходимо, во-первых: создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе. Необходимо сформировать положительную установку, желание идти в детский сад. Это зависит от умения воспитателя создать атмосферу уюта, тепла и благожелательности. Если ребенок с первого дня присутствия в саду почувствует это тепло, исчезнут волнения и страхи, адаптация пройдет легче и быстрее. Малыши испытывают дискомфорт от размеров помещения, они больше, чем дома, поэтому надо зрительно уменьшить помещение. Мебель лучше разместить таким образом, чтобы она образовывала маленькие «комнатки». Хорошо если в группе есть домик, где ребенок может играть один. Живой уголок в группе, растения, аквариум, благоприятно влияют на эмоциональное состояние. Необходим спортивный инвентарь, для удовлетворения потребности детей в движении.
Маленькие дети не могут выражать свои эмоции в речи. Изодеятельность для них не только и не столько художественно-эстетическое действо, сколько возможность выплеснуть на бумагу свои чувства. Уголок изотворчества со свободным доступом детей к карандашам и бумаге поможет отреагировать свои эмоции, особенно негативные. Особое удовольствие доставляет детям рисование маркерами, оставляющими толстые линии, на прикрепленном к стене листе бумаги.
Умиротворяюще действуют на детей игры с песком и водой, в период адаптации оказывают успокаивающее, расслабляющее действие. В туалетной комнате помещают поддоны с песком и водой. Для игр используются небьющиеся сосуды, сита, воронки, трубочки, красящие вещества, детские шампуни. Дети могут купать кукол, пускать кораблики, дуть на мыльные пузыри. По мере привыкания к новым условиям, у детей сначала восстанавливаются аппетит, труднее нормализуется сон. Любимая игрушка становится символом и частичкой дома с ней ребенок может лечь спать. В период адаптации надо временно сохранять привычные ребенку приемы воспитания. Перед сном можно покачать, посидеть рядом. Ни в коем случае нельзя насильно кормить или укладывать спать, чтобы не закрепить на длительное время отрицательное отношение к новой обстановке.
Необходимо удовлетворять острую потребность в эмоциональном контакте со взрослым. Ласковое отношение с ребенком, пребывание малыша на руках взрослого, дает ему чувство защищенности. Ребенку хочется, чтобы мама была рядом, поэтому можно иметь в группе «семейный альбом» с фотографиями близких.
Во-вторых, важна согласованность действий родителей и воспитателей. Еще до поступления в ребенка группу, необходимо познакомиться с родителями. Выяснить привычки, особенности поведения, интересы ребенка. Можно рекомендовать приводить малыша первые дни после обеда, когда у воспитателя больше времени и возможности для игр и общения с детьми, а ребенок увидит, как за остальными детьми приходят родители. Далее необходимо приводить перед завтраком, когда все дети уже в группе. Родители, отдавая ребенка в детский сад испытывают тревогу, поэтому воспитатель должен их успокоить: пригласить осмотреть помещение, спальню, групповую комнату, показать шкафчик, игрушки, пособия, рассказать чем занимаются дети, во что играть, познакомить с режимом дня. Родители должны быть уверены, что воспитатель выполнит их просьбы относительно питания, сна, одежды, прогулок и т. д. Если ребенок видит хорошие, добрые отношения между родителями и воспитателем, он быстрее адаптируется в новой обстановке.
В-третьих: для формирования эмоционального контакта и доверия детей к воспитателю, нужно ежедневно организовывать игры, на сплочение группы, лучше всего игры в кругу.
1. «Иди ко мне», дети стоят в кругу, воспитатель манит к себе ребенка, иди ко мне Сашенька, обнимает, ах, какой хороший, Саша пришел! Повторяет с каждым ребенком.
2. «Покатаем на лошадке». Качание на колене.
3. «Подуй на что-нибудь», на шарик, через соломинку, на цветок, на листик, на перышко, на вертушку…
4. «Забавы с увеличительным стеклом».
5. «Прогулка по очертаниям фигур», из тесьмы на полу выкладывается квадрат, круг, овал, воспитатель берет ребенка за руку, ведет по фигуре, со словами: «По кружочку мы идем, тра-ля –ля».
6. «Вместе с Мишкой». Воспитатель берет игрушку и беседует от ее имени: «Катя, тебе нравится пить из чашки, ловить мячик, бегать с детками».
7. «Чертим разные фигуры». Воспитатель водит рукой ребенка по песку, по воде.
8. «Игра с куклой». Воспитатель просит показать, где у куклы разные части тела, просит ее покачать, причесать, покормить.
9. «Мы игрушки собираем, тра-ля-ля», с такими словами воспитатель собирает игрушки вместе с ребенком.
10. «Передай колокольчик», дети сидят в кругу, воспитатель называет имя ребенка, просит подойти и в колокольчик позвонить.
11. «Зайка», дети стоят в кругу, один в середине, «спит». Зайка, зайка, что с тобой? Ты сидишь совсем больной. Ты не хочешь поиграть? С нами вместе поплясать? Зайка, зайка попляши и дружочка отыщи! «Зайка» встает и выбирает другого ребенка.
12. «Позови». Дети стоят в кругу, воспитатель бросает мяч, предлагая позвать друга, с которым он хочет играть, ребенок ловит и называет имя.
13. «Мяч в кругу». Дети, сидя в кругу на ковре прокатывают мяч друг другу.
14. «Все дальше, все выше», с такими словами воспитатель подбрасывает мяч, предлагает бросить ребенку.
15. «Бегом к дереву», к столу, к окну, к детям. С такими словами воспитатель берет ребенка за руку и бежит.
16. «Карусели», дети стоят в кругу, взявшись за руки. Еле-еле, еле-еле, завертелись карусели, а потом, а потом, все бегом, бегом, бегом. Тише, тише не бегите, карусель остановите! Или: до того, мы закружились, что на землю повалились! Дети могут прилечь на ковре.
17. «Мы топаем ногами», мы хлопаем руками, мы руки поднимаем, мы руки опускаем, мы руки подает, а потом, бегом, бегом. Бегом!
18. «Мяч» дети прыгают, изображая мячи. Друг веселый, мячик мой. Всюду, всюду он со мной. Раз, два, три, четыре, пять, хорошо мне с ним играть. Дети убегают, воспитатель «ловит», манит к себе.
19. «Огуречик-огуречик», воспитатель и дети на разных концах площадки.
20. «Пришел Петрушка», воспитатель показывает Петрушку, он принес погремушки, раздает детям, вместе играют, радуются.
21. «Хоровод» Вокруг розовых кустов, среди травок и цветов, кружим-кружим хоровод. До того мы закружились, что на землю повалились. 2) Вокруг розовых кустов, среди травок и цветов, водим-водим хоровод. Как заканчиваем круг, дружно прыгаем мы вдруг.
22. «Покружимся». Воспитатель дает ребенку мягкую игрушку. Я кружусь, кружусь, кружусь. А потом остановлюсь. Быстро-быстро покружусь. Тихо-тихо покружусь, а потом остановлюсь!
23. «Прячем Мишку» Воспитатель ищет игрушку вместе с детьми.
24. «Солнышко и дождик».
25. «Зайка серенький сидит».
26. «Вышла курочка гулять».
27. «Поезд».
28. «Солнечные зайчики». Воспитатель пускает зайчика. Солнечные зайчики играют на стене, помани их пальчиком, пусть бегут к тебе. Дети ловят.
29. «Игра с собачкой». Гав-гав, кто там? Это песик в гости к нам. Я собачку ставлю на пол, дай собачка, Тане лапу!
30. «Делаем коллаж». Из обрезков цветной бумаги, воспитатель вместе с детьми наклеивает коллаж, помещают на выставку.
31. «Ловись рыбка» в картонную коробку помещают металлические предметы. На удочку привязывают магнит, потом считают улов.
32. «Кто в кулачке?» Кто залез мне в кулачок? Это может быть сверчок? Ну-ка, ну-ку, вылезай! Это пальчик! Ай-ай-ай! Выставить большой палец.
Эти нехитрые приемы, игры-забавы, хороводные игры, а главное доброжелательное отношение взрослых к малышам, уютная, комфортная атмосфера, помогут облегчить привыкание к детскому саду, сократить время адаптации.