Ирина Петрухина
Консультация «Капризы и упрямство»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация «КАПРИЗЫ и УПРЯМСТВО»
Прежде чем приступить к рассмотрению темы «Капризы, упрямство и способы их преодоления», необходимо определить область этой темы, т. е. поставить ее в определенные рамки. Капризы и упрямство рассматриваются как составляющие отклоняющегося поведения, наряду с:
1. Непослушанием, выражающемся в непослушании и озорстве.
2. Детским негативизмом, т. е. непринятием чего-либо без определенных причин.
3. Своеволием.
Публикация «Консультация „Капризы и упрямство“» размещена в разделах
4. Недисциплинированностью.
Все выше перечисленные формы отклоняющегося поведения различаются лишь по степени социальной опасности, а также зависят от возрастных и индивидуальных особенностей личности ребенка.
Понятия «капризы и упрямство» очень родственные и четкой границы провести между ними нельзя. И способы преодоления капризов и упрямства одинаковы, но об этом позже.
УПРЯМСТВО – это психологическое состояние, очень близкое к негативизму. Это отрицательная особенность поведения человека, выражающаяся в необоснованном и нерациональном противодействии просьбам, советам, требованиям других людей. Вид упорного непослушания, для которого нет видимых мотивов.
Проявления упрямства :
• в желании продолжить начатое действие даже в тех случаях, когда ясно, что оно бессмысленно, не приносит пользы;
• выступает как психологическая защита и имеет избирательный характер, т. е. ребенок понял, что совершил ошибку, но не хочет в этом признаваться, и поэтому «стоит на своем».
Упрямство может стать чертой характера, если не принять меры к его преодолению. С течением времени оно порождает детскую лживость, может привести к расстройству нервной системы, неврозам, раздражительности. Если такие проявления, еще в дошкольном возрасте, из реактивных состояний переходят в хронические, то возникает начальная стадия педагогической запущенности.
О капризах мы не будем много говорить, т. к. вся информация во многом пересекается с вышесказанным.
КАПРИЗЫ - это действия, которые лишены разумного основания, т. е. «Я так хочу и все!». Они вызываются слабостью ребенка и в определенной степени тоже выступают как форма самозащиты.
Проявления капризов :
• в желании продолжить начатое действие даже в тех случаях, когда ясно, что оно бессмысленно, не приносит пользы;
• в недовольстве, раздражительности, плаче;
• в двигательном перевозбуждении.
Развитию капризов способствует неокрепшая нервная система.
Что необходимо знать родителям о детском упрямстве и капризности :
1. Период упрямства и капризности начинается примерно с 18 месяцев.
2. Как правило, это фаза заканчивается к 3,5-4 годам.
3. Случайные приступы упрямства в более старшем возрасте – тоже вещь вполне нормальная.
4. Пик упрямства приходится на 2,5-3 года жизни.
5. Мальчики упрямятся сильнее, чем девочки.
6. Девочки капризничают чаще, чем мальчики.
7. В кризисный период приступы упрямства и капризности случаются у детей по 5 раз в день. У некоторых детей – до 19 раз!
8. Если дети по достижению 4 лет все еще продолжают часто упрямиться и капризничать, то, вероятнее всего речь идет о «фиксированном упрямстве, истеричности, как удобных способах манипулирования ребенком своими родителями. Чаще всего это результат соглашательского поведения родителей, поддавшихся нажиму со стороны ребенка, нередко ради своего спокойствия.
Что могут сделать родители для преодоления упрямства и капризности у детей :
1. Не предавайте большого значения упрямству и капризности. Примите к сведению приступ, но не очень волнуйтесь за ребенка.
2. Во время приступа оставайтесь рядом, дайте ему почувствовать, что вы его понимаете.
3. Не пытайтесь в это время что-либо внушать своему ребенку - это бесполезно. Ругань не имеет смысла, шлепки еще сильнее возбуждают его.
4. Будьте в поведении с ребенком настойчивым, если сказали «нет», оставайтесь и дальше при этом мнении.
5. Не сдавайтесь даже тогда, когда приступ ребенка протекает в общественном месте. Чаще всего помогает только одно – взять его за руку и увести.
6. Истеричность и капризность требует зрителей, не прибегайте к помощи посторонних: «Посмотрите, какая плохая девочка, ай – ай - ай!». Ребенку только этого и нужно.
7. Постарайтесь схитрить: «Ох, какая у меня есть интересная игрушка (книжка, штучка!». Подобные отвлекающие маневры заинтересуют капризулю и он успокоится.
8. Исключите из арсенала грубый тон, резкость, стремление «сломить силой авторитета».
9. Спокойный тон общения, без раздражительности.
10. Уступки имеют место быть, если они педагогически целесообразны, оправданы логикой воспитательного процесса.
Следующие моменты очень важны в предупреждении и в борьбе с упрямством и капризами. Речь пойдет о гуманных отношениях между родителями и детьми, а именно о том, в каких случаях ребенка нельзя наказывать и ругать, когда можно и нужно хвалить:
1. НЕЛЬЗЯ ХВАЛИТЬ ЗА ТО, ЧТО:
• достигнуто не своим трудом;
• не подлежит похвале (красота, сила, ум);
• из жалости или желания понравиться.
2. НАДО ХВАЛИТЬ:
• за поступок, за свершившееся действие;
• начинать сотрудничество с ребенком всегда с похвалы, одобрения;
• очень важно похвалить ребенка с утра, как можно раньше и на ночь тоже.