Получи документы

Консультация «Коммуникативная компетентность педагогов ДОУ»

Екатерина Уткина
Консультация «Коммуникативная компетентность педагогов ДОУ»

ПОНЯТИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

Многие педагоги испытывают затруднения в общении с родителями воспитанников. Успешность осуществления профессиональных коммуникаций на любом уровне зависит от степени владения педагогами речевой культуры, которая является составной частью коммуникативной компетентности. Коммуникативная компетентность рассматривается как система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективной коммуникации в определённом круге ситуаций личностного взаимодействия. Быть компетентным – значит уметь мобилизовать имеющиеся знания и опыт, своё настроение и волю для решения проблемы в конкретных обстоятельствах. Коммуникативная компетентность – это профессионально значимое, личностное качество педагога, формирующееся в процессе саморазвития.

Публикация «Консультация „Коммуникативная компетентность педагогов ДОУ“» размещена в разделах

Коммуникативная компетентность – это способность педагога получать в диалоге необходимую информацию о собеседнике (уровне его образованности, воспитанности, характере и особенностях его коммуникативной культуры и т. д., уметь его слушать и понимать сказанное, представлять и цивилизованно отстаивать свою точку зрения в диалоге и в публичном выступлении на основе признания разнообразия позиций и уважительного отношения к ценностям (религиозным, этническим, профессиональным, личностным и т. п.) других людей.

Общение, будучи сложным социально – психологическим процессом взаимопонимания между людьми, осуществляется посредством знаков, точнее, знаковых систем. Различают вербальную коммуникацию (в качестве знаковой системы используется речь) и невербальную (используются различные неречевые знаковые системы).

Вербальное (или речевое) общение – это «процесс установления и поддержания целенаправленного, прямого или опосредованного контакта между людьми при помощи языка». [5]

Принципы построения речевой коммуникации :

- принцип кооперации («требование к собеседникам действовать таким образом, который соответствовал бы принятой цели и направлению разговора;

- принцип вежливости, который подразумевает выражение в речи: тактичности, великодушия, одобрения, скромности, согласия, благожелательности.

К компонентам профессиональной речи педагога относятся :

-качество языкового оформления речи;

-ценностно-личностные установки педагога;

-коммуникативная компетентность;

-четкий отбор информации для создания высказывания.

Среди требований к речи педагога выделяют :

-правильность;

-точность;

-логичность;

-чистота;

-выразительность;

-богатство;

-уместность.

Педагогическая практика показывает, что неверно выстроенное вербальное сообщение может привести как к непониманию партнёрами друг друга, так и к открытому конфликту.

Стратегия речевого общения – это процесс построения коммуникации, направленной на достижение долговременных результатов. Целью стратегии может быть завоевание авторитета, любви, призыв к сотрудничеству и др. Главная цель взаимодействия педагога с родителями – это совместная помощь ребёнку в различных ситуациях воспитания и обучения. Для реализации данной стратегии у каждого педагога в «арсенале» существует огромное количество тактических приёмов.

Для эффективного общения педагога с родителями необходимо сознательное использование тактических приёмов.

Прежде всего, необходимо выбрать оптимальную форму обращения, поскольку именно начало разговора может повлиять на успешность общения. Очевидно, что педагог, обращаясь к родителям воспитанников, должен проявлять должное уважение и внимание. Кроме того, необходимо выбрать и форму приветствия. Вероятно, для этой цели вряд ли подойдёт фривольное «привет» или просторечное «здрасьте». Скорее всего, педагог будет приветствовать родителей словами «добрый день», «здравствуйте», «рада видеть вас» и др.

Если педагог испытывает трудности в запоминании имён, то рекомендуется составить список имён и отчеств всех родителей и держать его на видном месте, например под стеклом на рабочем столе или на двери.

Безусловно, для того чтобы собеседнику было интересно общаться с вами, необходимо иметь нужную для него информацию. Но также необходимо обладать достаточным словарным запасом, иначе вы рискуете просто-напросто быть непонятым. Причём большое значение имеет способность использовать в речи синонимы и антонимы, умение строить предложения. В разговоре с родителями не стоит употреблять профессиональные слова и выражения. Если же вы считаете это необходимым, то, произнося, возможно незнакомые для них термины, сразу же, без паузы, дайте определение понятия. Такой способ поможет родителям точно понять вас.

Очень важная техника активного слушания. Умение внимательно и терпеливо выслушать собеседника – навык, который надо неустанно тренировать.

Большинство людей, по мнению учёных, плохо умеют слушать слова других, особенно если они не задевают их реальных интересов. Исследования показывают, что умением выслушать собеседника спокойно и целенаправленно, вникнуть в сущность того, что говорится, обладают не более десяти процентов людей.

Почему же неумение выслушать – такое распространённое явление в нашем общении? Дело в том, что для этого есть целый ряд очень серьёзных причин. Назовём лишь некоторые из них.

Мы перебиваем, потому что «ум не хочет ждать» (мы мыслим в 5-10 раз быстрее, чем говорим) : собеседник ещё не закончил, а мы уже поняли его мысль, готовы ответить или возразить ему. А собеседник в это время пытается ещё повторить, растолковать, думает, что не совсем убедил нас. Нетерпение заставляет нас перебивать.

Нередко у нас возникает иллюзия, что мы поняли – какая-то мысль показалась нам знакомой, и мы торопимся на неё отреагировать, а ведь собеседник мог иметь в виду вовсе не то, что нам показалось в первую минуту, он ещё не закончил свою аргументацию.

Если собеседник говорит что-то, что противоречит нашим взглядам, то мы нередко перестаём воспринимать смысл его речи, так как мысленно уже готовим опровержение, свою аргументацию.

Перебиваем мы и того, кто говорит общеизвестное, сообщает устаревшую информацию.

Невнимательное восприятие речи собеседника может быть связано с трудностью изложения.

Манера слушать или так называемый стиль слушания во многом зависит от личности собеседников, от характера и интересов слушателей, от пола, возраста, служебного положения участников общения.

Информация для размышления:

• Мы думаем со скоростью 500 слов в минуту, а говорим со скоростью 150 слов в минуту.

• Запоминаем 20% информации.

• Словарные возможности русского языка до 200 тыс. слов.

• Корифеи словесности – 12-20 тыс. слов (Шекспир, Пушкин).

• Начитанный человек – 8 тыс. слов.

• Активный словарь человека со средним образованием – 1,5-4 тыс. слов

• Повседневный обиход – 4-5 тыс. слов.

Словарный запас дошкольников: 3 года – несколько сотен слов; 4 – 5 лет – 1500-2000 слов; 6 лет – 2500 слов; 7 лет – 3000 слов.

• Дикари из племени мумбо-юмбо – 300 слов.

• Язык профессиональных преступников – 120-130 слов.

• Словарная копилка Эллочки Щукиной – 30 слов.

Невербальный (т. е. несловесный) этикет общения – это требования к жестам, позам, мимике, дистанции, физическим контактам между собеседниками и т. д., которые должны в процессе общения соблюдаться, чтобы отношения между партнерами по общению можно было считать вежливыми. Знание невербального языка помогает нам ориентироваться не только в настроениях окружающих нас людей, но и в собственных – расшифровать свои скрытые мысли.

Наиболее яркие и важные компоненты невербального этикета общения.

*Дистанция общения

Для разных коммуникативных ситуаций дистанции общения таковы:

- сверхинтимная – менее 15 см, когда люди фактически соприкасаются друг с другом; на этой дистанции общаются только самые близкие люди при эмоциональном общении (родители с детьми, супруги, влюблённые);

- интимная – 15-50 см, расстояние вытянутой руки; на этой дистанции общаются друг с другом близкие друзья, между которыми существует эмоциональный контакт и эмоциональное взаимопонимание; это дистанция для повседневного общения родителей и детей, супругов; малознакомые и незнакомые люди не должны приближаться так близко;

- персональная – 50-100 см, расстояние примерно двух вытянутых рук; на этой дистанции принято общаться с коллегами, хорошими знакомыми, участниками приёма, вечеринки;

- официальная – 150-300 см, для общения с незнакомыми и официальными лицами;

-публичная – более 3 м, для общения с группой людей, дистанция для оратора, лектора.

*Взгляд – согласно этикету взгляд должен быть направлен на собеседника. Этикет предписывает смотреть собеседнику в лицо, не фиксируя взгляд на его глазах. Допускается кратковременный отвод взгляда. Этикетная норма – смотреть на собеседника 30 – 60% времени общения. Не принято смотреть на кого-либо в упор, с близкого расстояния, как и нельзя окидывать взглядом всю фигуру человека целиком так, чтобы он заметил.

*Мимика (то есть выразительные движения лица) должна быть приветливой и доброжелательной.

*Физический контакт при общении – дистанция в официальных ситуациях должна быть достаточно большой. Не принято дотрагиваться до незнакомых и малознакомых, до лиц противоположного пола. Нельзя их хлопать по плечу, нельзя крутить пуговицу у собеседника, трогать или пощипывать его одежду, приобнимать его. Можно приобнять человека, которого нужно ободрить, утешить, успокоить, часто этот жест используют родители по отношению к детям, старшие по отношению к младшим.

*Позы и жесты. Жесты определяются как динамические выразительные движения тела. Жесты собеседника делают не только руками, но и плечами, спиной, ногами, всем телом.

Поза – фиксированные положения тела, принимаемые человеком. Поза может рассматриваться как застывший жест. Позы и жесты тесно взаимосвязаны, поэтому обычно их рассматривают вместе.

Во время общения должны преобладать жесты и позы, демонстрирующие положительную оценку. Это, прежде всего так называемые открытые позы и жесты, когда говорящий открывает грудную клетку, не заслоняет её сложенными руками или какими – либо жестами, временно прикрывающими её.

Закрытой позой является поза со скрещёнными на груди руками, вдвойне закрытая – если человек при этом сидит, скрестив ноги, либо стоит, скрестив руки, и прислонился к стене или косяку.

Невербальное выражение неодобрительной оценки с точки зрения этикета общения предпочтительнее, чем любое вербальное выражение неодобрения, так как слабая невербальная оценка всегда менее категорична, чем любая вербальная оценка собеседника или ситуации.

Публикации по теме:

Дидактическое пособие по социально-личностному развитию «Звезда недели»Дидактическое пособие по социально-личностному развитию «Звезда недели» особие "Звезда недели" (для детей 4-7 лет) Пособие включает в себя металлическую основу в виде домика. Детского сада и фотографий детей.

Музей овощей в детском саду. Работа с родителями В нынешнем мире проблемы экологии стоят на одном из ведущих мест, и на данный момент главной задачей является воспитание экологически грамотного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Коммуникативная компетентность педагогов ДОУ»
Опубликовано: 11 декабря 2014 в 13:21
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД