Валентина Белоусова
Консультация «Методы и приемы коммуникативных и игровых технологий в ДОУ»
Методы и приемы коммуникативных и игровых технологий в ДОУ
Коммуникативное развитие детей-дошкольников с помощью игровых технологий является одной из главных тем дошкольного образования.
Коммуникативная технология - это набор речевых приемов, взятых в определенной последовательности, которые позволяют говорящему добиться того, чего он хочет.
Коммуникативные технологии :
диалог
работа в парах, в группах
ведение дискуссии
проектная деятельность.
Публикация «Консультация „Методы и приемы коммуникативных и игровых технологий в ДОУ“» размещена в разделах
Игра – деятельность коммуникативная. В образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» программой предусмотрены игры в парах, пальчиковые игры, сюжетно-ролевые, театрализованные, дидактические, подвижные.
Коммуникативные навыки в жизни ребенка играют немаловажную роль. Общаясь со сверстниками, дети находят себе настоящих друзей, у детей формируются психические качества, которые необходимы в будущем, в их речи формируются мысли о тех сторонах жизни, которые они изображают в игре. Реализуются коммуникативные технологии в процессе совместного поиска решений, проблемных ситуаций на основе активного взаимодействия участников воспитательного процесса, в том числе в игровой деятельности, т. к. игра является ведущей деятельностью детей.
Игровая педагогическая технология включает в себя различные методы и приемы организации педагогического процесса в форме игр. Цель игровой технологии - не менять ребенка и не переделывать его, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность прожить в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого. Игры в основном являются собственной инициативой детей, поэтому педагог при организации игровой деятельности должен обращать внимание на следующие моменты: выбор игры, предложение игры, объяснение игры, игровое оборудование и организацию игрового коллектива, а также на развитие игровой ситуации и окончание игры.
Используя игровые технологии в образовательном процессе, взрослому необходимо обладать эмпатией, доброжелательностью, уметь осуществлять эмоциональную поддержку, создавать радостную обстановку, поощрять любые выдумки и фантазии ребенка. Только тогда игра будет полезна для развития ребенка.
Метод – это система последовательных взаимосвязанных способов работы педагога и детей, которые направлены на достижение дидактических задач.
Игровым методам в классификации методов отводится значительное место. Они помогают сконцентрировать внимание детей на учебной задаче, которая воспринимается в этом случае как желанная и лично значимая цель, а не как обязанность, навязанная ребенку взрослым.
Игровые методы :
При формировании коммуникативной компетентности ребенка-дошкольника можно применить
1. Дидактическую игру.
Дидактическая игра делится на 3 вида:
- дидактические игры с определенными предметами;
- настольные дидактические игры;
-словесные дидактические игры.
2. Сюжетно-ролевые игры
Это игры, которые придумывают сами дети. В играх отражаются знания, впечатления, представления ребенка об окружающем мире, воссоздаются социальные отношения. Для каждой такой игры характерны: тема, игровой замысел, сюжет, содержание и роль.
3. Театрализованные игры.
Театрально-игровая деятельность обогащает детей в целом новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, театру, формирует диалогическую, эмоционально-насыщенную речь, активизирует словарь, способствует нравственно-эстетическому воспитанию каждого ребенка.
4. Народные игры.
Используя в педагогическом процессе народные игры, воспитатели не только реализуют обучающие и развивающие функции игровых технологий, но и различные воспитательные функции: они одновременно приобщают воспитанников к народной культуре. Это важное направление регионального компонента образовательной программы детского сада.
5. Подвижные игры.
Подвижные игры с правилами, как и занятия физкультурой, вырабатывают у детей сосредоточенность, внимание при запоминании движений, точность движений и ориентировки в окружающей обстановке, ловкость и скорость движений, умение выполнять движения в одном темпе с коллективом, волевые качества: выдержку, смелость, умение преодолеть трудности, умение не уклоняться от правил, переживать поражение и победу, умение выслушивать замечания и корректировать свои движения.
6. Настольно-печатные игры.
Настольно - печатные игры – это интересное занятие для детей при ознакомлении с окружающим миром, миром животных и растений, явлениями живой и неживой природы. Они разнообразны по видам: «лото», «домино», «парные картинки». С помощью настольно-печатных игр можно успешно развивать речевые навыки, математические способности, логику, внимание, учиться моделировать жизненные схемы и принимать решения, развивать навыки самоконтроля.
7. Компьютерные игры и ТСО;
Технические средства обучения (ТСО) – совокупность технических устройств с дидактическим обеспечением, применяемых в учебно-воспитательном процессе с целью его оптимизации.
Необходимо соблюдать следующие требования:
1. Свободное и добровольное включение детей в игру: не навязывание игры, а вовлечение в нее детей.
2. Понимание детьми смысла и содержания игры, ее правил, идеи каждой игровой роли.
3. Смысл игровых действий должен совпадать со смыслом и содержанием поведения в реальных ситуациях с тем, чтобы основной смысл игровых действий переносился в реальную жизнедеятельность.
Игровая деятельность выполняет следующие функции:
• Обучающая функция - развитие общих учебных умений и навыков, таких, как память, внимание, восприятие и др. ;
• Развлекательная функция - создание благоприятной атмосферы на занятиях, превращение занятия и других форм общения взрослого с ребёнком из скучного мероприятия в увлекательное приключение.
• Коммуникативная функция - объединение детей и взрослых, установление эмоциональных контактов, формирование навыков общения.
• Релаксационная функция - снятие эмоционального (физического) напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему ребёнка при интенсивном учении, труде.
• Самореализации и самовыражения - стремление ребёнка реализовать в игре творческие способности, более полно раскрыть свой потенциал.
• Компенсаторная функция - создание условий для удовлетворения личностных устремлений, которые не выполнимы (трудно выполнимы) в реальной жизни.
• Диагностическая - выявление отклонений от нормативного поведения.
Таким образом, главная особенность организации образовательной деятельности в ДОУ на современном этапе - это уход от учебной деятельности, повышение статуса игры, как основного вида деятельности детей дошкольного возраста; включение в процесс эффективных форм работы с детьми: ИКТ, проектной деятельности, игровых, проблемно - обучающих ситуаций в рамках интеграции образовательных областей. Поэтому перед воспитателями стоит задача максимально использовать игровые методы и приемы в форме различных педагогических игр.