Консультация «Для чего нам нужны пальчиковые игры. Немецкие пальчиковые игры»

Мария Мустайкина
Консультация «Для чего нам нужны пальчиковые игры. Немецкие пальчиковые игры»

«Пальчиковые игры» – культурное наследие немецкого народа, почти забыты в настоящее время. Однако стоит заметить: история существования их исчисляется столетиями.

Игры эти, очень эмоциональные, можно проводить в семье, в детских садах и яслях. Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. «Пальчиковые игры» как бы отображают объективную реальность окружающего мира – предметов, животных, людей, их деятельность, а также процессы и явления, происходящие в природе (ветер, дождь, солнце, падающие листья). В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

«Пальчиковые игры» – это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Сошлемся на пример известной «сороки-воровки», которая кашку варила, деток кормила. Ведь не раз мы с вами убеждались, с каким интересом реагирует ребенок, когда кто-либо из нас, загибая детские пальчики, приговаривает эти строки. Почти идентична этой рифмовке немецкая, рассказывающая о всех пальцах. Вот ее примерное содержание:

Большой пальчик сливы трясет,

Второй их собирает,

Третий их домой несет.

Четвертый высыпает.

Самый маленький – шалун

Все, все, все съедает.

Некоторые игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям учиться ориентироваться в понятиях, скажем, «вправо», «влево», «вверх», «вниз», «под», «над» и т. д. Особенно важны для развития и воспитания детей элементы творчества, которые возникают во время «пальчиковых игр». Это обстоятельство позволяет без специального реквизита инсценировать рифмовки и рифмованные истории.

Если ребенок усвоит одну какую-нибудь «пальчиковую игру», он обязательно будет стараться придумать новую инсценировку для других рифмовок, песенок и рассказов. Дети от года до двух лет воспринимают «пальчиковые игры», выполняемые одной рукой. Трехлетние малыши осваивают уже игры, которые производятся двумя руками, скажем, одна рука делает домик, а другая кошку, вбегающую в этот домик. Четырех-пятилетние дошкольники предпочитают игры со множеством событий. Более того, охотно подпевают тексты рифмовок в нужном ритме. Ну а старшие ребята, как правило, оформляют игры реквизитом – мелкими предметами, домиками, «Пальчиковые игры» – культурное наследие немецкого народа, почти забыты в настоящее время. Однако заметим: история существования их исчисляется столетиями.

Игры эти, очень эмоциональные, можно проводить в семье, в детских садах и яслях. Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. «Пальчиковые игры» как бы отображают объективную реальность окружающего мира – предметов, животных, людей, их деятельность, а также процессы и явления, происходящие в природе (ветер, дождь, солнце, падающие листья). В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

«Где живет сапожник!»

Кто-то из играющих ставит два полусогнутых пальца на руку другому и шагает ими снизу вверх по руке с остановками в соответствующем месте, приговаривая: «Где живет сапожник?»«Немного дальше»,– слышится в ответ. – «Где живет сапожник?»«Немного дальше» и т. д.

Прошагав пальцами к голове партнера, он задает вопрос: «Звонить или стучать?» В зависимости от ответа играющий легонько дергает партнера за волосы или за ухо или хлопает по щеке.

«Пять человечков»

Пальцы левой руки – человечки. Указательным пальцем правой руки указывают на каждый палец левой руки начиная с большого. Игра будет интереснее, если на каждый палец надеть шляпку, склеенную из бумаги.

Человечки в лес пошли,

Всего их было пять.

Пасхального зайца они

Хотели там поймать.

Первый – толстяк, ворчливый был,

На бочку очень похож,

Он недовольно говорил:

«Где зайца тут найдешь?»

Второй – «Вот он, вот он!» – кричал.

А третий – длинный, рыжий,

Трусливо плача, отвечал:

«Нигде его не вижу».

Четвертый так сказал: «Друзья,

Мне кажется все глупым.

Обратно возвращаюсь я,

Не быть бы мне надутым».

А самый маленький, чудной,

Ну кто бы мог подумать,

Поймал он зайца и домой

Принес на зависть людям.

Засмеялись все тогда:

«Xa-xa-xa-xa-xa-xa-xa!»

Интонация разговорной речи человечков обязательно четко выражается. Первый – басит, ворчит, второй – кричит взволнованным голосом, третий – жалобно стонет, четвертый говорит зло, грубо, пятый – весело.

«Дружные пальчики»

Пальцы одной руки, сжатые в кулак, медленно разгибаются по одному начиная с мизинца. В конце игры пальцы снова сжимаются в кулак, но большой палец кладется сверху. Примерное содержание рифмовки:

Этот пальчик маленький,

Мизинчик удаленький.

Безымянный – кольцо носит,

Никогда его не бросит.

Ну а этот – средний, длинный,

Он как раз посередине.

Этот – указательный,

Пальчик замечательный.

Большой палец, хоть не длинный,

Среди братьев самый сильный.

Пальчики не ссорятся,

Вместе дело спорится.

«Лакомка»

Левую руку сжать в кулак, положить на стол (вертикально, слегка приоткрыв сверху Указательный и средний пальцы правой руки изображают кошку. Кошка подкрадывается к горшку. Со словами «сунув голову в горшок» указательный и средний пальцы правой руки вводятся в кулак левой руки. На слова «Ой-йо-ой! Ай-я-я-я! Не вынуть голову» кулак левой руки, сжимая пальцы правой, поднимается вверх. На слова «Буме! Бац.» руки разводятся в стороны. Примерное содержание рифмовки:

Стоит на кухне за столом

Горшок со свежим молоком.

Тайком пробралась в кухню кошка –

Отведать молока немножко.

Наклонилась, пьет вершок,

Сунув голову в горшок.

А потом – ой-ой-ой! ай-я-я-я! –

Не вынуть голову.

Бежит кошка во двор,

Натолкнулась на забор.

Буме! Бац! Тук, тук, ток!

Раскололся тот горшок.

Побежала кошка в дом

Опять за вкусным молоком.

Гапса, гопса, гопса-са,

Вот такие чудеса.

«Мышки-шалунишки»

Произнося текст рифмовки, сначала закрывают глаза руками, затем хлопают один раз ладонями, выражая озабоченность, после чего подпирают щеки руками, выражая удивление. Затем, согласно тексту, разыгрывается «пальчиковая игра»: домик – обеими ладонями изображается острая крыша,стол – правая рука сжимается в кулак, левая – прижимается сверху ; скамейка – одна рука кладется ладонью вниз, другая прижимается ладонью с одной боковой стороны пальцами вверх; стул – правая рука сжимается в кулак, левая прижимается перпендикулярно к правой; шкаф – кулаки кладутся друг на друга.

Слова «лакомиться» и «ловить» сопровождаются соответствующими движениями.

Этой игре примерно соответствует следующая рифмовка:

В нашем маленьком домишке

Завелись серые мышки,

Так и шмыгают кругом –

Все на кухне кувырком.

То топочут за столом,

Лакомятся молоком,

На скамейку сесть хотят

И пугают нам ребят.

То на шкаф залезут мышки,

То на стуле – шалунишки.

Так и хочется поймать,

А они – шмыг – и под кровать.

«Часы»

Во время этой игры ведущий и дети подражают тиканью часов, сопровождая текст (в соответствующем месте) движением руки или головой в ускоряющем темпе.

Большие часы идут:

Тик-так, тик-так.

Маленькие часы идут:

Тик-так, тик-так, тик-так, тик-так.

А маленькие ручные часы:

Тик-ке, так-ке, тик-ке, так-ке,

Тик-ке, так-ке, тик.

Теневая игра

Комната, в которой проводится теневая игра, затемняется. Источник света (торшер, настольная лампа) освещает экран (светлую стенку) на расстоянии 3–4 м. Между экраном и источником света (на расстоянии 1,5–2 м от экрана) производятся движения руками, от которых падает тень на освещенный экран. Правильное размещение рук между стенкой и источником света зависит от силы источника света. Теневая игра сопровождается короткими диалогами, сценками. Исполнители должны располагаться так, чтобы тень, падающая на экран, отражала только положение кисти и предплечья. Больший эффект в теневой игре достигается благодаря изменению расстояния руки от источника света. Это дает возможность увеличивать или уменьшать размеры теневых фигур.

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА

МОЯ СЕМЬЯ

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

А вот этот пальчик – я,

Вот и вся моя семья!

Поочередное сгибание пальцев, начиная с большого.

КАПУСТКА

Мы капустку рубим-рубим,

Мы капустку солим-солим,

Мы капустку трём-трём,

Мы капустку жмём-жмём.

Движения прямыми ладонями вверх-вниз, поочередное поглаживание подушечек пальцев, потирать кулачок о кулачок. Сжимать и разжимать кулачки.

ЛОДОЧКА

Две ладошки я прижму

И по морю поплыву.

Две ладошки, друзья, –

Это лодочка моя.

Паруса я подниму,

Синим морем поплыву.

А по бурным, по волнам

Плывут рыбки тут и там.

На первые строчки две ладони соединить лодочкой и выполнить волнообразные движения руками. На слова «паруса подниму» поднять выпрямленные ладони вверх. Затем имитировать движения волн и рыбок.

ЦВЕТКИ

Наши алые цветки распускают лепестки,

Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.

Наши алые цветки закрывают лепестки,

Головой качают, тихо засыпают.

Дети медленно разгибают пальцы из кулачков, покачивают кистями рук вправо-влево, медленно сжимают пальцы в кулаки, покачивают кулачками вперед-назад.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Пальчиковые игры с детьми» Консультация для родителей: «Пальчиковые игры с детьми». Мозг ребенка осваивает огромный объем информации. Если какая-либо его функция не.

Консультация для родителей «Игры на кухне. Пальчиковые игры: развиваем речь ребёнка» Не секрет, что значительную часть времени мамы проводят на кухне. Кухня может стать местом для задушевных, доверительных разговоров, для.

Консультация для родителей «Пальчиковые игры и развитие речи детей» «Движения руки всегда тесно связаны с речью и способствуют ее развитию». В. М. Бехтерев Каждый год в детский сад приходят новые малыши.

Консультация для родителей «Правила занятий пальчиковыми играми» Консультация для родителей. Пальчиковые игры. Шубенкина Оксана Уважаемые родители! Ребенку будет интересно не только услышать стихотворение,.

Консультация для родителей «Пальчиковые игры — помощники в развитии речи» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад №110» г. Сыктывкара.

Консультация для родителей «Пальчиковые игры» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего вида детский сад № 8 «Золотая Рыбка» Консультация для.

Консультация для родителей «Пальчиковые игры и упражнения» Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития речи. Педиатры и психологи считают, что психомоторные процессы развития.

Консультация для родителей «Пальчиковые игры по лексической теме «Зима» Консультация для родителей «Пальчиковые игры по теме зима» "Ум ребенка находится на кончиках его пальцев.» В. А. Сухомлинский. О мелкой.

Консультация для родителей на тему «Пальчиковые игры» Консультация для родителей на тему: «Пальчиковые игры» Воспитатель: Никитина Л. Б. МБДО №7 «Улыбка» г. Лесосибирск Пальчиковые игры и упражнения.

Библиотека изображений:
  • Овощи
  • Домашние животные
  • День Святого Валентина
Автор публикации:
Консультация «Для чего нам нужны пальчиковые игры. Немецкие пальчиковые игры»
Опубликовано: 23 апреля 2019 в 01:06
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 января. Праздник логоритмики на МААМ

В 1932 году советским психиатром В.А.Гиляровским для коррекции заикания у детей была применена новая методика. Ученый предложил решать задачи логопедического оздоровления с помощью системы упражнений и...

21 января. День картин из лоскутков на МААМ

Рисовать картины шелком, а не красками, придумали в Японии. Техника «кинусайга» или «пэчворк без иголки» появилась совсем недавно — в 1987 году. Ее создательница — профессор Нагойского университета,...

Детский мастер класс по конструированию из бросового материала «Новогодний подарок»
Программные задачи:Учить детей использовать при конструировании бросовый материал, совершенствовать работу с ножницами при вырезывании различных форм,...
Конспект НОД по аппликации в средней группе «Как зайку спасли от лисы»
Цель деятельности педагога: воспитание интереса к природе, доброжелательного отношения к животным. Педагогические задачи: знакомить с повадками и сезонными...
Фотоотчет «Посткроссинг. Дружба начинается!»
Уважаемые коллеги! Сегодня хочу поделиться большой радостью и предлагаю Вашему вниманию фотоотчет о получении первой бандероли с письмом из далекой...