Ирина
Консультация «Новые направления в работе педагогов современности музейная педагогика и изоэкология»
▼ Скачать + Заказать документы
«Новые направления в работе педагогов современности : музейная педагогика и изоэкология»
Публикация «Консультация „Новые направления в работе педагогов современности музейная педагогика и изоэкология“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Консультации для родителей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Музейная педагогика в детском саду
- Темочки
Искусство – это форма воплощения внутреннего, душевного состояния творца, а не простое отражение увиденного. Осознание этого факта уже на рубеже XIX и XX столетий обозначило потребность в музейном специалисте, который был бы способен помочь зрителю вступить в диалог с произведением искусства. Речь идет о специалисте, владеющем не только познаниями в истории искусства и другими профильными музею гуманитарными дисциплинами, но и о психологе, о специалисте с педагогическим мастерством. Такого специалиста называют музейным педагогом, а область приложения его труда, ставшего весьма популярным ныне в культурно-образовательной среде, обозначают термином «музейная педагогика». Сегодня под этим термином понимается не только работа на музейной экспозиции, но и особый раздел педагогической науки, содержание которой – передача культурного (художественного) опыта через педагогический процесс в условиях музейной среды. Базовые теоретические документы («Концепция педагогического взаимодействия художественного музея и системы образования» и «Концепция эстетического воспитания молодежи в условиях взаимодействия школы и музея») важны тем, что авторы (Б. А. Столяров, А. Г. Бойко) сумели классифицировать направления и формы образовательной деятельности художественного музея, определить цели, задачи эстетического воспитания и художественного развития личности средствами музейной среды, а также формы взаимодействия музея и образовательного учреждения. Объединяются эти формы следующими направлениями :
1) образовательное учреждение в пространстве музея включает в себя экскурсии, циклы занятий в музейной аудитории, на экспозиции, то есть те формы, в процессе реализации которых дошкольники, учащиеся постигают смысл культуры и искусства на музейной экспозиции по плану, заданному музеем, в ходе занятий, строящихся на базе разработанных в музее методик;
2) музейная педагогика в образовательном учреждении. В основу содержания учебного плана и педагогических разработок легли достижения дошкольной, школьной и музейной педагогики, возрастной психологии, системных межпредметных и межцикловых связей в учебной деятельности. Содержание учебного плана позволяет:
- развивать у детей устойчивый и углубленный интерес к произведениям изобразительного искусства и архитектуры, способность активно, сотворчески воспринимать их;
- формировать интерес к личности творца художественных ценностей;
- воспитывать осознание целостности всех сфер человеческой культуры;
- нацеливать познавательную деятельность детей на постижение и освоение этой целостности – показывать своеобразие русской художественной культуры в контексте европейской и художественной культуры;
- содействовать оптимальному развитию личностных способностей, реализации индивидуальности воспитанника, формированию его творческого отношения к действительности.
Решить перечисленные педагогические задачи можно с помощью эффективного учреждения. Для этого необходимо приобщать детей к изобразительному искусству и музею на протяжении всего периода обучения, начиная с детского сада. Необходимо обратить внимание на манеру, правила общения в стенах детского сада. Нужно стремиться к тому, чтобы ребенок понимал спокойный тон общения и сам умел говорить спокойным, вежливым голосом, умел высказывать свою точку зрения и выслушивать точку зрения другого, то есть проявлял терпимость к чужому мнению.
Таким образом, расширение образовательного пространства дошкольных учреждений позволяет не только передавать детям опыт предшествующих поколений, но и создавать условия для развития творчества, стимулировать интерес к познанию.
Окошко понарошку. Изоэкология
Изоэкология – жизнь в доме и за окном, излюбленная тема многих художников. Знаково-символическую наполненность оконного проема использовал в своем творчестве Леонардо да Винчи. Окно выступает как вполне самостоятельный художественный образ на полотнах П. Пикассо, А. Матисса, И. Шагала.
Для маленького ребенка окошко – объект почти магический. Чтобы успокоить плачущего малыша, взрослый берет его на руки, подносит к окну. Там за стеклом, - особые, неведомые пространства. Внимание ребенка переключает – со знакомой занавески на растущее неподалеку дерево. Вот по дороге машина проехала, ворона каркнула. Дети постарше любят прощаться через окно, устанавливая со взрослыми эмоциональный контакт с помощью жеста, улыбки, игровых знаков.
В качестве игрового атрибута окошко расширяет границы осваиваемого ребенком жизненного пространства, дает психологическую защиту в условной ситуации. Самодельное картонное окошко превратится в календарь природы, если в соответствии со сменой времен года менять зрительный образ за оконным проемом. Это можно сделать с помощью репродукций пейзажных картин, разнообразных фотографий. Дети охотно откликнутся на предложение самостоятельно изготовить фоновые картинки. Такой календарь не только поможет освоить пространственно-временные отношения, но и создаст благоприятные возможности для творчества. Календарь включает в себя шесть страничек:
- первая страничка. Новый год. На улице морозная ночь. В доме праздник, новогодняя елка. Под елкой подарки.
- вторая страничка. Зимним утром хорошо видны темные контуры деревьев.
- третья страничка. С наступлением весны меняется цветовое настроение пейзажа. Легкая полупрозрачная зелень окутывает деревья, в траве прячутся желтые солнышки – одуванчики. Да и небо кажется не таким холодным, как зимой. В наш дом входят постепенно долгожданные гости: цветочки мать-и-мачехи, веточки вербы, букеты сирени.
- четвертая страничка. Летом кроны деревьев становятся пышными, почти непроницаемыми.
- пятая страничка. Осень – пора цветовых контрастов. На скучном сером фоне изображаем пестрые деревья.
- шестая страничка. Осень – время дождей. Осенние деревья скрываются за серыми потоками дождя.
Таким образом, такое окошечко поможет малышу создать нужное настроение, условно обозначить «день» и «ночь», перенести игровое время в любой сезон погоды.
Список литературы
1. На пути к музею // Дошкольное воспитание. – 2002. – № 5. – С. 13 – 21.
2. Окошко понарошку. Изоэкология // Дошкольное воспитание. – 2004. – № 7. – С. 32 – 36.
3. Педагогическая деятельность музея // Дошкольное воспитание. – 2002. – № 11. – С. 66 – 71.
4. Формы сотрудничества детского сада с музеем // Дошкольное воспитание. – 2004. – № 5. – С. 75 – 76.