МААМ-картинки

Музейная педагогика в ДОУ. Из опыта работы

Ольга Кулакова
Музейная педагогика в ДОУ. Из опыта работы

Из опыта работы.

Музейная педагогика в последние десятилетия приобретает большую популярность в системе дошкольного образования и воспитания — создаются музейные программы, выходят книги, разрабатываются методические рекомендации. Создание музеев помогает решению задач, связанных с воспитанием и образованием детей, через осуществление музейно-педагогической деятельности, как в условиях музейной среды, так и в условиях детского сада.

Публикация «Музейная педагогика в ДОУ, Из опыта работы» размещена в разделах

Уже в самом раннем возрасте дети начинают интересоваться предметным миром. Познание осуществляется путем накопления чувственных впечатлений от окружающих ребенка вещей. Радость познания и удовольствия от рассматривания – явления сходные и одновременные. Музей же способен обогатить ребенка впечатлениями от подчас совершенно новых, незнакомых предметов, которые он никогда не встречал, да и не мог встретить в доступной ему действительности. Это необычайно расширяет кругозор, представлениями о мире, поэтому современные родители стремятся к более раннему приобщению детей к музею.

Существенной особенностью детского восприятия является то, что дети лучше усваивают материал через осязание. Необходимым этапом развития интеллекта ребенка выступает манипулирование предметами, так как осязание дополняет и обогащает зрительную информацию.

Музейная информация может быть активно освоена в процессе игровой деятельности.

Игра в жизни дошкольников – ведущая форма познания. Именно в ней они лучше сосредотачиваются и больше запоминают, развивают способность мысленного манипулирования с предметами: пробуждается творческое начало, развивается воображение. В экскурсионной работе с детьми весьма эффективен вопросно-ответный метод. Поскольку всякая экскурсия представляет собой специфический вид общения, то с дошкольниками она предполагает постоянный, открытый диалог. Это обусловлено тем, что дети особенно расположены к общению.

Лучшей формой закрепления и осмысления, полученных в музее впечатлений и знаний, выступает творческая работа как самый естественный для детей способ освоения информации.

Наилучшие результаты могут быть достигнуты только при условии активной деятельности детей. Если взрослые склонны посмотреть на вещи и выслушать рассказ о них, то детское любопытство и неусидчивость выражаются в стремлении потрогать, почувствовать, подержать предметы и особенно посмотреть, как они работают.

В условиях ДОУ невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому такие выставки были названы «мини-музеями». Часть слова «мини» в данном случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики. Важная особенность этих элементов развивающей среды – участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность, участвуя в обсуждении тематики, приносят из дома экспонаты. В настоящих музеях трогать руками ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно. Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок лишь созерцатель, а здесь он – соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его мама, папа, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей – это результат общения, совместной работы педагога, воспитанников и их семей.

Создание мини-музеев в дошкольном учреждении – одно из первых источников приобщения детей к сокровищам истории, культуры, искусства.

Я изучаю тему «музейная педагогика» третий год и считаю, что данная тема необходима в воспитании и обучении малышей.

В своей группе, мы приняли решение о создании мини-музея матрёшки ещё с раннего возраста наших воспитанников. Была проделана большая предварительная работа с родителями малышей. В создании музея принимали участие все вместе: кто-то делился экспонатами, уже у них имеющимися, кто-то приобретал что-то новое (книги, игрушки, магниты и др.). Перед собой я поставила цель: узнать об истории возникновения матрешки и как можно ее использовать в работе с малышами.

Был разработан проект. Вот его этапы:

Первый этап, подготовительный.

• Планирование работы;

• Сбор информации из разных источников (энциклопедии, рассматривание иллюстраций с разными видами матрешек, чтения потешек, стихов, составления историй, самостоятельные суждения, Интернет)

• Учиться самостоятельно задавать вопросы, выдвигать гипотезы, планировать свою работу.

• Изготовление альбома «Русская матрёшка».

Второй этап, исследовательский (реализация проекта).

• Знакомство с историей возникновения матрешки;

• Изучение художественных элементов, росписей; составление орнаментов;

• Проведение игр и упражнений, направленных на развитие творческих способностей детей и обучающих игр «Матрешки одинаковые и разные», «От большой до маленькой», «Наша Матрёна», которые помогут сравнивать предметы, решать задачи и составлять рассказы.

Третий этап, заключительный.

Обобщение результатов работы, оформление мини – музея матрешек, расписывание плоскостных и объемных матрешек, проведение конкурса на изготовление лучшей матрёшки, создание презентации «Мини-музей «Матрешка» .

Мини-музей «Матрёшка» расположен у нас в группе. К нам приходят в гости дети из других групп для знакомства с русской народной игрушкой. Очень любят играть в различные игры с Матрёной.

Для себя и своих коллег, я сделала вывод, что при создании мини - музеев должны учитываться такие принципы:

• мини – музеи должны учитывать содержание образовательной программы данного учебного заведения;

• мини – музеи должны включать региональный компонент и включать возможность по ознакомлению детей с культурой других народов;

• экспозиции мини – музеев должны постоянно меняться или дополняться;

• мини- музеи должны быть созданы с учетом психофизиологических особенностей детей с учетом их возраста и предусматривать условия для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка группы;

• мини – музеи должны предоставлять детям возможность использовать экспонаты в играх, ИЗО деятельности детей, рассматриванию экспонатов с возможностью взять их в руки.

Для того, чтобы мини – музеи стали интерактивными и понятными каждому ребенку для их создания необходимо привлекать не только родителей, а и детей. Только, при таком подходе к созданию мини – музея в группе, мы воспитаем в детях чувство гордости за общее дело, свою группу, детский сад, малую и большую Родину.

Сейчас мои воспитанники-это дети средней группы и мы продолжаем с ними говорить о матрёшке, об истории народной игрушки, о видах росписи, применяемых при разрисовывании игрушек. Проводим конкурсы по изготовлению семейной матрёшки, пополняем новыми экспонатами наш мини-музей. Работа по данной теме продолжается с большим желанием и успехом.

Публикации по теме:

Музейная педагогика как средство приобщения дошкольников к историческому и культурному наследию родного краяМузейная педагогика как средство приобщения дошкольников к историческому и культурному наследию родного края Актуальность опыта Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения.

Музейная технология в ДОУ Республика Калмыкия «Музейная технология в ДОУ» Педагог дополнительного образования Болдырева Г. В. МКДОУ «Детский сад «Тюльпан».

Представление опыта физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ "Представление опыта физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ" Среди многих факторов, которые оказывают влияние на состояние здоровья детей,.

Доклад из опыта работы «Билингвальное образование в ДОУ»Доклад из опыта работы «Билингвальное образование в ДОУ» .

Из опыта работы по ОБЖ в ДОУ Основы безопасности жизнедеятельности детей. «Берегись бед, пока их нет» Жизнь в XXI веке ставит перед нами много новых проблем, среди.

Музейная педагогика в детском саду. Мини-музей в группеМузейная педагогика в детском саду. Мини-музей в группе Музейная педагогика в детском саду Всем родителям хочется, чтобы дети выросли отзывчивыми на духовную красоту. Творчески мыслящий педагог.

Музейная педагогика как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста Музейная педагогика как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста Дошкольное детство – начальный этап формирования.

Музейная педагогика как средство формирования представлений о культуре родного края у детей старшего дошкольного возраста Статья на тему: «Музейная педагогика как средство формирования представлений о культуре родного края у детей старшего дошкольного возраста».

Музейная педагогика в образовательном пространстве детского сада Музейная педагогика в образовательном пространстве детского сада. Развивать чувство прекрасного, способность чувствовать и понимать красоту.

Экспериментальная деятельность в ДОУ (из опыта работы) «Для ребенка естественнее и потому гораздо легче постигать новое, проводя собственные исследования – наблюдая, ставя эксперименты, делая.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Музейная педагогика в ДОУ. Из опыта работы
Опубликовано: 21 октября 2018 в 10:53
+123Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 44.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД