Лучший педагог года

Музейная технология в ДОУ

Гиляна Болдырева
Музейная технология в ДОУ

Республика Калмыкия

«Музейная технология в ДОУ»

Педагог дополнительного образования

Болдырева Г. В.

МКДОУ «Детский сад «Тюльпан»

Приютненский район

с. Приютное

Государственная программа по сохранению, изучению и развитию языков народов РК и РФ, ориентация на раннее обучение языкам ставит перед педагогами новые задачи по внедрению инновационных технологий обучения и воспитания. В законах подчеркивается необходимость обучения родному языку в дошкольных учреждениях, акцентируется внимание на его образовательный и воспитательный потенциал, на создание необходимых условий для дальнейшего развития национального языка и культуры.

Публикация «Музейная технология в ДОУ» размещена в разделах

В соответствии с ФГОС в дошкольных образовательных учреждениях происходят серьезные преобразования, особое внимание в учебных программах уделяется обучению языкам, так как именно дошкольный возраст является наиболее сензитивным периодом в обучении и характеризуется интенсивным формированием познавательных процессов, положительной мотивацией речевой деятельности, эмоциональной готовностью к овладению языком, имитационными способностями, легкостью запоминания языковой информации.

Таким образом, в детском саду «Тюльпан» перед педагогами калмыцкого языка ставится задача создания объективных условий и среды для обучения и расширения функционирования калмыцкого языка через полное раскрытие психологических и личностных качеств ребенка в процессе обучения родного языка, в повышении интереса к истории, культуре, традициям и обычаям народа.

Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей в специально организованной предметно-пространственной среде. В условиях детского сада настоящий музей организовать невозможно, а вот экспозиции «мини-музеи» вполне реально. В ДОУ решаются задачи по приобщению детей к народной культуре, познанию прошлого, проявляется всё больший интерес к традициям, истории, культуре своей малой родины.

Цель музейной педагогики – создание условий для развития личности путём включения её в многообразную деятельность музея.

Задачи музейной педагогики :

• Формирование системы критериев и механизмов оценки образовательного результата музейной педагогики.

•Обогащение предметно-развивающей среды ДОУ.

•Формирование у дошкольников представления о музее.

•Развитие познавательных способностей и познавательной деятельности.

•Формирование проектно-исследовательских умений и навыков.

Музейная педагогика — это научно-практическая дисциплина на стыке музееведения, педагогики и психологии, рассматривающая музей как образовательную систему и направленная на оптимизацию взаимодействия музея и посетителя. Исходя из этого предметом музейной педагогики является музейная коммуникации.

В беседах с детьми мы выяснили, что не все дети были в музее хотя бы раз, некоторые вообще не знают что это такое, да и родители не считают нужным водить детей дошкольного возраста в музеи. Проблему решает создание мини музеев в ДОУ, т. к. они являются одним из оптимальных средств передачи информации. Происходит внедрение в воспитательно-образовательный процесс ДОУ музейной педагогики, создание в ДОУ музейно-образовательного пространства, центром которого является мини музей. С помощью музейной педагогики можно помочь детям сориентироваться в сложном мире культуры, расширить знания и представления о мире и о самом себе, осознать себя наследником не только своей, но и других культур. Экскурсии в музей способны дополнить и обогатить любую информацию педагога, сделать сам процесс образования предметным, наглядным и осязаемым.

Включение музеев в образовательный процесс - дело не такое простое, как может показаться на первый взгляд. Создание мини-музея - трудоёмкая работа, которая состоит из нескольких этапов: постановка целей и задач перед родителями воспитанников детского сада (проведение консультации, индивидуальная работа); выбор помещения (количество посетителей и экспонатов); сбор экспонатов; оформление мини-музея (учёт эстетических норм; соблюдение правил безопасности

При использовании музейной педагогики как инновационной технологии в системе формирования культуры дошкольников учитываются принципы наглядности, доступности, содержательности. Материал должен иметь образовательно-воспитательное значение для детей, вызывать в детях любознательность. Обязательное сочетание предметного мира музея с программой, ориентированной на проявление активности детей; последовательность ознакомления детей с музейными коллекциями (в соответствии с задачами воспитания дошкольников на каждом возрастном этапе); гуманизма (экспонаты должны вызывать бережное отношение к природе вещей); активности детей в усвоении музейного наследия, как отражении полученных знаний и впечатлений в продуктах собственного творчества, в детской деятельности (рисовании, лепке, сочинении историй).

«Мини музей» - это не просто выставка старины и прошлого, но и действующее звено непрерывной образовательной деятельности. Внимание детей дошкольного возраста еще не достаточно сформировано. Оно отличается кратковременностью, неустойчивостью. Поэтому эффективность всей работы в мини-музее зависит от удачного расположения и привлекательности экспонатов, от возможности рассказчика-экскурсовода заинтересовать посетителей-слушателей.

Любая экспозиция учитывает логическую цепочку: восприятие - понимание - осмысливание - закрепление - применение. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музее не только можно, но и нужно! Его можно посещать каждый день, ко всем предметам свободный доступ, можно брать экспонаты в руки, потрогать, «ощутить». Считаю, если предмет находится в постоянном поле зрения, но делать с ним практически ничего нельзя, то интерес к нему ослабевает, предмет становится частью окружающего фона, а сама экспозиция не решит поставленных задач.

Хочу поделиться своим опытом по созданию мини - музея в условиях ДОУ. Музейная педагогика обеспечивает наглядность образовательного процесса, способствует взаимодействию дошкольного учреждения с семьей и социумом.

Далее в рамках проектной деятельности был создан мини-музей «Калмыцкая кибитка».

Цель: приобщение детей к народным традициям и обычаям национальной культуры, знакомство с основными элементами калмыцкого народного костюма, знакомство с предметами быта в кибитке.

«Калмыцкая кибитка».

Первое, что видят дети, входящие в кабинет калмыцкого языка – это кибитка на фоне степного пейзажа, создающая неповторимый эмоциональный настрой. Здесь педагоги знакомят детей с бытом и культурой калмыков.

В кибитке на почетном месте висит буддийская икона. С правой стороны кровать, куклы в национальных одеждах, сундук (авдр, домбра, предметы трудовой деятельности - иг, бортха. С левой стороны расположена национальная одежда для детей и взрослых. При входе с левой стороны находятся атрибуты богатырского снаряжения - шлемы, плащи, колчан со стрелами, пол кибитки устлан ширдыком.

Музейная педагогика позволяет мне решить сразу целый ряд задач:

пополнить предметно-пространственную среду; обогатить познавательный процесс новыми формами; формировать у воспитанников представление о музее; расширить их кругозор; развивать познавательные способности и познавательную активность; формировать исследовательские умения и навыки; развивать творческие способности детей; формировать активную жизненную позицию с опорой на эмоционально-чувственный опыт детей.

Работа с детьми предполагает не только качество и количество полученной информации в ходе знакомства с экспозициями мини-музеев, а пробуждения у детей творческую активность: Это поделки из цветной бумаги: тюльпан, лотос, пиала,рисунки.

В обычном музее ребенок - лишь пассивный созерцатель, а здесь он - соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей - результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. Родители воспитанников - мои первые и главные помощники: охотно принимают участие в создании мини-музеев и пополнении предметно-пространственной среды. Совместно с детьми они участвуют в сборе музейных экспонатов, тем самым вызывая интерес к начатому нами делу.

В дальнейшем планирую вести работу в данном направлении: расширять тематику экспозиций, привлекать родителей не только к сбору экспонатов, но и к принятию участия в совместных с детьми мероприятиях на базе мини-музея, а также уделить внимание самостоятельной поисково-исследовательской деятельности, экспериментированию.

1. 1 место в Всероссийском конкурсе «Тут как тут» в номинации «Наш музей»

2. 2 место в Всероссийском конкурсе «Талантоха» в номинации «Оформление кабинетов»

Публикации по теме:

Консультация «Кейс-технология в работе педагога ДОУ» Консультация "Кейс-технология в работе педагога ДОУ" Материал подготовила: Шпилёва Е. А., старший воспитатель МДОУ – детского сада № 30.

Квест как технология физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ Квест как технология физкультурно-оздоровительной работы в доу. Первые шаги к здоровью, стремление к здоровому образу жизни, к познанию.

Метод проектов, как инновационная образовательная технология в ДОУ Метод проектов как инновационная образовательная технология в ДОУ Исполнитель: Черкасова Ольга Николаевна, воспитатель МБДОУ №.

Музейная педагогика в ДОУМузейная педагогика в ДОУ МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА В ДОУ История народа, его традиции и обряды были и остаются одним из факторов, помогающих людям осознать свою причастность.

Музейная педагогика в ДОУ 1,2,3,4,5 слайды. Свою деятельность в детском саду по этнокультурному образованию и изучению регионального компонента мы строим в соответствии.

Обобщение опыта по теме «Музейная педагогика как инновационная педагогическая технология» Опыт работы по теме «Музейная педагогика как инновационная педагогическая технология» 1 СЛАЙД Зенихина Светлана Владимировна, воспитатель.

Педагогический опыт «Квест-технология в образовательном процессе ДОУ» Педагогический опыт «Квест - технология в образовательном процессе ДОУ» Воспитатель: Желнова Е. В. МБДОУ детский сад №1 1. Актуальность.

Консультация для педагогов «Самомассаж — здоровьесберегающая технология в ДОУ» Здоровьесберегающая технология в ДОУ — самомассаж В период дошкольного детства, ребенок проживает уникальный, неповторимый путь развития,.

Семинар-практикум воспитателей ДОУ «Квест-игра новая игровая технология в ДОУ» Семинар – практикум воспитателей ДОУ Тема: «Квест – игра – современная игровая технология в ДОУ» Цель: формирование готовности педагогов.

Экологическая сказка. Кейс-технология в образовательном процессе ДОУ Кейс-технология в образовательном процессе ДОУ «Экологическая сказка». Составитель: Иванова Анна Андреевна Воспитатель: Иванова Анна Андреевна.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Музейная технология в ДОУ
Опубликовано: 20 июля 2018 в 10:22
+24Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД