Приложение МААМ

Обобщение опыта по теме «Музейная педагогика как инновационная педагогическая технология»

Светлана Зенихина
Обобщение опыта по теме «Музейная педагогика как инновационная педагогическая технология»
▼ Скачать + Заказать документы

Опыт работы по теме «Музейная педагогика как инновационная педагогическая технология»

1 СЛАЙД

Зенихина Светлана Владимировна, воспитатель Муниципального дошкольного образовательного автономного учреждения «Детский сад 91 «Росинка" комбинированного вида г. Орска. Стаж моей педагогической работы 11 лет.

2 слайд

Публикация «Обобщение опыта по теме „Музейная педагогика как инновационная педагогическая технология“» размещена в разделах

«Воспитатель - волшебник, который открывает детям дверь в мир взрослых. И от того, что знает и умеет воспитатель, зависит и то, чему и как он научит своих воспитанников». К. Гельвеций

3 слайд

Тема: «Музейная педагогика как инновационная педагогическая технология»

Представляю опыт своей работы по теме : «Музейная педагогика как инновационная педагогическая технология»

Для формирования личного вклада, как педагога, в развитие образования выполнила следующие условия:

4 СЛАЙД

1. Научно-исследовательские условия

а). Во-первых, были изучены нормативные документы https://muzeumhome.tosbs.ru; https://www.maam.ru/detskijsad/master-klas-kak-organizovat-muzei-detskom-sadu.html

б). Во-вторых, была изучена психо-педагогическая литература в разных источниках, знакомилась с трудами ученых, которые уделяли большое внимание музейной педагогике дошкольников https://elibrary.udsu.ru/xmlui/bitstream/handle/123456789/9940/2012566.pdf?sequence=1; https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2012/10/30/ispolzovanie-muzeynoy-pedagogiki-v-vospitanii-i-obuchenii-detey

в). В-третьих, были изучены основы компьютерных технологий и интернет- ресурсы.

5 СЛАЙД

2. Методические условия формирования личного вклада.

а) Изучила современные образовательные методики технологии https://charko.narod.ru/tekst/an4/1.html,https://doshkolnik.ru/pedagogika/13473.html

б) Были разработаны методические материалы – памятки по созданию мини – музеев в нашем ДОУ :

Мини – музей в ясельной группе «Русская беседка», мини-музей в подготовительной группе «Татарская беседка», мини-музей во второй младшей «Украинская беседка», мини – музей в средней и логопедической группах «Казахская беседка», мини – музей в подготовительной группе «Армянская беседка», мини – музей в старшей группе «Башкирская беседка», мини – музей в средней группе «Узбекская беседка».

в) Конспекты ООД

6 СЛАЙД

«Игры народов мира», «Быт и традиции казахского народа», «Башкирские блюда», «Украинский костюм», «Россия – Армения», «Знакомство детей с орнаментом и традициями татарского народа», «Путешествие в страну Узбекистан»

Сценарии праздника и развлечения: «Путешествие по странам мира»

7 СЛАЙД – фото сценариев

г) Занималась самообразованием по составленному плану;

8 СЛАЙД – фото плана

д) Разработала памятки для педагогов по планированию и организации паспорта мини – музея и план экскурсий по музеям для детей других групп и родителей;

9 СЛАЙД – фото памяток

е) Изучала и внедряла опыт коллег по музейной педагогике https://infourok.ru/obobschenie-opita-raboti-muzeynaya-pedagogika-v-obrazovatelnom-prostranstve-shkoli-1405804.html, https://ds3vla.edumsko.ru/uploads/1000/948/section/48736/3_PROEKT_na_sajt_razmestit_.pdf, https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2013/01/13/iz-opyta-raboty-muzeynaya-pedagogika-v-dou,

10 СЛАЙД – скрины

Третий вид условий организационно-педагогические.

11. СЛАЙД – скрины грамот и дипломов

Участвовала в конкурсах: международных «Мы патриоты России» - 1 место, «Край родной, навек любимый» - 1 место; городском смотр - конкурсе «Уголок России – Отчий дом» - сертификат участника.

Прошла всероссийскую блиц – олимпиаду «ФГОС дошкольного образования».

12. СЛАЙД – фото выступления

Представляла опыт работы на городской творческой площадке на базе МДОАУ № 11 по теме : «Художественная литература как культурный феномен, приобщения детей систематическому слушанию художественных произведений по средствам патриотического содержания»

Вебинары «Новые подходы к организации мини – музеев как средства реализации ФГОС ДО» Рыжковой Н. А.

13. СЛАЙД – фото выхода с детьми в музей

Освоение мира дошкольником осуществляется в процессе познавательного развития, основная цель которого-приобщение ребёнка к опыту, накопленному человечеством.

Задумавшись о том, как же поддержать интерес к неизведанному, пришла к выводу - на помощь может прийти музейная педагогика, так как музей удовлетворяет познавательные и образовательные потребности детей.

Часто ли наши дети бывают в музее? Мною был проведен опрос – анкетирование и выяснила, что большая часть воспитанников, ни разу не была в музее. Интерес к данному направлению возник в связи с заинтересованностью детей музейным делом во время посещения краеведческого музея г. Орска, куда мы совершили выход с детьми.

14. СЛАЙД

Актуальность использования экспонатов музейной педагогики в ДОУ заключается в том, что её средства позволяют эффективно реализовать ФГОС ДО в части формирования целевых ориентиров, способствует овладению основными культурными способами деятельности, проявление инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности.

В последнее десятилетия музейная педагогика приобретает большую популярность в системе дошкольного образования и воспитания-выходят книги, разрабатываются методические рекомендации (Рыжовой Н. А, Коваль М. Ю, Дубиной О. В и др.). Но методик по музейной педагогике недостаточно. Именно тогда возникла необходимость внедрения инновационной формы работы, такой, как музейная педагогика, для обеспечения повышения уровня развития познавательной активности у детей.

15. СЛАЙД

Поэтому была поставлена цель: развитие познавательной активности дошкольников средствами музейной педагогики.

Для достижения этой цели поставлены задачи:

Создать условия для развития познавательной активности детей через совместную познавательно – исследовательскую деятельность;

Расширять у дошкольников представления о музеях, многообразии и взаимосвязях предметного мира;

Обогащать речь, развивать активный словарь за счёт формирования у детей определённого объёма информации в музейном пространстве;

Формировать социальный опыт, навыки взаимодействия, представления о себе как активном члене коллектива через участие в жизни группы;

Обогащать развивающую предметно-пространственную среду ДОУ, привлекать детей к её созданию;

Активизировать участие родителей в развитии познавательной активности детей посредством музейной педагогики.

16 СЛАЙД – фото среды и совместной деятельности родителями

Для реализации поставленных задач были созданы условия:

Организация развивающей предметно – пространственной среды;

Организация совместной деятельности с детьми,

Взаимодействие с семьей, специалистами и социумом.

Работу по данной теме я начала со второй младшей группы.

17. Слайд

Всю работу разделила на этапы, как советует Н. А. Рыжова: подготовительный, практический, заключительный или обобщающий.

На подготовительном этапе изучила имеющуюся литературу, определила цели и задачи, выбор темы, определение путей создания системы мини-музеев, подготовка к участию в проекте детей и родителей. Было выбрано место для музея – сначала беседка на участке, затем групповая комната. На этом этапе определила возможные направления взаимодействия со специалистами: музыкальным руководителем, учителем-логопедом. С родителями провела ряд информационных мероприятий, где познакомила их с задачами музейной педагогики. Были определены пути взаимодействия.

Практический этап более трудоёмкий, но самый важный. Это создание мини-музея, оформление, изготовления оборудования, сбор экспонатов, оформление коллекций, изготовление игр и макетов.

В работе с дошкольниками использовала следующие формы, методы и приё мы:

18. СЛАЙД

• беседы с детьми;

• ООД по тематике музеев;

опытно-исследовательская деятельность;

• чтение художественных произведений;

• экскурсии для детей и родителей;

• самостоятельное рассматривание экспонатов.

• игры (дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные)

• музицирование, прослушивание аудио–материалов, просмотр презентаций;

• выставки;

• мастер-классы по изготовлению экспонатов;

• спортивные досуги, праздничные развлечения.

Заключительный этап, обобщающий.

На этом этапе проводится торжественное официальное открытие мини-музея с приглашением родителей и детей других групп.

19. Слайд

В рамках летней образовательной деятельности на участках были созданы мобильные национальные музеи :

«Русская беседка», «Армянская беседка», «Татарская беседка», «Узбекская беседка», «Украинская беседка», «Башкирская беседка», «Казахская беседка». Все беседки оснащены атрибутами своей национальности: жильё, народные костюмы, флаги, альбомы, предметы быта.

По окончанию летнего оздоровительного периода музеи нашли своё продолжение в дошкольном учреждении, как мини – музеи и обогатили РППС своих групп: картотеками подвижных игр, сценариями занятий, дидактическими играми: «Национальная одежда», «Предметы быта», и т. д., костюмами в центрах театрализованной деятельности. Пополняется портфолио мини – музеев.

32 СЛАЙД – анкеты

Для родителей и педагогов проводилось анкетирование, создавались памятки и буклеты

Вашему вниманию предлагаю рассмотреть наполнение и назначение мини – музеев, так для детей средней группы представляется «Узбекская беседка».

33 СЛАЙД

Основное назначение: формирование у детей познавательного интереса к узбекскому народу, воспитание на основе чтения сказок этого народа, уважение к традициям узбекской культуры.

Были собраны экспонаты по экспозициям

- «Макет жилья»,

- «Национальная одежда»»,

- «Быт»

34 СЛАЙД

В ясельной группе был создан мини – музей «Русская беседка». Основная цель: развитие у детей познавательного интереса к русскому народу, знакомство со сказками русского народа.

35 СЛАЙД - фото

Мини-музей включает в себя экспонаты:

- «Макет русской избы»,

-«Сказки русского народа»,

-«Быт русского народа»

36 СЛАЙД - фото

В подготовительной группе был создан мини-музей «Татарская беседка». Основное назначение: обогащение познавательного процесса новыми формами в процессе ознакомления с татарским народом.

Музей представлен таким экспозициями:

- «Татарский народный костюм»;

-«Народное декоративно-прикладное искусство»;

-«Татарская национальная кухня»

37 СЛАЙД - фото

Во второй младшей группе был создан мини – музей «Украинская беседка». Основное назначение: познакомить детей с устройством украинской беседкии дать представление о быте украинского народа. Музей представлен такими экспозициями:

- «Макет украинского жилища»,

- «Быт украинского народа.

38 СЛАЙД - фото

В средней и логопедической старшей группах был создан мини – музей «Казахская беседка». Его цель: воспитывать чувство патриотизма, гордости и уважения к культурным ценностям казахского народа.

39 СЛАЙД - фото

Разделы экспозиции:

- Макет юрты. - Предметы быта. - Народные костюмы. -Посуда с росписью

- Музыкальные инструменты

40 СЛАЙД - фото

В подготовительной группе «Веснушки» был создан мини – музей «Армянская беседка».

Основное назначение: зажечь искорку любви и интереса к истории жизни армянского народа, культуре и традиции.

41 СЛАЙД - фото

В музее собраны следующие экспозиции:

- «Альбом национальной одежды»,

- «Геральдика Армении»,

- «Картотека подвижных игр»,

- «Музыкальные инструменты».

42 СЛАЙД - фото

В старшей группе был создан мини – музей «Башкирская беседка».

Основное назначение: познакомить с культурой и традициями башкирского народа.

43 СЛАЙД - фото

В музее собраны следующие экспозиции:

- «Макет жилища»,

- «Посуда и одежда башкирского народа»,

- «Картотека башкирских народных игр»,

- «Дидактические игры».

На этом работа не заканчивается, музеи пополняются экспонатами.

44 СЛАЙД - фото

Большая работа проводится с семьями воспитанников по данной теме :

- родительские собрания на темы: «Мини-музей, новая форма работы», «Роль группового мини-музея в развитии личности дошкольника», «Роль музея в познавательном развитии детей дошкольного возраста».

- анкетирование по данной теме;

- консультации;

- участие родителей в сборе экспонатов;

- проводились мастер-классы по изготовлению разных костюмов с целью обогащения театрализованных центров;

- принимали участие в конкурсах рисунков на данные темы;

Многие семьи путешествуют и привозят экспонаты, посещают с детьми музей.

Заинтересовать этой темой не только родители, но и бабушки и дедушки, родственники. В результате такой работы родители чувствуют причастность к мини-музею.

В результате проведенного мониторинга уровня познавательной активности дошкольников в начале и конце данной работы, прослеживается положительная динамика.

45 СЛАЙД – фото в графике

На начальном этапе высокий уровень познавательной активности составлял 32%, средний 46%, а низкий 22%. На конечном этапе моей работы высокий уровень познавательной активности у детей составил 65%, средний 27%, низкий 8%.

Посредством общения с мини-музеями увеличилось количество детей с проявляющейся потребностью узнавать новое, дети стремятся проникнуть в суть вещей, узнать причинно-следственные связи, проявляют интерес, любознательность, у них развито воображение и творческая активность, умение работать с информацией, структурировать полученные знания.

Детям очень понравилось знакомство с музеями, потому что в настоящих музеях трогать ничего нельзя, а в наших не только можно, но и нужно! Его можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать, что дети и делают с огромным удовольствием.

Именно поэтому мини-музей становится частью научно обоснованной системы взаимодействия «детский сад-музей-школа», так как мини-музей рассматривается как один из компонентов подготовки ребёнка к обучению в школы.

Наряду с положительными результатами работы ещё остаются проблемы, которые необходимо решать и в дальнейшем.

Остается проблема недооценки роли музейной педагогики родителями дошкольников.

46 СЛАЙД

Перспективы дальнейшей работы

1. Продолжать работу в направлении развития познавательной активности детей посредством музейной педагогики.

2. Продолжать создавать проекты мини-музеев по другим темам.

3. Обобщить результаты проделанной работы, представить их на конференции и в публикациях.

Литература

1. Ванслова Е. Г. «Музейная педагогика в XXI веке», Мир Музея, 2005 г.

2. Добрынина Н. «Первый в жизни музей». Журнал «Дошкольное воспи-тание». №6. 2000 г.

3. Дусавицкий А. К. «Воспитывая интерес», М: Знание. 2004 г.

4. Пантелеева Л. В. «Музей и дети». М: Дом «Карапуз». 2000 г.

5. Рыжова Н. А., Данюкова А. И., Логинова Л. В. «Мини-музей в детском саду». М. : Линка-Пресс, 2008 г.

6. Свешникова Е. «Музей в детском саду : организация и планирование ра-боты». Научно-методический журнал «Детский сад от А до Я». №6, 2007 г

7. Столяров Б. А. Музейная педагогика. История, теория, практика-М. : Высшая школа. 2004 г.

8. Тихонова О. Г. «Дошкольнику о музейной культуре». (Текст)-М. 2006 г.

9. Чумалова Т. «Музейная педагогика для дошкольников». «Дошкольное воспитание». 2007 г. №10.

10. Юхневич М. Ю. «Я поведу тебя в музей». Учебное пособие по музейной педагогике. Рос. Ин-т культурологии. М. : Издательство РИК. 2001 г.

11. Интернет-ресурсы: https://www.maam.ru, https://infourok.ru/, https://ped-kopilka.ru, https://doshkolnik.ru.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Мнемотехника как инновационная технология, применяемая в коррекционно-педагогической работе у детей с ТНР Учитель-логопед В современном мире активно происходят процессы модернизации образования. Современная дошкольная педагогика не может оставаться.

Консультация «Речедвигательная ритмика А. Я. Мухиной как инновационная логопедическая и здоровьесберегающая технология» Здоровьесберегающий аспект воспитательно – образовательного процесса считается одним из приоритетных в работе учителя-логопеда. Логопедия,.

Метод проектов как инновационная технология в ДОУМетод проектов как инновационная технология в ДОУ Годовые задачи: Метод проектов как иновационная техлогия в ДОУ Развитие социальной компетентности у детей Ранний возраст - важнейший этап.

Метод проектов как инновационная педагогическая технология в работе с детьми дошкольного возраста Метод проектов как инновационная педагогическая технология в работе с детьми дошкольного возраста Апраксина Олеся Валерьевна, Гусельникова.

Музейная педагогика как инновационная образовательная технология при организации патриотического воспитания Музейная педагогика как инновационная образовательная технология при организации патриотического воспитания детей с общим недоразвитием.

Музейная педагогика как средства воспитания, развития и обучения дошкольников. Организация мини-музеев в ДООМузейная педагогика как средства воспитания, развития и обучения дошкольников. Организация мини-музеев в ДОО Музейная педагогика, как средство воспитания, развития и обучения дошкольников (организация мини – музеев в ДОО) Воспитатель МАДОУ №26.

Музейная педагогика в ДОУ 1,2,3,4,5 слайды. Свою деятельность в детском саду по этнокультурному образованию и изучению регионального компонента мы строим в соответствии.

Обобщение педагогического опыта по теме: «Дидактическая игра как средство экологического воспитания дошкольников» Толстова Светлана Геннадьевна Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №25 станицы.

Презентация опыта работы «Метод проектов в ДОУ как инновационная педагогическая технология» Презентация экологического проекта «Природа родного края»» Актуальность проблемы: 2017 год объявлен президентом как год экологии. Экологическое.

Работа по региональному проекту «Всё про то, как мы живём» — Музейная педагогика в детском саду.Работа по региональному проекту «Всё про то, как мы живём» — Музейная педагогика в детском саду. Музейная педагогика в детском саду как средство формирования основ патриотизма и духовности личности дошкольника посредством ознакомления.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Обобщение опыта по теме «Музейная педагогика как инновационная педагогическая технология»
Опубликовано: 21 января 2018 в 22:28
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Обобщение опыта по теме «Музейная педагогика как инновационная педагогическая технология»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Зенихина (УИ 458261) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД