Обобщение опыта по теме «Музейная педагогика как инновационная педагогическая технология»

Светлана Зенихина
Обобщение опыта по теме «Музейная педагогика как инновационная педагогическая технология»

Опыт работы по теме «Музейная педагогика как инновационная педагогическая технология»

1 СЛАЙД

Зенихина Светлана Владимировна, воспитатель Муниципального дошкольного образовательного автономного учреждения «Детский сад 91 «Росинка" комбинированного вида г. Орска. Стаж моей педагогической работы 11 лет.

2 слайд

«Воспитатель - волшебник, который открывает детям дверь в мир взрослых. И от того, что знает и умеет воспитатель, зависит и то, чему и как он научит своих воспитанников». К. Гельвеций

3 слайд

Тема: «Музейная педагогика как инновационная педагогическая технология»

Представляю опыт своей работы по теме: «Музейная педагогика как инновационная педагогическая технология»

Для формирования личного вклада, как педагога, в развитие образования выполнила следующие условия:

4 СЛАЙД

1. Научно-исследовательские условия

а). Во-первых, были изучены нормативные документы http://muzeumhome.tosbs.ru; http://www.maam.ru/detskijsad/master-klas-kak-organizovat-muzei-detskom-sadu.html

б). Во-вторых, была изучена психо-педагогическая литература в разных источниках, знакомилась с трудами ученых, которые уделяли большое внимание музейной педагогике дошкольников http://elibrary.udsu.ru/xmlui/bitstream/handle/123456789/9940/2012566.pdf?sequence=1; https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2012/10/30/ispolzovanie-muzeynoy-pedagogiki-v-vospitanii-i-obuchenii-detey

в). В-третьих, были изучены основы компьютерных технологий и интернет- ресурсы.

5 СЛАЙД

2. Методические условия формирования личного вклада.

а) Изучила современные образовательные методики технологии http://charko.narod.ru/tekst/an4/1.html,http://doshkolnik.ru/pedagogika/13473.html

б) Были разработаны методические материалы – памятки по созданию мини – музеев в нашем ДОУ:

Мини – музей в ясельной группе «Русская беседка», мини-музей в подготовительной группе «Татарская беседка», мини-музей во второй младшей «Украинская беседка», мини – музей в средней и логопедической группах «Казахская беседка», мини – музей в подготовительной группе «Армянская беседка», мини – музей в старшей группе «Башкирская беседка», мини – музей в средней группе «Узбекская беседка».

в) Конспекты ООД

6 СЛАЙД

«Игры народов мира», «Быт и традиции казахского народа», «Башкирские блюда», «Украинский костюм», «Россия – Армения», «Знакомство детей с орнаментом и традициями татарского народа», «Путешествие в страну Узбекистан»

Сценарии праздника и развлечения: «Путешествие по странам мира»

7 СЛАЙД – фото сценариев

г) Занималась самообразованием по составленному плану;

8 СЛАЙД – фото плана

д) Разработала памятки для педагогов по планированию и организации паспорта мини – музея и план экскурсий по музеям для детей других групп и родителей;

9 СЛАЙД – фото памяток

е) Изучала и внедряла опыт коллег по музейной педагогике https://infourok.ru/obobschenie-opita-raboti-muzeynaya-pedagogika-v-obrazovatelnom-prostranstve-shkoli-1405804.html, https://ds3vla.edumsko.ru/uploads/1000/948/section/48736/3_PROEKT_na_sajt_razmestit_.pdf, https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2013/01/13/iz-opyta-raboty-muzeynaya-pedagogika-v-dou,

10 СЛАЙД – скрины

Третий вид условий организационно-педагогические.

11. СЛАЙД – скрины грамот и дипломов

Участвовала в конкурсах: международных «Мы патриоты России» - 1 место, «Край родной, навек любимый» - 1 место; городском смотр - конкурсе «Уголок России – Отчий дом» - сертификат участника.

Прошла всероссийскую блиц – олимпиаду «ФГОС дошкольного образования».

12. СЛАЙД – фото выступления

Представляла опыт работы на городской творческой площадке на базе МДОАУ № 11 по теме: «Художественная литература как культурный феномен, приобщения детей систематическому слушанию художественных произведений по средствам патриотического содержания»

Вебинары «Новые подходы к организации мини – музеев как средства реализации ФГОС ДО» Рыжковой Н. А.

13. СЛАЙД – фото выхода с детьми в музей

Освоение мира дошкольником осуществляется в процессе познавательного развития, основная цель которого-приобщение ребёнка к опыту, накопленному человечеством.

Задумавшись о том, как же поддержать интерес к неизведанному, пришла к выводу - на помощь может прийти музейная педагогика, так как музей удовлетворяет познавательные и образовательные потребности детей.

Часто ли наши дети бывают в музее? Мною был проведен опрос – анкетирование и выяснила, что большая часть воспитанников, ни разу не была в музее. Интерес к данному направлению возник в связи с заинтересованностью детей музейным делом во время посещения краеведческого музея г. Орска, куда мы совершили выход с детьми.

14. СЛАЙД

Актуальность использования экспонатов музейной педагогики в ДОУ заключается в том, что её средства позволяют эффективно реализовать ФГОС ДО в части формирования целевых ориентиров, способствует овладению основными культурными способами деятельности, проявление инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности.

В последнее десятилетия музейная педагогика приобретает большую популярность в системе дошкольного образования и воспитания-выходят книги, разрабатываются методические рекомендации (Рыжовой Н. А, Коваль М. Ю, Дубиной О. В и др.). Но методик по музейной педагогике недостаточно. Именно тогда возникла необходимость внедрения инновационной формы работы, такой, как музейная педагогика, для обеспечения повышения уровня развития познавательной активности у детей.

15. СЛАЙД

Поэтому была поставлена цель: развитие познавательной активности дошкольников средствами музейной педагогики.

Для достижения этой цели поставлены задачи:

Создать условия для развития познавательной активности детей через совместную познавательно – исследовательскую деятельность;

Расширять у дошкольников представления о музеях, многообразии и взаимосвязях предметного мира;

Обогащать речь, развивать активный словарь за счёт формирования у детей определённого объёма информации в музейном пространстве;

Формировать социальный опыт, навыки взаимодействия, представления о себе как активном члене коллектива через участие в жизни группы;

Обогащать развивающую предметно-пространственную среду ДОУ, привлекать детей к её созданию;

Активизировать участие родителей в развитии познавательной активности детей посредством музейной педагогики.

16 СЛАЙД – фото среды и совместной деятельности родителями

Для реализации поставленных задач были созданы условия:

Организация развивающей предметно – пространственной среды;

Организация совместной деятельности с детьми,

Взаимодействие с семьей, специалистами и социумом.

Работу по данной теме я начала со второй младшей группы.

17. Слайд

Всю работу разделила на этапы, как советует Н. А. Рыжова: подготовительный, практический, заключительный или обобщающий.

На подготовительном этапе изучила имеющуюся литературу, определила цели и задачи, выбор темы, определение путей создания системы мини-музеев, подготовка к участию в проекте детей и родителей. Было выбрано место для музея – сначала беседка на участке, затем групповая комната. На этом этапе определила возможные направления взаимодействия со специалистами: музыкальным руководителем, учителем-логопедом. С родителями провела ряд информационных мероприятий, где познакомила их с задачами музейной педагогики. Были определены пути взаимодействия.

Практический этап более трудоёмкий, но самый важный. Это создание мини-музея, оформление, изготовления оборудования, сбор экспонатов, оформление коллекций, изготовление игр и макетов.

В работе с дошкольниками использовала следующие формы, методы и приёмы:

18. СЛАЙД

• беседы с детьми;

• ООД по тематике музеев;

опытно-исследовательская деятельность;

• чтение художественных произведений;

• экскурсии для детей и родителей;

• самостоятельное рассматривание экспонатов.

• игры (дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные)

• музицирование, прослушивание аудио–материалов, просмотр презентаций;

• выставки;

• мастер-классы по изготовлению экспонатов;

• спортивные досуги, праздничные развлечения.

Заключительный этап, обобщающий.

На этом этапе проводится торжественное официальное открытие мини-музея с приглашением родителей и детей других групп.

19. Слайд

В рамках летней образовательной деятельности на участках были созданы мобильные национальные музеи:

«Русская беседка», «Армянская беседка», «Татарская беседка», «Узбекская беседка», «Украинская беседка», «Башкирская беседка», «Казахская беседка». Все беседки оснащены атрибутами своей национальности: жильё, народные костюмы, флаги, альбомы, предметы быта.

По окончанию летнего оздоровительного периода музеи нашли своё продолжение в дошкольном учреждении, как мини – музеи и обогатили РППС своих групп: картотеками подвижных игр, сценариями занятий, дидактическими играми: «Национальная одежда», «Предметы быта», и т. д., костюмами в центрах театрализованной деятельности. Пополняется портфолио мини – музеев.

32 СЛАЙД – анкеты

Для родителей и педагогов проводилось анкетирование, создавались памятки и буклеты

Вашему вниманию предлагаю рассмотреть наполнение и назначение мини – музеев, так для детей средней группы представляется «Узбекская беседка».

33 СЛАЙД

Основное назначение: формирование у детей познавательного интереса к узбекскому народу, воспитание на основе чтения сказок этого народа, уважение к традициям узбекской культуры.

Были собраны экспонаты по экспозициям

- «Макет жилья»,

- «Национальная одежда»»,

- «Быт»

34 СЛАЙД

В ясельной группе был создан мини – музей «Русская беседка». Основная цель: развитие у детей познавательного интереса к русскому народу, знакомство со сказками русского народа.

35 СЛАЙД - фото

Мини-музей включает в себя экспонаты:

- «Макет русской избы»,

-«Сказки русского народа»,

-«Быт русского народа»

36 СЛАЙД - фото

В подготовительной группе был создан мини-музей «Татарская беседка». Основное назначение: обогащение познавательного процесса новыми формами в процессе ознакомления с татарским народом.

Музей представлен таким экспозициями:

- «Татарский народный костюм»;

-«Народное декоративно-прикладное искусство»;

-«Татарская национальная кухня»

37 СЛАЙД - фото

Во второй младшей группе был создан мини – музей «Украинская беседка». Основное назначение: познакомить детей с устройством украинской беседкии дать представление о быте украинского народа. Музей представлен такими экспозициями:

- «Макет украинского жилища»,

- «Быт украинского народа.

38 СЛАЙД - фото

В средней и логопедической старшей группах был создан мини – музей «Казахская беседка». Его цель: воспитывать чувство патриотизма, гордости и уважения к культурным ценностям казахского народа.

39 СЛАЙД - фото

Разделы экспозиции:

- Макет юрты. - Предметы быта. - Народные костюмы. -Посуда с росписью

- Музыкальные инструменты

40 СЛАЙД - фото

В подготовительной группе «Веснушки» был создан мини – музей «Армянская беседка».

Основное назначение: зажечь искорку любви и интереса к истории жизни армянского народа, культуре и традиции.

41 СЛАЙД - фото

В музее собраны следующие экспозиции:

- «Альбом национальной одежды»,

- «Геральдика Армении»,

- «Картотека подвижных игр»,

- «Музыкальные инструменты».

42 СЛАЙД - фото

В старшей группе был создан мини – музей «Башкирская беседка».

Основное назначение: познакомить с культурой и традициями башкирского народа.

43 СЛАЙД - фото

В музее собраны следующие экспозиции:

- «Макет жилища»,

- «Посуда и одежда башкирского народа»,

- «Картотека башкирских народных игр»,

- «Дидактические игры».

На этом работа не заканчивается, музеи пополняются экспонатами.

44 СЛАЙД - фото

Большая работа проводится с семьями воспитанников по данной теме:

- родительские собрания на темы: «Мини-музей, новая форма работы», «Роль группового мини-музея в развитии личности дошкольника», «Роль музея в познавательном развитии детей дошкольного возраста».

- анкетирование по данной теме;

- консультации;

- участие родителей в сборе экспонатов;

- проводились мастер-классы по изготовлению разных костюмов с целью обогащения театрализованных центров;

- принимали участие в конкурсах рисунков на данные темы;

Многие семьи путешествуют и привозят экспонаты, посещают с детьми музей.

Заинтересовать этой темой не только родители, но и бабушки и дедушки, родственники. В результате такой работы родители чувствуют причастность к мини-музею.

В результате проведенного мониторинга уровня познавательной активности дошкольников в начале и конце данной работы, прослеживается положительная динамика.

45 СЛАЙД – фото в графике

На начальном этапе высокий уровень познавательной активности составлял 32%, средний 46%, а низкий 22%. На конечном этапе моей работы высокий уровень познавательной активности у детей составил 65%, средний 27%, низкий 8%.

Посредством общения с мини-музеями увеличилось количество детей с проявляющейся потребностью узнавать новое, дети стремятся проникнуть в суть вещей, узнать причинно-следственные связи, проявляют интерес, любознательность, у них развито воображение и творческая активность, умение работать с информацией, структурировать полученные знания.

Детям очень понравилось знакомство с музеями, потому что в настоящих музеях трогать ничего нельзя, а в наших не только можно, но и нужно! Его можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать, что дети и делают с огромным удовольствием.

Именно поэтому мини-музей становится частью научно обоснованной системы взаимодействия «детский сад-музей-школа», так как мини-музей рассматривается как один из компонентов подготовки ребёнка к обучению в школы.

Наряду с положительными результатами работы ещё остаются проблемы, которые необходимо решать и в дальнейшем.

Остается проблема недооценки роли музейной педагогики родителями дошкольников.

46 СЛАЙД

Перспективы дальнейшей работы

1. Продолжать работу в направлении развития познавательной активности детей посредством музейной педагогики.

2. Продолжать создавать проекты мини-музеев по другим темам.

3. Обобщить результаты проделанной работы, представить их на конференции и в публикациях.

Литература

1. Ванслова Е. Г. «Музейная педагогика в XXI веке», Мир Музея, 2005 г.

2. Добрынина Н. «Первый в жизни музей». Журнал «Дошкольное воспи-тание». №6. 2000 г.

3. Дусавицкий А. К. «Воспитывая интерес», М: Знание. 2004 г.

4. Пантелеева Л. В. «Музей и дети». М: Дом «Карапуз». 2000 г.

5. Рыжова Н. А., Данюкова А. И., Логинова Л. В. «Мини-музей в детском саду». М.: Линка-Пресс, 2008 г.

6. Свешникова Е. «Музей в детском саду: организация и планирование ра-боты». Научно-методический журнал «Детский сад от А до Я». №6, 2007 г

7. Столяров Б. А. Музейная педагогика. История, теория, практика-М.: Высшая школа. 2004 г.

8. Тихонова О. Г. «Дошкольнику о музейной культуре». (Текст)-М. 2006 г.

9. Чумалова Т. «Музейная педагогика для дошкольников». «Дошкольное воспитание». 2007 г. №10.

10. Юхневич М. Ю. «Я поведу тебя в музей». Учебное пособие по музейной педагогике. Рос. Ин-т культурологии. М.: Издательство РИК. 2001 г.

11. Интернет-ресурсы: http://www.maam.ru, https://infourok.ru/, http://ped-kopilka.ru, http://doshkolnik.ru.

Прикреплённые файлы:

muzeinaja-pedagogika-v-dou-91_1p2mn.pptx | 16650,46 Кб | Скачан: 218
 
Публикации по теме:

Мнемотехника как инновационная технология, применяемая в коррекционно-педагогической работе у детей с ТНР Учитель-логопед В современном мире активно происходят процессы модернизации образования. Современная дошкольная педагогика не может оставаться.

Консультация «Речедвигательная ритмика А. Я. Мухиной как инновационная логопедическая и здоровьесберегающая технология» Здоровьесберегающий аспект воспитательно – образовательного процесса считается одним из приоритетных в работе учителя-логопеда. Логопедия,.

Метод проектов как инновационная технология в ДОУМетод проектов как инновационная технология в ДОУ Годовые задачи: Метод проектов как иновационная техлогия в ДОУ Развитие социальной компетентности у детей Ранний возраст - важнейший этап.

Метод проектов как инновационная педагогическая технология в работе с детьми дошкольного возраста Метод проектов как инновационная педагогическая технология в работе с детьми дошкольного возраста Апраксина Олеся Валерьевна, Гусельникова.

Музейная педагогика как инновационная образовательная технология при организации патриотического воспитания Музейная педагогика как инновационная образовательная технология при организации патриотического воспитания детей с общим недоразвитием.

Музейная педагогика как средства воспитания, развития и обучения дошкольников. Организация мини-музеев в ДООМузейная педагогика как средства воспитания, развития и обучения дошкольников. Организация мини-музеев в ДОО Музейная педагогика, как средство воспитания, развития и обучения дошкольников (организация мини – музеев в ДОО) Воспитатель МАДОУ №26.

Музейная педагогика в ДОУ 1,2,3,4,5 слайды. Свою деятельность в детском саду по этнокультурному образованию и изучению регионального компонента мы строим в соответствии.

Обобщение педагогического опыта по теме: «Дидактическая игра как средство экологического воспитания дошкольников» Толстова Светлана Геннадьевна Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №25 станицы.

Презентация опыта работы «Метод проектов в ДОУ как инновационная педагогическая технология» Презентация экологического проекта «Природа родного края»» Актуальность проблемы: 2017 год объявлен президентом как год экологии. Экологическое.

Работа по региональному проекту «Всё про то, как мы живём» — Музейная педагогика в детском саду.Работа по региональному проекту «Всё про то, как мы живём» — Музейная педагогика в детском саду. Музейная педагогика в детском саду как средство формирования основ патриотизма и духовности личности дошкольника посредством ознакомления.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Наша армия
  • Наша армия
Автор публикации:
Обобщение опыта по теме «Музейная педагогика как инновационная педагогическая технология»
Опубликовано: 21 января 2018 в 22:28
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фото-отчет о встрече с поэтессой Л. П. Сухоставец
Фотоотчет о встрече с писательницей Л. П. Сухоставец. В нашем д/с есть добрая традиция – встречи с интересными людьми в стенах библиотеки им. А....
План-конспект урока математики в 1 классе «Числа от 1 до 10. Число 0. Нумерация»
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Числа 1, 2, 3, 4, 5. Цифра 5. 1. ФИО ( полностью) : Пименова Вера Александровна 2. Место работы: ГБОУ СОШ с. Мусорка ( Кирилловский...
Квест «От детской мечты — до будущей профессии» (подготовительная к школе группа)
Фотоотчет -Форум «Большая перемена» Образовательный квест «От детской мечты – до будущей профессии»подготовительная к школе группа «Капелька» город Тобольск...
Мастер-класс «Открытка маме» знакомство со скрапбукингом для старших дошкольников
Мастер класс предназначен для детей старшего дошкольного возраста. Такую открытку с удовольствием смастерили на 8 марта мои ребята из старшей группы....
Проект «Корзины Осени» для детей старшего дошкольного возраста
Хочу поделиться содержанием проекта "Осенние корзины". Ранее я публиковала сценарий праздника "Корзины Осени", как итог этого проекта. Так выглядит...