Светлана Зенихина
Обобщение опыта по теме «Музейная педагогика как инновационная педагогическая технология»
▼ Скачать + Заказать документы
Опыт работы по теме «Музейная педагогика как инновационная педагогическая технология»
1 СЛАЙД
Зенихина Светлана Владимировна, воспитатель Муниципального дошкольного образовательного автономного учреждения «Детский сад 91 «Росинка" комбинированного вида г. Орска. Стаж моей педагогической работы 11 лет.
2 слайд
Публикация «Обобщение опыта по теме „Музейная педагогика как инновационная педагогическая технология“» размещена в разделах
- Музейная педагогика в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2018
«Воспитатель - волшебник, который открывает детям дверь в мир взрослых. И от того, что знает и умеет воспитатель, зависит и то, чему и как он научит своих воспитанников». К. Гельвеций
3 слайд
Тема: «Музейная педагогика как инновационная педагогическая технология»
Представляю опыт своей работы по теме : «Музейная педагогика как инновационная педагогическая технология»
Для формирования личного вклада, как педагога, в развитие образования выполнила следующие условия:
4 СЛАЙД
1. Научно-исследовательские условия
а). Во-первых, были изучены нормативные документы https://muzeumhome.tosbs.ru; https://www.maam.ru/detskijsad/master-klas-kak-organizovat-muzei-detskom-sadu.html
б). Во-вторых, была изучена психо-педагогическая литература в разных источниках, знакомилась с трудами ученых, которые уделяли большое внимание музейной педагогике дошкольников https://elibrary.udsu.ru/xmlui/bitstream/handle/123456789/9940/2012566.pdf?sequence=1; https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2012/10/30/ispolzovanie-muzeynoy-pedagogiki-v-vospitanii-i-obuchenii-detey
в). В-третьих, были изучены основы компьютерных технологий и интернет- ресурсы.
5 СЛАЙД
2. Методические условия формирования личного вклада.
а) Изучила современные образовательные методики технологии https://charko.narod.ru/tekst/an4/1.html,https://doshkolnik.ru/pedagogika/13473.html
б) Были разработаны методические материалы – памятки по созданию мини – музеев в нашем ДОУ :
Мини – музей в ясельной группе «Русская беседка», мини-музей в подготовительной группе «Татарская беседка», мини-музей во второй младшей «Украинская беседка», мини – музей в средней и логопедической группах «Казахская беседка», мини – музей в подготовительной группе «Армянская беседка», мини – музей в старшей группе «Башкирская беседка», мини – музей в средней группе «Узбекская беседка».
в) Конспекты ООД
6 СЛАЙД
«Игры народов мира», «Быт и традиции казахского народа», «Башкирские блюда», «Украинский костюм», «Россия – Армения», «Знакомство детей с орнаментом и традициями татарского народа», «Путешествие в страну Узбекистан»
Сценарии праздника и развлечения: «Путешествие по странам мира»
7 СЛАЙД – фото сценариев
г) Занималась самообразованием по составленному плану;
8 СЛАЙД – фото плана
д) Разработала памятки для педагогов по планированию и организации паспорта мини – музея и план экскурсий по музеям для детей других групп и родителей;
9 СЛАЙД – фото памяток
е) Изучала и внедряла опыт коллег по музейной педагогике https://infourok.ru/obobschenie-opita-raboti-muzeynaya-pedagogika-v-obrazovatelnom-prostranstve-shkoli-1405804.html, https://ds3vla.edumsko.ru/uploads/1000/948/section/48736/3_PROEKT_na_sajt_razmestit_.pdf, https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2013/01/13/iz-opyta-raboty-muzeynaya-pedagogika-v-dou,
10 СЛАЙД – скрины
Третий вид условий организационно-педагогические.
11. СЛАЙД – скрины грамот и дипломов
Участвовала в конкурсах: международных «Мы патриоты России» - 1 место, «Край родной, навек любимый» - 1 место; городском смотр - конкурсе «Уголок России – Отчий дом» - сертификат участника.
Прошла всероссийскую блиц – олимпиаду «ФГОС дошкольного образования».
12. СЛАЙД – фото выступления
Представляла опыт работы на городской творческой площадке на базе МДОАУ № 11 по теме : «Художественная литература как культурный феномен, приобщения детей систематическому слушанию художественных произведений по средствам патриотического содержания»
Вебинары «Новые подходы к организации мини – музеев как средства реализации ФГОС ДО» Рыжковой Н. А.
13. СЛАЙД – фото выхода с детьми в музей
Освоение мира дошкольником осуществляется в процессе познавательного развития, основная цель которого-приобщение ребёнка к опыту, накопленному человечеством.
Задумавшись о том, как же поддержать интерес к неизведанному, пришла к выводу - на помощь может прийти музейная педагогика, так как музей удовлетворяет познавательные и образовательные потребности детей.
Часто ли наши дети бывают в музее? Мною был проведен опрос – анкетирование и выяснила, что большая часть воспитанников, ни разу не была в музее. Интерес к данному направлению возник в связи с заинтересованностью детей музейным делом во время посещения краеведческого музея г. Орска, куда мы совершили выход с детьми.
14. СЛАЙД
Актуальность использования экспонатов музейной педагогики в ДОУ заключается в том, что её средства позволяют эффективно реализовать ФГОС ДО в части формирования целевых ориентиров, способствует овладению основными культурными способами деятельности, проявление инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности.
В последнее десятилетия музейная педагогика приобретает большую популярность в системе дошкольного образования и воспитания-выходят книги, разрабатываются методические рекомендации (Рыжовой Н. А, Коваль М. Ю, Дубиной О. В и др.). Но методик по музейной педагогике недостаточно. Именно тогда возникла необходимость внедрения инновационной формы работы, такой, как музейная педагогика, для обеспечения повышения уровня развития познавательной активности у детей.
15. СЛАЙД
Поэтому была поставлена цель: развитие познавательной активности дошкольников средствами музейной педагогики.
Для достижения этой цели поставлены задачи:
Создать условия для развития познавательной активности детей через совместную познавательно – исследовательскую деятельность;
Расширять у дошкольников представления о музеях, многообразии и взаимосвязях предметного мира;
Обогащать речь, развивать активный словарь за счёт формирования у детей определённого объёма информации в музейном пространстве;
Формировать социальный опыт, навыки взаимодействия, представления о себе как активном члене коллектива через участие в жизни группы;
Обогащать развивающую предметно-пространственную среду ДОУ, привлекать детей к её созданию;
Активизировать участие родителей в развитии познавательной активности детей посредством музейной педагогики.
16 СЛАЙД – фото среды и совместной деятельности родителями
Для реализации поставленных задач были созданы условия:
Организация развивающей предметно – пространственной среды;
Организация совместной деятельности с детьми,
Взаимодействие с семьей, специалистами и социумом.
Работу по данной теме я начала со второй младшей группы.
17. Слайд
Всю работу разделила на этапы, как советует Н. А. Рыжова: подготовительный, практический, заключительный или обобщающий.
На подготовительном этапе изучила имеющуюся литературу, определила цели и задачи, выбор темы, определение путей создания системы мини-музеев, подготовка к участию в проекте детей и родителей. Было выбрано место для музея – сначала беседка на участке, затем групповая комната. На этом этапе определила возможные направления взаимодействия со специалистами: музыкальным руководителем, учителем-логопедом. С родителями провела ряд информационных мероприятий, где познакомила их с задачами музейной педагогики. Были определены пути взаимодействия.
Практический этап более трудоёмкий, но самый важный. Это создание мини-музея, оформление, изготовления оборудования, сбор экспонатов, оформление коллекций, изготовление игр и макетов.
В работе с дошкольниками использовала следующие формы, методы и приё мы:
18. СЛАЙД
• беседы с детьми;
• ООД по тематике музеев;
• опытно-исследовательская деятельность;
• чтение художественных произведений;
• экскурсии для детей и родителей;
• самостоятельное рассматривание экспонатов.
• игры (дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные)
• музицирование, прослушивание аудио–материалов, просмотр презентаций;
• выставки;
• мастер-классы по изготовлению экспонатов;
• спортивные досуги, праздничные развлечения.
Заключительный этап, обобщающий.
На этом этапе проводится торжественное официальное открытие мини-музея с приглашением родителей и детей других групп.
19. Слайд
В рамках летней образовательной деятельности на участках были созданы мобильные национальные музеи :
«Русская беседка», «Армянская беседка», «Татарская беседка», «Узбекская беседка», «Украинская беседка», «Башкирская беседка», «Казахская беседка». Все беседки оснащены атрибутами своей национальности: жильё, народные костюмы, флаги, альбомы, предметы быта.
По окончанию летнего оздоровительного периода музеи нашли своё продолжение в дошкольном учреждении, как мини – музеи и обогатили РППС своих групп: картотеками подвижных игр, сценариями занятий, дидактическими играми: «Национальная одежда», «Предметы быта», и т. д., костюмами в центрах театрализованной деятельности. Пополняется портфолио мини – музеев.
32 СЛАЙД – анкеты
Для родителей и педагогов проводилось анкетирование, создавались памятки и буклеты
Вашему вниманию предлагаю рассмотреть наполнение и назначение мини – музеев, так для детей средней группы представляется «Узбекская беседка».
33 СЛАЙД
Основное назначение: формирование у детей познавательного интереса к узбекскому народу, воспитание на основе чтения сказок этого народа, уважение к традициям узбекской культуры.
Были собраны экспонаты по экспозициям
- «Макет жилья»,
- «Национальная одежда»»,
- «Быт»
34 СЛАЙД
В ясельной группе был создан мини – музей «Русская беседка». Основная цель: развитие у детей познавательного интереса к русскому народу, знакомство со сказками русского народа.
35 СЛАЙД - фото
Мини-музей включает в себя экспонаты:
- «Макет русской избы»,
-«Сказки русского народа»,
-«Быт русского народа»
36 СЛАЙД - фото
В подготовительной группе был создан мини-музей «Татарская беседка». Основное назначение: обогащение познавательного процесса новыми формами в процессе ознакомления с татарским народом.
Музей представлен таким экспозициями:
- «Татарский народный костюм»;
-«Народное декоративно-прикладное искусство»;
-«Татарская национальная кухня»
37 СЛАЙД - фото
Во второй младшей группе был создан мини – музей «Украинская беседка». Основное назначение: познакомить детей с устройством украинской беседкии дать представление о быте украинского народа. Музей представлен такими экспозициями:
- «Макет украинского жилища»,
- «Быт украинского народа.
38 СЛАЙД - фото
В средней и логопедической старшей группах был создан мини – музей «Казахская беседка». Его цель: воспитывать чувство патриотизма, гордости и уважения к культурным ценностям казахского народа.
39 СЛАЙД - фото
Разделы экспозиции:
- Макет юрты. - Предметы быта. - Народные костюмы. -Посуда с росписью
- Музыкальные инструменты
40 СЛАЙД - фото
В подготовительной группе «Веснушки» был создан мини – музей «Армянская беседка».
Основное назначение: зажечь искорку любви и интереса к истории жизни армянского народа, культуре и традиции.
41 СЛАЙД - фото
В музее собраны следующие экспозиции:
- «Альбом национальной одежды»,
- «Геральдика Армении»,
- «Картотека подвижных игр»,
- «Музыкальные инструменты».
42 СЛАЙД - фото
В старшей группе был создан мини – музей «Башкирская беседка».
Основное назначение: познакомить с культурой и традициями башкирского народа.
43 СЛАЙД - фото
В музее собраны следующие экспозиции:
- «Макет жилища»,
- «Посуда и одежда башкирского народа»,
- «Картотека башкирских народных игр»,
- «Дидактические игры».
На этом работа не заканчивается, музеи пополняются экспонатами.
44 СЛАЙД - фото
Большая работа проводится с семьями воспитанников по данной теме :
- родительские собрания на темы: «Мини-музей, новая форма работы», «Роль группового мини-музея в развитии личности дошкольника», «Роль музея в познавательном развитии детей дошкольного возраста».
- анкетирование по данной теме;
- консультации;
- участие родителей в сборе экспонатов;
- проводились мастер-классы по изготовлению разных костюмов с целью обогащения театрализованных центров;
- принимали участие в конкурсах рисунков на данные темы;
Многие семьи путешествуют и привозят экспонаты, посещают с детьми музей.
Заинтересовать этой темой не только родители, но и бабушки и дедушки, родственники. В результате такой работы родители чувствуют причастность к мини-музею.
В результате проведенного мониторинга уровня познавательной активности дошкольников в начале и конце данной работы, прослеживается положительная динамика.
45 СЛАЙД – фото в графике
На начальном этапе высокий уровень познавательной активности составлял 32%, средний 46%, а низкий 22%. На конечном этапе моей работы высокий уровень познавательной активности у детей составил 65%, средний 27%, низкий 8%.
Посредством общения с мини-музеями увеличилось количество детей с проявляющейся потребностью узнавать новое, дети стремятся проникнуть в суть вещей, узнать причинно-следственные связи, проявляют интерес, любознательность, у них развито воображение и творческая активность, умение работать с информацией, структурировать полученные знания.
Детям очень понравилось знакомство с музеями, потому что в настоящих музеях трогать ничего нельзя, а в наших не только можно, но и нужно! Его можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать, что дети и делают с огромным удовольствием.
Именно поэтому мини-музей становится частью научно обоснованной системы взаимодействия «детский сад-музей-школа», так как мини-музей рассматривается как один из компонентов подготовки ребёнка к обучению в школы.
Наряду с положительными результатами работы ещё остаются проблемы, которые необходимо решать и в дальнейшем.
Остается проблема недооценки роли музейной педагогики родителями дошкольников.
46 СЛАЙД
Перспективы дальнейшей работы
1. Продолжать работу в направлении развития познавательной активности детей посредством музейной педагогики.
2. Продолжать создавать проекты мини-музеев по другим темам.
3. Обобщить результаты проделанной работы, представить их на конференции и в публикациях.
Литература
1. Ванслова Е. Г. «Музейная педагогика в XXI веке», Мир Музея, 2005 г.
2. Добрынина Н. «Первый в жизни музей». Журнал «Дошкольное воспи-тание». №6. 2000 г.
3. Дусавицкий А. К. «Воспитывая интерес», М: Знание. 2004 г.
4. Пантелеева Л. В. «Музей и дети». М: Дом «Карапуз». 2000 г.
5. Рыжова Н. А., Данюкова А. И., Логинова Л. В. «Мини-музей в детском саду». М. : Линка-Пресс, 2008 г.
6. Свешникова Е. «Музей в детском саду : организация и планирование ра-боты». Научно-методический журнал «Детский сад от А до Я». №6, 2007 г
7. Столяров Б. А. Музейная педагогика. История, теория, практика-М. : Высшая школа. 2004 г.
8. Тихонова О. Г. «Дошкольнику о музейной культуре». (Текст)-М. 2006 г.
9. Чумалова Т. «Музейная педагогика для дошкольников». «Дошкольное воспитание». 2007 г. №10.
10. Юхневич М. Ю. «Я поведу тебя в музей». Учебное пособие по музейной педагогике. Рос. Ин-т культурологии. М. : Издательство РИК. 2001 г.
11. Интернет-ресурсы: https://www.maam.ru, https://infourok.ru/, https://ped-kopilka.ru, https://doshkolnik.ru.