Получи документы

Консультация «Образовательное событие как инновационная технология работы с детьми»

Татьяна Загорулько
Консультация «Образовательное событие как инновационная технология работы с детьми»
▼ Скачать + Заказать документы

Введение в действие новых образовательных стандартов (ФГОС) в дошкольном образовании поставило перед педагогами множество вопросов, связанных с пересмотром многих сторон жизни детского сада – от среды до образовательного процесса. И связано это вовсе не с тем, что современные дети развиваются не так, как дети предыдущих поколений, и им нужны совершенно особые, уникальные условия. Напротив, ФГОС признан закрепить за ребенком право не торопиться, обжиться в своем возрасте, освоить все его ресурсы, которые свойственны его возрасту. Введение ФГОС положило начало многим существенным изменениям.

Публикация «Консультация „Образовательное событие как инновационная технология работы с детьми“» размещена в разделах

Одним из развивающих и в то же время очень естественных для дошкольников форматов организации жизни в группе может стать образовательное событие. Для чего оно нужно? Что в нем нового, особенного? Так ли сильно оно отличается от уже имеющихся? Что означает термин «образовательное событие» в контексте образовательной деятельности в детском саду?

ХАРАКТЕРИСТИКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СОБЫТИЯ

Жизнь малыша наполнена самыми разными событиями. Например, событием для него может стать короткое, но яркое происшествие, какое-то явление, оставившее след в душе (на утреннике у бабушки Маланьи в корзинке оказалась настоящая курочка).

Это такой факт, который может запомниться на всю жизнь и всегда будет вызывать яркие воспоминания, это настоящее событие.

В контексте образовательной деятельности в детском саду образовательное событие - это особая ситуация, которая организуется педагогом в образовательных целях. За кажущимся на первый взгляд исключительно игровым сюжетом стоит продуманная и кропотливая работа взрослого, направленная на появление у ребенка как необходимых для жизни универсальных качеств (коммуникативные и познавательные способности, саморегуляция, так и более конкретных, предметных результатов, без которых ближайшее будущее (обучение в школе) может существенно осложниться.

Да, настоящая живая курочка - это, безусловно, событие. И такими событиями - яркими и впечатляющими, но краткосрочными - тоже должна быть наполнена жизнь ребенка в детском саду. Однако настоящее образовательное событие долгосрочно, это достаточно длительный отрезок времени, когда все дети вовлечены в единую, общую для всей группы историю, т. е. каждый может найти себе занятие, которое будет интересно, актуально и значимо для его развития.

ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СОБЫТИЯ

1. Образовательное событие - часть полноценного образовательного процесса, в него закладываются ситуации, при разрешении которых дети приобретают новые знания, умения, формируют представления.

2. Образовательное событие - развернутая история, подчиненная единой теме, интересной и доступной для дошкольников. Лучше всего, если в названии темы будет либо вопрос, на который ответят дети («Как я устроен», «Как помочь.», либо то основное действие, на которое ориентируется вся событийная деятельность («Помогаем.»).

3. Образовательное событие подчиняется законам драматургии, в ней есть завязка, развитие сюжета, кульминация и развязка. Однако, в отличие от театрализованной или сюжетной игры, ребенок получает возможность выстроить реальную картину мира, наделить ее смыслом. Таким образом, история, в которую погружается ребенок, становится наиболее органичной формой познания для этого возраста.

4. Образовательное событие - история, происходящая в течение длительного периода. У детей должно быть достаточно времени для вхождения в образовательное событие, обсуждения, планирования, подготовки, для неожиданных поворотов и выхода из них. Образовательное событие не завершается развязкой. Оно продолжает существовать в виде воспоминаний, обращений к детской «документации», рефлексии.

5. Образовательное событие требует от воспитателя особого внимания к эмоциям детей. Основным критерием успешности образовательного события является не выполнение всех задуманных мероприятий, а эмоциональный настрой детей, их вовлеченность. Если деятельность не вызывает эмоционального отклика, эффективность события как образовательной единицы значительно снижается.

СТРУКТУРА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СОБЫТИЯ

1. Эмоциональный взрыв - получение известия, принятие решения.

2. Ожидание самого события, подготовка к нему - в это время человек предпринимает конкретные действия. Грядущее событие подогревает интерес, держит в состоянии возбуждения, иногда меняет режим, образ жизни.

3. Наступление ожидаемого события - еще один эмоциональный взрыв.

4. Жизнь после события - жизнь, которую это событие, возможно, круто изменило. В физике и в некоторых разделах философии «событие» трактуется как «то, что происходит в некоторый момент времени и рассматривается как изменение состояния мира».

Однако событие может и не изменять нашу жизнь, в нем может быть пропущен первый этап, а сам процесс ожидания и подготовки может стать не менее значимым, чем само событие. Так, например, люди ждут Новый год, день рождения, отпуск. Эти события не являются неожиданностью, тем не менее по мере их приближения людей охватывает волнение, возбуждение: покупка - подарков, украшений, новых саженцев, купальника; планирование - куда бы съездить, кого пригласить, как украсить дом, как разбить грядки и т. д.

Не менее важны для ребенка «следы» ушедшего события, позволяющие ему еще раз вернуться к своим переживаниям: осыпавшаяся еловая веточка., Подводя некоторый итог «взрослого» понимания сути события, мы можем сказать, что вне зависимости от продолжительности и способа возникновения событие - это нечто значимое и оставляющее след в душе.

СОБЫТИЕ КАК СО-БЫТИЕ

С позиции простого житейского восприятия, термин «бытие» предполагает не очень спешное, размеренное, но в то же время значимое, сущностное течение жизни. Со-бытие - наполняет термин особым объединяющим всех участников бытия смыслом. Со-бытие в детском саду - это не просто деятельность, подчиненная одной теме, в которую вовлечены и взрослые, и дети. Со-бытие - это небольшой отрезок жизни, наполненный какими-то особыми, специфичными для этого периода смыслом и атмосферой.

Например, вот семья художников. С одной стороны, это обычная семья, живущая обычными бытовыми проблемами: они ходят за продуктами, готовят еду, стирают и гладят одежду, делают с детьми уроки. Тем не менее, перешагнув порог их дома, сразу можно понять, в чем его особенность, и не только по специфическим материалам, которыми наполнен дом. Сама атмосфера может много рассказать о жизни семьи - о чем здесь говорят, спорят, какие бывают гости, какие книги читают и т. д.

То же можно сказать и об образовательном событии. Оно не доминирует, не подчиняет себе всю деятельность детей. Результатом образовательного события не станут стройные ряды одинаковых поделок и рисунков на стенах. О том, что занимает, увлекает хозяев группы, расскажет сама атмосфера. Событие можно «прочитать» в среде. И это необязательно объявление на дверях группы: «С 1 по 20 марта в нашей группе проходит образовательное событие «Встреча перелетных птиц»».

О том, что происходит образовательное событие, в которое дети действительно включены, расскажут скорее те продукты детской деятельности, которые присутствуют в группе либо в единичном экземпляре, либо в небольшом количестве.

Представьте себе, что вы зашли в группу детского сада и огляделись. На стене висит листок, на нем от руки, печатными буквами расписан «Устав моряка». В углу стоит корабль, склеенный из упаковочного картона: раскрашен не идеально, зато сразу видно - детской рукой. В игровом уголке - раскрашенные бумажные цилиндры. Может быть, это подзорные трубы? На полках стоят книги по морской тематике, рядом расположена таблица вязания морских узлов, обрывок бумажного листка, на котором детской рукой выписаны морские профессии (кок, боцман, капитан). Так постепенно перед нами открывается картина жизни группы.

При грамотном руководстве педагога тема захватывает детей, проникая в разные виды деятельности. В игре возникают ситуации, требующие определенных умений: разработать правила, склеить подзорную трубу, выяснить должностные обязанности членов команды, нарисовать карту с маршрутом похода. Возможно, придется решать вопрос с питанием команды, и тогда нужно организовать вылов рыбы. Кроме того, в пути возникают экстремальные ситуации. Это случится естественно, в игре или будет спровоцировано воспитателем и потребует разрешения через знакомые виды деятельности: рисование, конструирование, моделирование. Таким образом, дети и взрослые сосуществуют в едином деятельностном пространстве - в событии.

Такую атмосферу невозможно навязать насильно, она рождается там, где есть искренний интерес, то, что Л. С. Выготский называл аффектом.

ЭФФЕКТ АФФЕКТА

В основе любого образовательного события лежит очень сильная эмоция, или аффект. Эмоциональная сторона жизни ребенка несомненно, очень важна. Однако, когда мы говорим о значении эмоций в жизни ребенка-дошкольника, мы имеем в виду вовсе не одну только радость на его лице и не те приятные воспоминания, к которым он, возможно, будет возвращаться во взрослом возрасте.

Эту особенность дошкольника никак нельзя игнорировать, и именно она должна лежать в основе любой предлагаемой малышу (прямо или косвенно) деятельности. Деятельность, на которую ребенок не отозвался эмоционально, неэффективна.

Воспитателям хорошо знакома эта особенность дошкольников. Поэтому часто даже традиционные занятия начинаются с ситуации, призванной захватить внимание детей («Сегодня я шла на работу и вдруг заметила, «Кто это там стучит в нашу дверь? Пойду посмотрю. Ой, да тут посылка/письмо.», «Ребята, к нам в гости пришел Зайчик. У него возникла трудность, и он просит нас помочь.»).

Все эти варианты, несомненно, больше привлекают внимание детей, нежели: «Садитесь на свои места. Сейчас у нас будет очень интересное занятие.». Однако яркое начало не является залогом заинтересованности детей в течение всей деятельности. Эмоциональный отзыв - это не просто радостные восклицания и горящие глаза. Он определяется степенью их вовлеченности в деятельность на протяжении образовательного события.

А это последнее зависит от мастерства педагога и от того смысла, который дети смогут найти в деятельности и который зачастую не соответствует тому пониманию, который вкладывает в это понятие взрослый.

Чтобы интерес к деятельности внутри образовательного события не угасал, дети должны понимать не только что они делают, но и зачем, с какой целью. И детям должно быть очень важно то, чем они занимаются.

Для малышей таким смыслом может стать помощь игровому персонажу. Они охотно включаются в игровую, нереальную ситуацию. Они готовы лепить из пластилина грибочки, чтобы помочь сделать белочке запасы на зиму. Они уверены в том, что нарисованные пальчиком ягодки рябины помогут снегирям пережить суровую зиму, и с радостью откликаются на любую самую фантастическую ситуацию, в которой присутствует герой, попавший в затруднение.

При этом в младшей группе образовательное событие имеет одну принципиально важную особенность. Детям этого возраста очень сложно удерживать несколько задач одновременно. Они или играют, или познают (если речь идет о предметных результатах). Возможность совмещения - это иллюзия. Дети либо выходят из образа, теряют интерес к игре и начинают выполнять поставленную задачу, либо - и это более естественно для малышей - не выходят из образа и игнорируют предметную задачу. Именно из-за этой особенности большая часть образовательных событий в младшей группе должна быть нацелена на игру, на создание образов.

Старшие дети уже более критично относятся к «понарошковым» проблемам того или иного персонажа. Они с готовностью принимают правила игры и включаются в нее. Вот только готовность старших детей играть не исключает скептического отношения к предлагаемым заданиям. Вряд ли они поверят в то, что в их наклеенных скворечниках будут жить птицы. Поэтому смысл задания будет скорее всего в том, чтобы сделать «правильно», так, чтобы похвалил воспитатель. Но будет ли при этом интерес развивающим?

Задание станет по-настоящему интересным и осмысленным в том случае, если дети при его выполнении столкнутся с трудностью. Например, чтобы помочь герою, старшие дети будут вынуждены узнать что-то новое, а затем передать свое новое знание герою, используя объяснительную форму речи, которая требует от ребенка умения устанавливать причинно- следственные связи и отражать их в своей речи.

Смыслом деятельности детей старшего возраста может стать и участие в социально значимых акциях, которое помогает детям чувствовать свою причастность к очень важной, взрослой жизни, или практическая необходимость, т. е. то, что нужно непосредственно самим детям.

Итак, чтобы развивать универсальные умения в рамках ОС, достаточно вписать в него различные дидактические игры и упражнения, формирующие эти умения. ОС предполагает множество ситуаций, при которых возникает необходимость обсуждения в кругу (коммуникативные умения). В процессе игры дети должны будут действовать в соответствии с образом (регуляторные умения). В процессе игры обязательно появятся задачи на воображение (когнитивные умения).

Заключение.

Переход на событийный формат образовательной деятельности в детском саду дарит новые возможности всем участникам образовательного процесса. Для взрослого это возможность увидеть ребенка в новом свете, услышать его. Для ребенка – возможность заявить о том, что у него есть свои способы мыслить, творить, действовать. Организация жизни в детском саду в событийной форме – это есть возможность для ребенка естественным образом использовать весь ресурс, который предоставляет дошкольный период.

P.S. Чем же образовательное событие» отличается от «мероприятия»?

Под мероприятие понимается «условное обобщенное название всякого более или менее организованного взаимодействия детей и педагогов, имеющего цель, содержание и соответствующую ему методику осуществления». Родители же были благодарными зрителями. Встал вопрос, каким образом сделать родителей активными участниками образовательных отношений. И тут на помощь приходит идея событийного подхода, заимствованная из педагогической системы Макаренко, который отмечал, что большое значение в жизни человека имеют яркие и волнующие события, вызывающие позитивный эмоциональный отклик.

В чем же состоит сущность понятия «образовательное событие»?

Сущность образовательного события заключается в том, что организуются специальные условия для создания «продукта совместной деятельности», в ходе которого дети совместно с родителями проживают значимое событие, получают опыт, знания, проявляют инициативу, самостоятельность, радуются своим успехам и удачам других. Любой из участников ОС- это действительно участник, а не зритель: у каждого свои мысли, своя деятельность, свои переживания.

Образовательное событие «День рождения Снеговика»

Пример образовательного события – это событие, возникшее по инициативе детей. «Поймать» детский интерес – большая удача для педагога. Однако организация такого вида событий нередко вызывает затруднения у воспитателей.

Во-первых, нужно быть очень внимательным к детским вопросам, разговорам, увлечениям. Не все, о чем разговаривают дети, демонстрирует их интерес. Ребенок может с радостью рассказать воспитателю о том, что ему подарили книгу про лошадей или что он был в планетарии, но это еще не означает, что его заинтересовали лошади и звезды. Возможно, это был просто способ привлечь внимание воспитателя, желание с ним пообщаться.

Во-вторых, педагог должен суметь превратить интерес одного ребенка или группы детей в общий.

В-третьих, ему необходим навык достаточно быстрого разворачивания образовательного события.

В-четвертых, педагогу надо уметь предвидеть, какие виды деятельности могут быть потенциально интересны детям.

Тема эта должна возникнуть спонтанно, по инициативе детей. Однажды, во время проведения «Дня снежков», на прогулке поставили три снежка друг на друга и кто-то воскликнет: «Снеговик родился!». Все дети подбегут, порадоваться за друга. И педагог может услышать от ребят: «А есть ли день рождения у снеговика? И если есть, то когда он его празднует?».

Поскольку никто ответа на эти вопросы не знает, будет принято решение дома узнать об этом подробнее.

Так педагог, подхватив детский интерес, сможет начать череду увлекательных образовательных ситуаций.

На следующий день, на утреннем круге, дети подеятся информацией: день рождения Снеговика 18 января!

Ребята зададутся вопросом: как же отметить день рождения Снеговика, какие приготовить сюрпризы тому, кого мы еще ни разу не поздравляли?

Нужно организовать настоящий мозговой штурм! Заранее оговорить все правила проведения мозгового штурма: никого не перебивать, ничего не отвергать, не критиковать, можно доброжелательно обсуждать, уточнять, чтобы принять общее решение.

Так, при обсуждении может возникнуть несколько предложений по празднованию дня рождения Снеговика.

Идеи мозгового штурма записывать и размещать на доске, не мелом, а на листочках, чтобы в будущем не стерлось и можно было всегда к ним обратиться.

Кто-то предложит создать «Музей Снеговиков» и расскажет историю о нем. Кто-то захочет, чтобы дети сделали подарки для Снеговика. Какой же праздник без подарков? Тут же дети будут предлагаться различные идеи подарка: варежки, шарфик, морковка, шапочка. Дети проголосовали за варежки. Значит, будем мастерить подарок – варежки! Дети предложат сделать выставку Снеговиков. Идея всем понравится. Кто-то предложит слепить на улице Снеговика. Конечно, какой же праздник без именинника! Дети захотят пригласить Снеговика к себе в группу. Они задумаются. Снеговик же растает. И снова можно провести эксперимент по созданию условий в группе для Снеговика. Идеи всем понравились. Осталось их только реализовать!

В течение недели каждый день на утреннем и вечернем кругах обсуждать, что уже сделано, успеем ли мы до 18 января подготовиться к празднику.

На одном из этапов подготовки к празднику реализуется чья-то идея. Дети вырежут варежки, придумают различные узоры, украсят варежки декоративными элементами.

К созданию выставки снеговиков ребята привлекут родителей: используют различные материалы, с фантазией украсят.

А в детском саду дети могут самостоятельно строить своих снеговиков из конструктора Лего.

Кого-то назначить ответственным в за порядком выставки, поправлять поделки Снеговиков.

На участке дети могут вылепили друга для Снеговика. Имя ему придумают! Равнодушных детей не будет совсем!

Вылепить и обязательный атрибут дня рождения – огромный торт!

Но можно ли Снеговика пригласить в гости? Этим вопросом предложить кому-то занятся. Вместе с другими детьми сделать три холодильника: из пластилина, конструктора, картона. В ходе эксперимента выяснится, что пригласить Снеговика в группу не получится, зато открыли удивительный факт: пластилин впитывает воду! Вот это да!

И вот наконец настал тот день, к которому все готовились. Утром 18 января дети только и будут говорить о Снеговике. Вдруг на занятии по физической культуре неожиданно откроется дверь и войдет Снеговик. Дети будут в восторге от встречи! С удовольствием поиграют со Снеговиком в игры, споют ему каравай, подарят варежки. Для ребят и Снеговика день рождения станет настоящим удивительным радостным событием!

В результате все дети и взрослые зарядятся позитивной энергией и хорошим настроением. После такого веселого события ребята выскажут свои впечатления. На вопрос, что лучше: когда взрослые придумывают задания или их придумывают сами дети, ребята однозначно ответят: «Мы!». В этот момент происходит понимание того, что не нужно бояться отдавать инициативу детям, потому что они зачастую предлагают интересные и неординарные решения.

Публикации по теме:

Час двигательного творчества как инновационная форма проведения физкультурно-оздоровительной работы с детьмиЧас двигательного творчества как инновационная форма проведения физкультурно-оздоровительной работы с детьми «Подари ребенку крылья, и он научит тебя летать». Этот девиз стал для меня «путеводной звездой» в педагогической деятельности. Современное.

«Лэпбук как инновационная технология дошкольного обучения». Консультация-практикум для педагогов дошкольной организации«Лэпбук как инновационная технология дошкольного обучения». Консультация-практикум для педагогов дошкольной организации Лэпбук — это самодельная интерактивная папка. В ней собирается материал по какой-то определенной теме. Основа лэпбука создается, дополняется.

Арт-дизайн как инновационная технология всестороннего развития детей с ограниченными возможностями здоровьяАрт-дизайн как инновационная технология всестороннего развития детей с ограниченными возможностями здоровья Арт-дизайн как инновационная, педагогическая арт-технология, которая еще не приобрела в России широко признания и распространения. Внедрение.

Цветотерапия, как инновационная здоровьесберегающая технология для оздоровления и всестороннего развития детей дошкольниковЦветотерапия, как инновационная здоровьесберегающая технология для оздоровления и всестороннего развития детей дошкольников Цветотерапия, как инновационная здоровьесберегающая технология для оздоровления и всестороннего развития детей дошкольников. Предлагаю вашему.

Дидактический синквейн как инновационная технология, применяемая в коррекционно-педагогической работе у детей с ОВЗДидактический синквейн как инновационная технология, применяемая в коррекционно-педагогической работе у детей с ОВЗ Семинар- практикум для педагогов ДОУ. Кто ясно мыслит — тот ясно излагает.   Античная поговорка В современноммире активно происходят процессы.

Консультация для педагогов «Игровая инновационная технология «Лэпбук»Консультация для педагогов «Игровая инновационная технология «Лэпбук» Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) ориентирует нас, педагогов, на создание благоприятных условий для.

Лэпбук «Развиваем речь дома» как инновационная форма работы педагога с родителями и родителей со своими детьми домаЛэпбук «Развиваем речь дома» как инновационная форма работы педагога с родителями и родителей со своими детьми дома Уважаемые коллеги! Одной из активных форм работы с родителями, позволяющих вовлечь семью в процесс обучения, развития и познания собственного.

Образовательное событие в первой младшей группе «Путешествие с Колобком»Образовательное событие в первой младшей группе «Путешествие с Колобком» Цель: закрепить знания детей о русской народной сказке и создать радостное эмоциональное настроение при общении со взрослым и сверстниками.

Тико-конструктор как эффективная инновационная технология работы с детьми дошкольного возрастаТико-конструктор как эффективная инновационная технология работы с детьми дошкольного возраста Работая в детском саду, мы постоянно применяем инновационные игровые технологии. С ТИКО – конструктором «Фантазёр», наши дети познакомились.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Образовательное событие как инновационная технология работы с детьми»
Опубликовано: 20 февраля 2024 в 06:39
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Образовательное событие как инновационная технология работы с детьми»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Загорулько (УИ 2208641) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД