Папки-передвижки

Особенности детско-родительских отношений в дошкольном возрасте

Елена Самойлова
Особенности детско-родительских отношений в дошкольном возрасте

Особенности детско-родительских отношений в дошкольном возрасте

Добрый день! Меня зовут Самойлова Елена Викторовна.

Хочу поделиться опытом работы на тему «Особенности детско-родительских отношений в дошкольном возрасте».

Актуальность исследования обусловливается недостаточностью внимания к решению проблем психологической диагностики и коррекции, возникших в результате нарушенных отношений в семье.

Перед собой поставила цель в изучении детско-родительских отношений в дошкольном возрасте.

Задачи исследования:

Публикация «Особенности детско-родительских отношений в дошкольном возрасте» размещена в разделах

1. Определить факторы, влияющие на детско-родительские отношения в дошкольном возрасте;

2. Выявить методы детско-родительских отношений в дошкольном возрасте;

3. Провести исследование с целью выявления особенностей детско-родительских отношений дошкольников.

На первом этапе осуществлялся анализ психолого-педагогической литературы по особенностям детско-родительских отношений дошкольного возраста

На втором этапе проведение исследования с целью выявления особенностей детско-родительских отношений, используя методы исследования по данной теме.

На третьем этапе исследования обрабатывались и обобщались полученные результаты; уточнялись выводы; проводилось оформление результатов исследования.

1 слайд

Под родительским отношением понимается «система, или совокупность, родительского, эмоционального отношения к ребенку, восприятие ребенка родителем и способов поведения с ним».

2 слайд

Целью исследования - изучить особенности детско-родительских отношений

3 слайд

Задачи исследования:

1. Определить факторы, влияющие на детско-родительские отношения в дошкольном возрасте;

2. Выявить методы детско-родительских отношений в дошкольном возрасте;

3. Провести исследование с целью выявления особенностей детско-родительских отношений дошкольников.

4 слайд

В данном исследовании использовала такие методы, как:

1. теоретический анализ литературы по детско-родительским отношениям

2. Беседу с детьми «Я и моя семья»

3. Проективные методики, такие как рисунок человека, рисунок семьи

4. Тест-опросник с родителями по детско-родительским отношениям.

5. Обработка результатов исследования.

Рассмотрев теоретические основы детско-родительских отношений можно сделать выводы о том, что:

1. Детско-родительские отношения — это активное взаимодействие родителя и ребенка, которое имеет ряд характеристик:

-относительная непрерывность и длительность во времени;

-эмоциональная значимость для ребенка и родителей; амбивалентность в отношениях;

-изменяемость отношений в зависимости от возраста ребенка;

-потребность родителей в заботе о ребенке;

-принятие родителями на себя ответственности за ребёнка;

2. Детско-родительские отношения зависят от родительской позиции, которая определяет тактику поведения родителей во взаимодействии с ребенком, т. е. реализуется посредством выбранного стиля воспитания.

Оптимальная родительская позиция отвечает следующим характеристикам: адекватностью, динамичностью, прогностичностью;

3. Выделяют восемь типов родительской любви на сочетание трех спектров отношений :

-действенная любовь (симпатия, уважение, близость);

-отстраненная любовь (симпатия, уважение, но большая дистанция с ребенком);

-действенная жалость (симпатия, близость, но отсутствие уважения);

-любовь по типу снисходительного отстранения: (симпатия, неуважение, сильная межличностная дистанция);

-отвержение (антипатия, неуважение, большая межличностная дистанция);

-презрение (антипатия, неуважение, малая межличностная дистанция);

-преследование (антипатия, уважение, близость);

-отказ (антипатия, уважение и большая межличностная дистанция).

5 слайд

В исследовании приняли участие дети средней группы и их родители в количестве 28 человек (16 детей и 12 взрослых).

6 слайд

В ходе исследования использовала Метод диагностики по программе Детство, целью которого является выявление представлений о семье. Индивидуально каждому ребенку задавала такие вопросы, как

7 слайд

Вопросы на слайде

Например, рассказы детей:

Меня зовут Денис. Я люблю свою маму. Люблю маму рисовать. Родители нам нужны. Родители, чтобы их уважать, чтобы их любить. Они следят за детьми. Они очень заботливые. Мама любит детей, а вот папа занят работой. А если не было бы родителей мы бы умерли бы. Вместе мы играем, занимаемся. Всей семьей ездим, гуляем ещё. Семьей отдыхаем хорошо. Дома мама готовит суп для папы и для меня. Она очень меня любит, очень при очень. Папа смотрит телевизор, помогает маме, только сейчас он на рыбалке. Родители радуются что я рисую, смотрю мультики, отдыхаю. Моим родителям не хватает заботы. Я хочу чтоб у меня была такая семья.

Денис, 5 лет 3 мес.

Меня зовут Арина. Я люблю делать дома вот что: рисовать, играть с папой, ещё люблю играть в кубики разные, игрушки. Люблю танцевать. Родители нужны чтобы не потеряться. А то потеряешь где дом. А если ключи потеряешь не откроешь дом. Вот для чего! Всей семьей, ну у меня есть сестра Полина и папа с нами играет. Папа занимается со мной в балерину. Всей семьей на юг уезжаем, там купаемся, отдыхаем. Берем вещи и ещё еду – самое главное. А то захочешь пить, а питья то нету. Дома чаще всего мама пишет, говорит с папой. Папа со мной играет, любит так же танцевать как я. Родители мои радуются подаркам, то что я хорошо себя веду. Я хотела чтобы у меня была такая же семья как у меня.

Арина, 4 года 6 мес.

8 слайд

Тест-опросник родительских отношений Варга А. Я., Столина В. В.

Данная методика ориентирована на изучение особенностей родительской позиции – матери или отца – по отношению к конкретному ребенку.

Родительские отношения понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков.

Испытуемым (родителям детей средней группы дошкольного возраста) индивидуально предлагала ответить на тест – опросник, который содержит 61 утверждение, дается инструкция.

По данным критериям интерпретируются результаты теста-опросника, используя ключ в интерпретации по данной методике. По 5 шкалам обрабатываются результаты теста-опросника.

Критерии родительских отношений :

Принятие – отвержение». Принятие: родитель уважает индивидуальность ребёнка, симпатизирует ему. Отвержение: родитель воспринимает своего ребёнка плохим, неприспособленным, неудачливым, по большей части испытывает к ребенку злость, досаду, раздражение, обиду. Он не доверяет ребенку, не уважает его.

«Кооперация» – родитель заинтересован в делах и планах ребёнка, старается во всем помочь ему. Высоко оценивает его интеллектуальные и творческие способности, испытывает чувство гордости за него.

«Симбиоз» – родитель не предоставляет ребенку самостоятельности, постоянно ощущает тревогу за него, как маленького и беззащитного.

«Авторитарная гиперсоциализация» – родитель требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. Он старается во всем навязать ему свою волю, за проявление своеволия ребенка сурово наказывают. Родитель пристально следит за социальным поведением ребенка и требует социального успеха.

«Маленький неудачник» – в родительском отношении имеется стремление инфантилизировать ребёнка, приписать ему личную и социальную несостоятельность. Ребёнок представляется неприспособленным, неуспешным, открытым для дурных влияний. Взрослый старается оградить ребёнка от трудностей жизни и строго контролировать его действия.

9 слайд

Методика проведения рисуночного теста человека:

Проводится индивидуально или в малой группе

(2–3 человека, т. к. необходимо фиксировать комментарии испытуемого, а по завершению задания уточнить: возраст, пол (если это не ясно из рисунка, черты характера, род занятий, что любит, и что не любит, о чём мечтает, что ожидает его в будущем и т. п.

2. Возраст – начиная с 4-х лет.

3. С помощью чего – простой или цветные карандаши (по выбору).

4. Лист бумаги (формат А4) кладут перед испытуемым вертикально.

10 слайд

Методика проведения теста - рисунок семьи

1. Проводится индивидуально или в малой группе (2 – 3 человека, т. к. необходимо наблюдать за последовательностью рисования членов семьи и фиксировать комментарии испытуемого, а по завершению задания уточнить – кто изображён, чем занимается.

2. Для более достоверного исследования необходимо выполнить 2 или 3 рисунка семьи:

- рисунок семьи;

- рисунок семьи животных ( Инструкция: «Нарисуйте семью, состоящую из животных, так, чтобы все члены семьи были разными животными»);

- динамический рисунок семьи (чтобы каждый что-то делал).

3. Возраст – начиная с 4-х лет.

4. С помощью чего – простой или цветные карандаши (по выбору).

5. Лист бумаги (формат А4) кладут перед испытуемым горизонтально.

Анализ результатов.

1. Состав семьи – реальный или нет (уточняется с помощью уточняющих вопросов в процессе рисования или после того).

2. Взаимное расположение.

3. Особенности изображения.

4. Деятельность членов семьи (чаще всего – в динамическом рисунке семьи, но возможно и по другим).

5. Выбор животного, в виде которого изображён член семьи (по рисунку семьи животных).

11 слайд

Анализ результатов комплексного исследования в рамках эксперимента позволяет сделать следующие выводы.

Проведенное исследование позволило выявить проблемы в детско-родительских отношениях дошкольного возраста. На основе результатов исследования было установлено, что не во всех семьях гармонично развиты детско-родительские отношения, поэтому родители не могут активно и позитивно влиять на личностное и социальное развитие детей дошкольного возраста.

Результаты проведённого исследования позволили сделать вывод о том, что к особенностям детско-родительских отношений в дошкольном возрасте можно отнести :

1) недостаточное общение в семье;

2) отсутствие эмоциональной теплоты;

3) неприятие ребенка родителями или семьёй;

4) восприятие ребенка своей семьи как недостаточной (ущербной);

5) неприятие ребенка родителями как личность.

12 слайд

1. Для того, чтобы детско-родительские отношения были гармоничны необходимо реализовывать программы социально- педагогической поддержки, сопровождения, коррекции, направленные на работу со всеми субъектами образовательного процесса, и в первую очередь, с родителями.

2. Осуществлять психолого-педагогическое обучение родителей – просвещение родителей.

3. Так же использовать в работе с родителями интерактивные методы, такие как деловые игры, целью которых является переориентация мышления родителей по отношению к ребенку.

Необходимо чтобы родители научились воспринимать своего ребенка как личность, стимулировать положительные качества в ребенке и терпимое отношение к негативным проявлениям детей.

Публикации по теме:

«Взаимодействие воспитателя и родителей в системе предшкольного образования, ориентированное на преодоление тревожности» Актуальность разработки проекта по взаимодействию воспитателя и родителей в системе предшкольного образования, ориентированного на преодоление.

Я и семья. Гармонизация детско-родительских отношений средствами физической культуры РАБОТА С СЕМЬЕЙ: «Я в семье»- гармонизация детско-родительских отношений средствами физической культуры. Педагогические условия гармонизации.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности детско-родительских отношений в дошкольном возрасте
Опубликовано: 25 ноября 2014 в 20:23
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД