Елена Самойлова
Особенности детско-родительских отношений в дошкольном возрасте
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности детско-родительских отношений в дошкольном возрасте
Добрый день! Меня зовут Самойлова Елена Викторовна.
Хочу поделиться опытом работы на тему «Особенности детско-родительских отношений в дошкольном возрасте».
Актуальность исследования обусловливается недостаточностью внимания к решению проблем психологической диагностики и коррекции, возникших в результате нарушенных отношений в семье.
Перед собой поставила цель в изучении детско-родительских отношений в дошкольном возрасте.
Задачи исследования:
Публикация «Особенности детско-родительских отношений в дошкольном возрасте» размещена в разделах
1. Определить факторы, влияющие на детско-родительские отношения в дошкольном возрасте;
2. Выявить методы детско-родительских отношений в дошкольном возрасте;
3. Провести исследование с целью выявления особенностей детско-родительских отношений дошкольников.
На первом этапе осуществлялся анализ психолого-педагогической литературы по особенностям детско-родительских отношений дошкольного возраста
На втором этапе проведение исследования с целью выявления особенностей детско-родительских отношений, используя методы исследования по данной теме.
На третьем этапе исследования обрабатывались и обобщались полученные результаты; уточнялись выводы; проводилось оформление результатов исследования.
1 слайд
Под родительским отношением понимается «система, или совокупность, родительского, эмоционального отношения к ребенку, восприятие ребенка родителем и способов поведения с ним».
2 слайд
Целью исследования - изучить особенности детско-родительских отношений
3 слайд
Задачи исследования:
1. Определить факторы, влияющие на детско-родительские отношения в дошкольном возрасте;
2. Выявить методы детско-родительских отношений в дошкольном возрасте;
3. Провести исследование с целью выявления особенностей детско-родительских отношений дошкольников.
4 слайд
В данном исследовании использовала такие методы, как:
1. теоретический анализ литературы по детско-родительским отношениям
2. Беседу с детьми «Я и моя семья»
3. Проективные методики, такие как рисунок человека, рисунок семьи
4. Тест-опросник с родителями по детско-родительским отношениям.
5. Обработка результатов исследования.
Рассмотрев теоретические основы детско-родительских отношений можно сделать выводы о том, что:
1. Детско-родительские отношения — это активное взаимодействие родителя и ребенка, которое имеет ряд характеристик:
-относительная непрерывность и длительность во времени;
-эмоциональная значимость для ребенка и родителей; амбивалентность в отношениях;
-изменяемость отношений в зависимости от возраста ребенка;
-потребность родителей в заботе о ребенке;
-принятие родителями на себя ответственности за ребёнка;
2. Детско-родительские отношения зависят от родительской позиции, которая определяет тактику поведения родителей во взаимодействии с ребенком, т. е. реализуется посредством выбранного стиля воспитания.
Оптимальная родительская позиция отвечает следующим характеристикам: адекватностью, динамичностью, прогностичностью;
3. Выделяют восемь типов родительской любви на сочетание трех спектров отношений :
-действенная любовь (симпатия, уважение, близость);
-отстраненная любовь (симпатия, уважение, но большая дистанция с ребенком);
-действенная жалость (симпатия, близость, но отсутствие уважения);
-любовь по типу снисходительного отстранения: (симпатия, неуважение, сильная межличностная дистанция);
-отвержение (антипатия, неуважение, большая межличностная дистанция);
-презрение (антипатия, неуважение, малая межличностная дистанция);
-преследование (антипатия, уважение, близость);
-отказ (антипатия, уважение и большая межличностная дистанция).
5 слайд
В исследовании приняли участие дети средней группы и их родители в количестве 28 человек (16 детей и 12 взрослых).
6 слайд
В ходе исследования использовала Метод диагностики по программе Детство, целью которого является выявление представлений о семье. Индивидуально каждому ребенку задавала такие вопросы, как
7 слайд
Вопросы на слайде
Например, рассказы детей:
Меня зовут Денис. Я люблю свою маму. Люблю маму рисовать. Родители нам нужны. Родители, чтобы их уважать, чтобы их любить. Они следят за детьми. Они очень заботливые. Мама любит детей, а вот папа занят работой. А если не было бы родителей мы бы умерли бы. Вместе мы играем, занимаемся. Всей семьей ездим, гуляем ещё. Семьей отдыхаем хорошо. Дома мама готовит суп для папы и для меня. Она очень меня любит, очень при очень. Папа смотрит телевизор, помогает маме, только сейчас он на рыбалке. Родители радуются что я рисую, смотрю мультики, отдыхаю. Моим родителям не хватает заботы. Я хочу чтоб у меня была такая семья.
Денис, 5 лет 3 мес.
Меня зовут Арина. Я люблю делать дома вот что: рисовать, играть с папой, ещё люблю играть в кубики разные, игрушки. Люблю танцевать. Родители нужны чтобы не потеряться. А то потеряешь где дом. А если ключи потеряешь не откроешь дом. Вот для чего! Всей семьей, ну у меня есть сестра Полина и папа с нами играет. Папа занимается со мной в балерину. Всей семьей на юг уезжаем, там купаемся, отдыхаем. Берем вещи и ещё еду – самое главное. А то захочешь пить, а питья то нету. Дома чаще всего мама пишет, говорит с папой. Папа со мной играет, любит так же танцевать как я. Родители мои радуются подаркам, то что я хорошо себя веду. Я хотела чтобы у меня была такая же семья как у меня.
Арина, 4 года 6 мес.
8 слайд
Тест-опросник родительских отношений Варга А. Я., Столина В. В.
Данная методика ориентирована на изучение особенностей родительской позиции – матери или отца – по отношению к конкретному ребенку.
Родительские отношения понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков.
Испытуемым (родителям детей средней группы дошкольного возраста) индивидуально предлагала ответить на тест – опросник, который содержит 61 утверждение, дается инструкция.
По данным критериям интерпретируются результаты теста-опросника, используя ключ в интерпретации по данной методике. По 5 шкалам обрабатываются результаты теста-опросника.
Критерии родительских отношений :
Принятие – отвержение». Принятие: родитель уважает индивидуальность ребёнка, симпатизирует ему. Отвержение: родитель воспринимает своего ребёнка плохим, неприспособленным, неудачливым, по большей части испытывает к ребенку злость, досаду, раздражение, обиду. Он не доверяет ребенку, не уважает его.
«Кооперация» – родитель заинтересован в делах и планах ребёнка, старается во всем помочь ему. Высоко оценивает его интеллектуальные и творческие способности, испытывает чувство гордости за него.
«Симбиоз» – родитель не предоставляет ребенку самостоятельности, постоянно ощущает тревогу за него, как маленького и беззащитного.
«Авторитарная гиперсоциализация» – родитель требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. Он старается во всем навязать ему свою волю, за проявление своеволия ребенка сурово наказывают. Родитель пристально следит за социальным поведением ребенка и требует социального успеха.
«Маленький неудачник» – в родительском отношении имеется стремление инфантилизировать ребёнка, приписать ему личную и социальную несостоятельность. Ребёнок представляется неприспособленным, неуспешным, открытым для дурных влияний. Взрослый старается оградить ребёнка от трудностей жизни и строго контролировать его действия.
9 слайд
Методика проведения рисуночного теста человека:
Проводится индивидуально или в малой группе
(2–3 человека, т. к. необходимо фиксировать комментарии испытуемого, а по завершению задания уточнить: возраст, пол (если это не ясно из рисунка, черты характера, род занятий, что любит, и что не любит, о чём мечтает, что ожидает его в будущем и т. п.
2. Возраст – начиная с 4-х лет.
3. С помощью чего – простой или цветные карандаши (по выбору).
4. Лист бумаги (формат А4) кладут перед испытуемым вертикально.
10 слайд
Методика проведения теста - рисунок семьи
1. Проводится индивидуально или в малой группе (2 – 3 человека, т. к. необходимо наблюдать за последовательностью рисования членов семьи и фиксировать комментарии испытуемого, а по завершению задания уточнить – кто изображён, чем занимается.
2. Для более достоверного исследования необходимо выполнить 2 или 3 рисунка семьи:
- рисунок семьи;
- рисунок семьи животных ( Инструкция: «Нарисуйте семью, состоящую из животных, так, чтобы все члены семьи были разными животными»);
- динамический рисунок семьи (чтобы каждый что-то делал).
3. Возраст – начиная с 4-х лет.
4. С помощью чего – простой или цветные карандаши (по выбору).
5. Лист бумаги (формат А4) кладут перед испытуемым горизонтально.
Анализ результатов.
1. Состав семьи – реальный или нет (уточняется с помощью уточняющих вопросов в процессе рисования или после того).
2. Взаимное расположение.
3. Особенности изображения.
4. Деятельность членов семьи (чаще всего – в динамическом рисунке семьи, но возможно и по другим).
5. Выбор животного, в виде которого изображён член семьи (по рисунку семьи животных).
11 слайд
Анализ результатов комплексного исследования в рамках эксперимента позволяет сделать следующие выводы.
Проведенное исследование позволило выявить проблемы в детско-родительских отношениях дошкольного возраста. На основе результатов исследования было установлено, что не во всех семьях гармонично развиты детско-родительские отношения, поэтому родители не могут активно и позитивно влиять на личностное и социальное развитие детей дошкольного возраста.
Результаты проведённого исследования позволили сделать вывод о том, что к особенностям детско-родительских отношений в дошкольном возрасте можно отнести :
1) недостаточное общение в семье;
2) отсутствие эмоциональной теплоты;
3) неприятие ребенка родителями или семьёй;
4) восприятие ребенка своей семьи как недостаточной (ущербной);
5) неприятие ребенка родителями как личность.
12 слайд
1. Для того, чтобы детско-родительские отношения были гармоничны необходимо реализовывать программы социально- педагогической поддержки, сопровождения, коррекции, направленные на работу со всеми субъектами образовательного процесса, и в первую очередь, с родителями.
2. Осуществлять психолого-педагогическое обучение родителей – просвещение родителей.
3. Так же использовать в работе с родителями интерактивные методы, такие как деловые игры, целью которых является переориентация мышления родителей по отношению к ребенку.
Необходимо чтобы родители научились воспринимать своего ребенка как личность, стимулировать положительные качества в ребенке и терпимое отношение к негативным проявлениям детей.