Василиса Кожевникова
Консультация «От родного очага»
▼ Скачать + Заказать документы
«От родного очага»
Главное – чтобы ребёнок знал, что у него есть дом, есть крепость, куда он всегда может вернуться. Ребёнок должен знать, что у него всегда имеется семейная крепость, в которую он может спрятаться, где даже стены помогают. Поэтому как бы ни были напряженны отношения детей с родителями, родители, никогда не должны выгонять ребёнка из дому, не должны отказывать ему в этом его самом последнем и самом надёжном пристанище. Будут благополучными семьи – не будет побегов не только по социальным причинам, но и по многим биологическим. За поведением родителей дети следят внимательно и даже порой настороженно. Матери и отцы должны быть всегда начеку, не должны ударить лицом в грязь, не должны осрамиться перед собственным ребёнком и уж тем более не должны стать – невольно – причиной его слёз или болезней. Ребёнок назвать причины болезни никогда не может, врачи сами должны их искать, используя прямые и косвенные аргументы, сочетание тех или иных признаков или их несовместимость. Большое значение тут имеет правильное понимание душевного склада человека – без этого понять больного невозможно.
Публикация «Консультация „От родного очага“» размещена в разделах
К детям следует относиться деликатно, щадящее, помогать им. Но нельзя забывать и о требовательности, о воспитании в человеке мужественного, доблестного, стоического отношения к житейским и психологическим трудностям. Профилактика – это борьба с бездуховностью. Это и борьба с равнодушием людей друг к другу. Ведь как часто детям хочется с кем-то поделиться, а поделиться не с кем. Вот тут-то и важно, чтобы родители относились к числу тех, с кем ребёнок мог бы поделиться в минуту невзгоды. Нужно, чтобы ребёнок не боялся, что его не поймут. Важно, чтобы его понимали и педагоги, и семья.
Проблема качества и количества родительской любви, необходимой для гармоничного развития ребёнка, выходит за пределы сугубо детского возраста, она имеет большое социальное значение. Крайности родительской любви могут иметь непредсказуемые отрицательные последствия для ребёнка. Недостаток эмоциональной информации нередко сочетается с недостатками сенсорной и социальной информации: наиболее заметно это в детях, с раннего детства оторванных от полноценного людского общения. Разумеется, воспитание по типу легендарного Маугли регистрируется очень редко, но это почти классическая модель, показывающая, к каким пагубным последствиям может привести изоляция от человеческого общества: человек становится человеком лишь среди себе подобных, человек вырастает гармоничным, если его окружение гармонично и разнообразно и отзывчивость будут в нём культивироваться. Ребёнок доверчиво и открыть смотрит в будущее, будучи уверенным, что взрослые люди подарят ему всё, что необходимо. Ребёнок не виноват, если взрослые дают ему слишком мало или слишком много.
Семейное неблагополучие многообразно. Это не только ссоры, взаимное непонимание, пьянство родителей и т. д. Это и недостаток родительской любви к ребёнку. В общем, признанно, что для полноценного развития ребёнка необходимо, чтобы он был окружён заботой, вниманием, лаской, чтобы на его – ещё мало дифференцированные – органы чувств действовало соответствующее количество нужных организму раздражителей, чтобы по мере усложнения детской психики усложнялся и нарастал объём информации. Детская психика отличается обострённой ранимостью, определённой беззащитностью и неспособностью противостоять влияниям окружающей среды. Родители должны быть воплощением добра, символом защиты и помощи. Таково одно из важнейших условий полноценности психического развития ребёнка.
Что такое полноценная родительская любовь? Это та любовь, которая в меру, гармонично удовлетворяет основные потребности ребёнка. Но что такое мера? В каждом конкретном случае имеется своя мера. Ребёнок сухой, молчаливый, эмоционально приглушённый весьма равнодушен ко всякой любви, к любой жалости, в том числе к родительской. «В нём нет сердца», - говорит мать. И сам ребёнок, и его родители считают, что слишком много любви давать ему незачем: всё равно не оценит, всё равно она ему не нужна.
Другой ребёнок – болезненный, с детства страдает заболеванием эндокринной системы, много времени проводит в больницах. Он озабочен мыслью, будто он никому не нужен, будто его поджидают сплошные неудачи, будто он в тягость родителям. Напряжё нно наблюдает за ними: как они с ним разговаривают, как улыбаются… Боится, что родители к нему охладели. Тщательно анализирует каждый их жест, каждое родительское слово. Ему всякий раз мнится, будто родители его разлюбили. С таким ребёнком нужно быть очень внимательным. Он и любви требует больше, и заслуживает её – тут мера иная. Так, во всём нужна мера. То, что выходит за пределы, это либо явная аномалия, или нечто, находящееся на грани нормы и патологии.
Недаром говорят, что в раннем возрасте закладывается всё, что потом будет составлять суть человека, его личность. Физические и духовное здоровье ребёнка, становление его личности зависят от прочности эмоционального, нравственного, интеллектуального фундамента, заложенного разумной и деятельной родительской любовью, сочувствованием, сопереживанием – тем сотрудничеством, которое педагоги называют взаимным воспитанием чувства.