пискунова татьяна
Консультация «Роль игрушки в детской среде«
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация
на тему: «Роль игрушки в детской среде"
Подготовила:
воспитатель первой мл. гр. № 2
Пискунова Т. В.
г. о. Саранск
Игра* - термин иногда употребляется как синоним игровой деятельности, но в отличие от игровой деятельности, не рассматривает этапы развёртывания (потребность, мотив, цель, структуру, «конструирующие моменты игры» (Д. Б. Эльконин) и т. д.) и онтогенез данной деятельности, а характеризует разные виды детских игр, в основном, через группировку или классификацию.
Публикация «Консультация „Роль игрушки в детской среде„» размещена в разделах
Игровая деятельность * – ведущая деятельность ребёнка дошкольного возраста, реализующая его потребность в социальной компетенции (мотивом игры является «быть как взрослый» и определяющая специфику социальной ситуации развития ребенка: освоение социальной позиции «Я и общество» через моделирование основных типов отношений между людьми (взрослый – ребёнок, взрослый – взрослый, ребёнок - взрослый) в игровой, воображаемой ситуации.
В игре ребёнок существует сразу в двух ипостасях (как играющего ребёнка и как персонажа игры в соответствии с принятой на себя ролью) и конструирует «Образ себя» и «Образ мира» с двух соответствующих точек зрения. Это определяет формирование психологических новообразований, которые являются основными для этапа дошкольного детства : становление моделирующих видов деятельности, иерархии мотивов поведения и умений произвольно управлять своим поведением, формирование механизмов эмоциональной и интеллектуальной децентрации, внутренней позиции личности ребёнка – дошкольника и пространственно – временного смещения.
Конструирующие моменты игровой деятельности:
Воображаемая ситуация
Игровые правила
Игровая роль
Динамика игровой деятельности на протяжении дошкольного детства, согласно Д. Б. Эльконину, заключается в изменении соотношения между ними: от «скрытого» правила и «открытых» воображаемой ситуации и игровой роли к «открытому» игровому правилу и «скрытым» воображаемой ситуации и роли.
*(Дошкольное образование словарь терминов/ [Сост. Виноградова Н. А. и др. ] - М. : Айрис-пресс, 2005. – 400с.)
«Игра имеет в жизни ребенка такое же значение,
как у взрослого — деятельность, работа, служба.
Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе,
когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля
происходит, прежде всего, в игре».
(А. С. Макаренко)
Игра — что может быть интереснее и значимее для ребенка? Это и радость, и познание, и творчество. Это то, ради чего ребенок идет в детский сад. Игровая деятельность является ведущей для дошкольника. Игра — это жизнь ребенка, его существование, источник развития мораль ных качеств личности, его развитие в целом.
• В игре формируется произвольное поведение, активизируются познавательные процессы.
• В игре развивается способность к воображению, образному мышлению. Это происходит потому, что ребенок воссоздает в игре то, что ему интересно, с помощью условных действий.
• В игре ребенок воссоздает действия взрослого и приобретает опыт взаимодействия со сверстниками.
• В игре он учится подчинять свои желания определенным тре бованиям это важнейшая предпосылка воспитания воли.
• В игре значительно легче подчиниться правилу, связанному с выполнением взятой на себя роли.
• В игре ребенок развивается духовно. В. А. Сухомлинский счи тал, что духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он засушенный цветок.
Игра начинает входить в жизнь ребенка с самого раннего возраста. В год у ребенка появляются подражательные действия. Он «читает», говорит по телефону, играет в кухне с посудой.
По мере взросления игры становятся более сложными: дети под ражают профессии родителей, знакомых, сами «становятся родите лями».
Наблюдая за игрой ребенка, многое можно узнать о его жизни, потому что все свои чувства, переживания он переносит на игруш ки. По играм можно судить о взаимоотношениях в семье, об интере сах и склонностях ребенка. Все, что необходимо человеку в жизни, обучении, общении, творчестве, берет начало в детской игре. Понаблюдайте за игрой малыша, и вы увидите, что необходимо ребёнку в данный момент для его развития.
Игра – для малыша это своеобразный способ обучения, подготовка к более сложной «взрослой» жизни. Проживая игровые ситуации, как бы «пропуская» их через себя ребенок учится общаться, устанавливает для себя нормы и правила поведения в тех или иных ситуациях, учится взаимодействовать с окружающим миром и познает его законы даже не осознавая, что в будущем все это станет фундаментом для построения его дальнейшей жизни.
У игрушки много сторон – педагогическая, эстетическая, нравственная, производственная, экономическая, культурная, социальная, психологическая и т. д. Все это разные стороны таких, казалось бы, простых предметов, но так ли просты они? Во многом ко всему, что касается детства, у нас, взрослых отношение часто несерьёзное. Взрослые, может быть, и не задумываются какие игрушки они покупают, какие дарят детям, какие игрушки приносят в детский сад.
Для ребёнка игрушка – неотъемлимая часть его жизни и поэтому требует к себе самого серьезного внимания!
Что такое игрушка?
Игрушкой может стать все что угодно. Свойство быть игрушкой не привязано жёстко к внешне материальным признакам того или иного предмета. Его попадание в класс «игрушек» обусловлено отношением к нему играющего человека. Именно человек превращает предмет в истинную игрушку в процессе игры с ним.
Роль истинной игрушки может получить любой предмет, если он:
1. привлекателен – вызывает желание общаться с предметом, смотреть на него манипулировать им;
2. доступен для овладения – определяется возможностями играющего встроить этот объект в своё жизненное пространство;
3. не воспринимается в данный момент как «серьезная вещь» - то есть на него не распространяется общепринятые правила обращения с «серьёзными» предметами.
4. Удовлетворяет возрастные потребности развития ребёнка;
5. Способен стать символическим объектом для личностных проекций - когда возможен перенос своих переживаний, чувств, мыслей и поступков на свою игрушку как осознанно, так и на подсознательном уровне.
Слово «игрушка» - для многих служит синонимом безделушки, забавы. В то время как это особый предмет, имеющий огромную власть, обладающий способностью обучать. И от того как мы относимся к выбору игрушек для своего ребёнка, умеем ли правильно организовать игру, направить его действия, развернуть сюжет зависит будущее наших детей.
«Игрушка не только отражает культуру своего времени,
вкусы и пристрастия людей,
она – зеркало экономической политики,
законов рыночного производства».
Тенденции развития современного рынка игрушек.
Значение игр и игрушек для развития ребенка в дошкольном возрасте часто недооценивается даже педагогами. Большинство родителей не пони мают, насколько важны правильно подобранные игрушки для формирования личности ребенка. Как и в какие игры должен играть ребенок? Информацию об этом родители получают в основном из рекламы, которая отражает интересы фирм-производителей, далеко не всегда совпадающие с интересами ребенка.
Отсутствие общей и правовой культуры в формировании игровой среды ребенка в России приводит к агрессивному наступлению на наш рынок игровой продукции как с Запада, так и с Востока.
В дошкольном возрасте есть сензитивные периоды развития способностей ребенка, когда правильный подбор развивающих игр и игра в них с ребенком определяют очень многое. Вместо учета особенностей психофизического развития детей, особенно дошкольников, развитие рынка игрушек происходит по привнесенным извне тенденциям. Выделим две из них.
Дешевизна в сочетании с крикливой яркостью и шумностью - визитная карточка игрушечных фирм из Юго-Восточной Азии. Гораздо более доро гие натуралистичные модели людей, животных, машин, самолетов, героев мультфильмов и кинофильмов (всего, что окружает в повседневной жиз ни) - продукция западных фирм. Современные западные игрушки все чаще и дальше уходят от детской игры в сторону потребительства и механического использования заложенных производителем операций. Ребенку кажется, что он манипулирует игрушкой, а на самом деле сама игрушка навязывает ему определенные действия, вырабатывая эмоциональную зависимость маленького человека от электронного устройства.
Главные качества дет ской игры: свобода действий, эмоциональная насыщенность, творческая активность, изобретательность - при этом совершенно не требуются и не развиваются.
Очевидность проблемы ясно выражена и актуальность поиска решения данного вопроса бесспорна. Стоит ли задуматься, как и чем играют наши дети и попытаться разобраться в данном вопросе – решать Вам.
Основные психолого-педагогические требования к игрушке.
Игрушка приносит максимальную пользу, если она культуросообразна и способствует принятым в обществе нормам и духовно-нравственным ценностям.
Игрушка вредна, если она:
• Провоцирует ребёнка на агрессию и жестокость;
• Вызывает страх или тревогу;
• Имеет грубый натурализм;
• Унижает человеческое достоинство;
• Вызывает психологическую зависимость в ущерб полноценному развитию ребенка;
• Искажает восприятие окружающей действительности.
Игрушка полезна, если она:
• Безопасна;
• Привлекательна;
• Эстетична;
• Соответствует возрастным возможностям ребёнка;
• Полифункциональна ( предоставляет возможность для развития способностей ребенка: физических, духовных, нравственных и т. д.);
• Выполнена из экологически чистых материалов;
• Упакована.
ПРАВИЛА ВЫБОРА ИГРУШКИ
• Игрушка радует Вас и Вашего малыша, вызывает положительные эмоции;
• Игрушка не утомляет и не перегружает ребёнка;
• Игрушка отвечает индивидуальным особенностям развития ребёнка и его потребности в игре.
• Игрушка вызывает интерес, обладает игровой динамикой, стимулирует к активному действию с ней;
• Игрушка расширяет кругозор и побуждает ребёнка к познавательно-исследовательской деятельности;
• Игрушка воспитывает художественный вкус ребёнка.
Уважаемые взрослые,
помните, что самые лучшие игрушки сами по себе
не заменят детям общения с вами!