Лилия Мустакаева
Консультация «Удивительная страна оригами»
▼ Скачать + Заказать документы
Я начала работать над темой: «Развитие простейших логических структур мышления у дошкольников через игру». Данная тема проходит через 5 образовательных областей педагогического процесса. Так к примеру познавательное развитие тесно взаимодействует с художественно-эстетическим развитием, то есть развитие логического мышления у детей плодотворно находит себя в конструктивно-модельной деятельности. Так как я увлекаюсь оригами, то решила привлечь и детей к данному виду искусства, начиная уже с младшего возраста. Так что же такое оригами?
Историческая справка.
Публикация «Консультация „Удивительная страна оригами“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Оригами для детей
- Оригами. Консультации для родителей
- Поделки. Мастерим с детьми
- Темочки
Искусство оригами известно с давних времён. Впервые оно зародилось в Китае - на родине возникновения бумаги. Позже распространилось в Японии. «Оригами» в переводе с японского - «ори» - бумага, «ками»- складывать. В настоящее время многие увлекаются складыванием из бумаги. В основном это занятие носит характер увлечения.
Так что же такое оригами для детей?
С младшего возраста у детей ярко выражен интерес к познанию окружающего мира путём исследования: хочется всё потрогать, помять, порвать. Последнее особенно имеет отношение к такому материалу как бумага. Как же реагируют взрослые на это естественное желание малыша? В основном запретами: нельзя рвать бумагу, нельзя портить книги и т. д. Так практика и теория вступают в противоречие. Всем хочется, чтобы ребёнок развивался, но желательно «без жертв и разрушений». Оригами - один из видов деятельности, которые интересны детям и развивают точность и координацию движений и воздействуют на интеллектуальное развитие.
Дети овладевают различными приемами и способами действий с бумагой, такими, как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание.
Оригами развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера. Оригами способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат. Оригами имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления детей, их творческого воображения, художественного вкуса. Оригами стимулирует и развитие памяти, так, как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания.
Оригами знакомит детей с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т. д., одновременно происходит обогащение словаря специальными терминами.
Оригами активизирует мыслительные процессы. В процессе конструирования у ребенка возникает необходимость соотнесения наглядных символов (показ приемов складывания) со словесными (объяснение приемов складывания) и перевод их значения в практическую деятельность (самостоятельное выполнение действий). Оригами совершенствует трудовые умения ребенка, формирует культуру труда. И это еще далеко не все достоинства, которые заключает в себе искусство оригами.
Оригами в экспериментальной деятельности дошкольников
Чтобы детей подвести к данному виду искусства надо детей познакомить с материалом оригами. Как известно, изделия в технике оригами выполняются из бумаги. Бумага привлекает детей с раннего возраста. Перед обучением детей складыванию следует познакомить их со свойствами бумаги. Экспериментальным путём дети познают, что бумага рвётся, мнётся, мокнет и меняет структуру при взаимодействии с водой. Не всегда для изготовления поделки надо использовать цветную бумагу. Можно создать проблемную ситуацию «ребята, нам нужно сделать ёлочку, а у нас бумага только белого цвета. Что же делать?» Созданная ситуация подводит детей к решению - нужно бумагу покрасить. Наиболее яркие впечатления производят опыты по знакомству со свойствами бумаги в игровой деятельности. В игровой форме ребята знакомятся со свойствами бумаги в зависимости от её фактуры. Так к примеру нравятся детям игры с самолетиками. Для того чтобы игра носила познавательный, исследовательский характер можно предложить им использовать для складывания самолётиков бумагу, различную по фактуре, утяжелять самолётики дополнительным грузом. Дети с увлечением вовлекаются в подобные эксперименты, придумывают многие игры сами, активно делают предположения и выводы.
Использование оригами в театрализованной деятельности
Так как третья годовая задача у нас с вами связана с художественно-эстетическим развитием в театрализованной деятельности, то я фигуры, сложенные из бумаги, решила применять в данном виде деятельности. Многообразие и несложность выполнения позволяет инсценировать такие художественные произведения - сказки, как «Колобок», «Репка», «Заячья избушка», «Теремок» и другие сказки для детей более старшего возраста.
В младшем возрасте дети пока только наблюдают за действиями педагога, при этом педагог показывает и рассказывает о своих действиях, вовлекая детей в диалог: например, на кого похожа фигурка, чего не хватает у фигурки, а как и чем можно её украсить. Даёт детям потрогать, пощупать бумажные фигурки, надеть их на пальчики, на руки, поводить по столу.
Таким образом дети с интересом смотрят театральную постановку, показанную пока взрослым, но при этом дети активно участвуют в процессе спектакля, используя звукоподражания, мимику, движения сказочных героев.
В среднем и старшем возрасте дети с удовольствием готовят атрибуты и персонажей к постановке уже совместно с воспитателем; то, что они сделали это сами, побуждает детей активно пользоваться атрибутами театрального уголка. Из моей педпрактики я наблюдала, как дети любят своих бумажных героев и часто самостоятельно организуют показ сказки или наблюдений из окружающей жизни. Ребята бережно относятся к фигуркам из бумаги, проявляют инициативу, если требуется ремонт или замена героя.