Наталья Генинг
Консультация «Влияние классической музыки на психо-эмоциональное состояние детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
"ВЛИЯНИЕ КЛАССИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ НА ПСИХО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
Музыка таит в себе огромные возможности воздействия на человека и этим воздействием можно управлять. Она влияет на психику, физиологию, настроение, волю слушателя, может вызывать как положительные, так и отрицательные эмоции.
Работая в детском саду, можно заметить резкий рост детей с различными формами нарушений в поведении, с различными отклонениями в психике. Проще говоря, с каждым годом увеличивается число нездоровых детей, детей с нарушениями психо - эмоциональной сферы. Поэтому тема воздействия музыки на формирование личности человека в дошкольном возрасте актуальна в наши дни.
Публикация «Консультация „Влияние классической музыки на психо-эмоциональное состояние детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Музыка. Консультации для родителей
- Эмоции. Консультации и рекомендации для родителей
- Темочки
Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками, а ведь общение в значительной степени обогащает чувственную сферу. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. В детском саду все больше детей с ярко выраженной гиперактивностью, с психосоматическими заболеваниями. Любое неадекватное поведение: лень, негативизм, агрессия, замкнутость – всё это защита от нелюбви. Ребенок способен успешно развиваться, сохранять здоровье только в условиях психологического комфорта и эмоционального благополучия.
Многообразие эмоциональных проявлений детей выражается в эмоциональных реакциях, эмоциональных процессах, чувствах и эмоциональных состояниях. Мы часто стали наблюдать, что большое количество детей не могут самостоятельно справиться с нервно-психическими нагрузками и перегрузками, получаемыми как в детском саду, так и дома. Именно это приводит многих детей к различным формам отклонений в поведении. И мы, педагоги, должны всеми возможными средствами постараться решить эти проблемы.
Одним из эффективных средств создания психологического климата является музыкотерапия - метод, использующий классическую музыку, как средство нормализации эмоционального состояния, устранения страхов, двигательных и речевых расстройств, психосоматических заболеваний, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях. Поэтому классическую музыку рекомендуется использовать не только на музыкальных, но и на физкультурных занятиях, на утренней гимнастике, бодрящей гимнастике после дневного сна, на вечерах досуга, на занятиях по развитию речи, изобразительной деятельности, в повседневной деятельности, самостоятельных играх и т. д.
Использование классической музыки дает возможность развивать не только музыкальные и двигательные способности детей, но и может являться неким тренингом психических процессов : внимания, памяти, воли, творческого воображения и фантазии, а так же, как средство расслабления, переключения внимания или повышения психофизического тонуса и т. д., в самых различных формах организации педагогического процесса в детском саду.
Если воспитатель имеет определенный навык, он может за считанные минуты снять умственную усталость, взбодрить, раскрепостить, повысить настроение, сконцентрировать внимание.
Итак, любая музыка – это всегда чувства, эмоции, переживания. Поэтому, для создания психологического комфорта, подбирается она специально для различных видов деятельности. Для лиц с «сильной» и «слабой» нервной системой влияние приятной и неприятной музыки оказывается одинаковым: приятная – улучшает, неприятная – ухудшает деятельность.
Приведем некоторые примеры использования классической музыки :
*При утомлении и нервном истощении - «Полонез» М. Огинского.
*При угнетенном меланхолическом настроении - «Аve Мaria» Ф. Шуберта.
*При выраженной раздражимости - «Сентиментальный вальс» П. Чайковского.
*При снижении сосредоточенности внимания - Музыка из альбома «Времена года» П. Чайковского.
*Расслабляющее действие - "Романс" Д. Шостаковича.
*Тонизирующее воздействие - «Шербургские зонтики» М. Леграна.
*Для снятия эмоционального напряжения прекрасно подойдет "Колыбельная" И. Брамса.
*Поднимут настроение - отрывки из оперы «Кармен» Бизе. "Времена года" А. Вивальди, "Менуэт"Г. Генделя.
*Улучшат активность и жизненный тонус ребенка - ритмичные бодрящие марши («Марш оловянных солдатиков» из балета «Щелкунчик» П.
Чайковского)
*Например, днем, когда ребенок более активный, поставьте ритмичную музыку Моцарта или «Шутку» И. Баха.
*Заснуть ребенку помогут медленные, расслабляющие мелодии, такие как:
«Лунная соната» Л. Бетховена, «Ноктюрн соль-минор» Ф. Шопена,«Свет луны» К. Дебюсси, «Танец феи Драже» П. Чайковского.
*Для пробуждения можно поставить детям - «Утро»Э. Грига, «Полёт шмеля»Н. Римского - Корсакова.
*Музыка для встречи детей - «Музыкальная табакерка» А. Лядова.
Влияние музыки на ребенка огромно. Поэтому знакомить его с миром классической музыки нужно как можно раньше, чтобы сохранить в нем непосредственность восприятия, чувственность и открытость. Таким образом, каждый педагог может использовать данные упражнения в сочетании с другими играми и упражнениями, «конструировать» из отдельных композиций необходимую форму занятий.
Перечень
классической музыки
для сопровождения различных форм педагогической деятельности.
*При утомлении и нервном истощении- «Полонез» М. Огинского.
*При угнетенном меланхолическом настроении - «Аve Мaria» Ф. Шуберта.
*При выраженной раздражимости - «Сентиментальный вальс» П. Чайковского.
*При снижении сосредоточенности внимания - Музыка из альбома «Времена года» П. Чайковского.
*Расслабляющее действие - "Романс" Д. Шостаковича.
*Тонизирующее воздействие- «Шербургские зонтики» М. Леграна.
*Для снятия эмоционального напряжения прекрасно подойдет"Колыбельная" И. Брамса.
*Поднимут настроение - отрывки из оперы «Кармен» Бизе. "Времена года" А. Вивальди, "Менуэт"Г. Генделя.
*Улучшат активность и жизненный тонус ребенка - ритмичные бодрящие марши («Марш оловянных солдатиков» из балета «Щелкунчик» П.
Чайковского)
*Днем, когда ребенок более активный, поставьте ритмичную музыку Моцартаили «Шутку» И. Баха.
*Заснуть ребенку помогут медленные, расслабляющие мелодии, такие как: «Лунная соната» Л. Бетховена, «Ноктюрн соль-минор» Ф. Шопена,«Свет луны» К. Дебюсси, «Танец феи Драже» П. Чайковского.
*Для пробуждения можно поставить детям - «Утро»Э. Грига, «Полёт шмеля»Н. Римского - Корсакова.
*Музыка для встречи детей - «Музыкальная табакерка» А. Лядова.
Перечень классической музыки на электронном носителе
№ п/п Название произведения, композитор
Папка 000. Цикл "Времена года" П. И. Чайковский
01 "Январь. У камелька"
02 "Февраль. Масленица"
03 "Март. Песня жаворонка"
04 "Апрель. Подснежник"
05 "Май. Белые ночи"
06 "Июнь. Баркарола"
07 "Июль. Песнь косаря"
08 "Август. Жатва"
09 "Сентябрь. Охота"
10 "Октябрь. Осенняя песнь"
11 "Ноябрь. На тройке"
12 "Декабрь. Святки"
Отдельные произведения
01 "Полонез" М. Огинский
02 "Ave Maria" (инструментальное исполнение) Ф. Шуберт
03 "Сентиментальный вальс" П. Чайковский
04 "Романс" Д. Шостакович
05 "Шербургские зонтики" М. Легран
06 "Колыбельная" И. Брамс
07 "Сильный ветер" (Времена года) А. Вивальди
08 "Зима" (Времена года) А. Вивальди
09 "Весна пришла" (Времена года) А. Вивальди
10 "Летняя гроза" (Времена года) А. Вивальди
11 "Менуэт" Г. Гендель
12 "Марш оловянных солдатиков" из балета "Щелкунчик" П. Чайковский
13 "Симфония № 40" В. Моцарт
14 "Шутка" И. Бах
15 "Лунная соната" Л. Бетховен
16 "Ноктюрн соль - минор" Ф. Шопен
17 "Ноктюрн соль - минор" Op. 37 Ф. Шопен
18 "Лунный свет" К. Дебюсси
19 "Танец феи Драже" из балета "Щелкунчик" П. Чайковский
20 "Утро" Э. Григ
21 "Полет шмеля" Н. Римский - Корсаков
22 "Музыкальная табакерка" А. Лядов
23 "Ave Maria" (вокальное исполнение) Ф. Шуберт
По вопросам приобретения готового музыкального материала, вы можете написать мне на электронную почту natali.gening@mail.ru