Елена Ягудина
Консультация «Взаимодействие ДОУ и семьи»
▼ Скачать + Заказать документы
В формировании личности ребёнка огромную роль играют условия воспитания и в его семье. Прежде всего - это понимание родителями своей ответственности за воспитание детей; организация жизни и быта семьи с учётом потребностей детей; эстетических и гигиенических требований и т. д.
Для того чтобы семья успешно справлялась со своими воспитательными задачами, нужно, чтобы родители знали основные педагогические требования и необходимые условия семейного воспитания. Донесение до родителей этих знаний – одна из основных задач работы воспитателей с семьёй.
Публикация «Консультация „Взаимодействие ДОУ и семьи“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2014
Задачи работы детского сада с родителями определяют и её содержание. Непременное условие в этой работе – индивидуальный подход к семьям с различным образовательным и культурным уровнем, разными материальными условиями жизни, количественным и возрастным составом, характером взаимоотношений её членов. Определяющим в работе с родителями должен быть так же дифференцированный отбор методов с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Основной принцип воспитания – это единство целей и задач семьи и общества. Задачи, стоящие перед родителями и детским садом, едины. Таким образом, работа детского сада с родителями должна охватывать широкий круг вопросов, включающих все стороны развития и воспитания ребёнка. Остановимся на некоторых из них:
Физическое воспитание.
Одним из главных условий всестороннего формирования личности ребёнка является обеспечение его нормального физического развития. Для того чтобы укрепить и сохранить здоровье ребёнка необходимо организовать повседневное выполнения режима, который способствует не только укреплению его здоровья, но и воспитанию таких необходимых качеств, как организованность, дисциплинированность, умение подчинять свои желания требованиям окружающей жизни.
Так же выполнение режима – это, прежде всего укрепление нервной системы ребёнка. И не только ребёнка младшего дошкольного возраста, у которого нервная система особенно ранима и её процессы не устойчивы. Это в полной мере относиться и к старшим дошкольникам. Если ребёнок возбуждён, капризен, переход его в школу будет сопряжён с дополнительными трудностями.
Огромное значение в физическом воспитании играет и правильно организованный сон, который вследствие быстрой истощаемости нервной системы ребёнка, приобретает особую значимость в период дошкольного детства. Организуя сон ребёнка дома, родители должны выполнять ряд необходимых условий так как, потребность во сне у ребёнка значительно большая, чем у взрослого. Чем ребёнок младше, тем количество часов для удовлетворения этой потребности возрастает.
Питание детей в семье должно быть таким же разнообразным и калорийным, как в детском саду. Все компоненты входящие в пищу (белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные вещества, должны содержаться в дневном рационе ребёнка в достаточном количестве и правильном соотношении. С этой целью родителей знакомят с необходимым набором продуктов, их калорийностью и других нужных организму веществ.
Умственное воспитание.
От того, какое влияние оказывают на ребёнка родители, во многом зависит умственное развитие ребёнка. Это влияние осуществляется в повседневном общении взрослых и детей.
В процессе детской деятельности формируется и совершенствуется умственное развитие детей. Поэтому очень важно, чтобы родители были знакомы с требованиями программы. Это важно и для того, чтобы родители могли правильно оценивать возможности своего ребёнка. Так, если в семье недооценивают возрастные и индивидуальные возможности детей, излишне опекают их, слабо развиваются такие ценные качества, как самостоятельность, уверенность в своих силах, стремление к овладению новыми знаниями и умениями.
У детей границы познания расширяются от возраста к возрасту. Поэтому, например, малышей 3 – 4 лет знакомят с трудом взрослых, которые их окружают. Знание более старших детей, значительно расширяются.
Дети сами многое наблюдают, но наблюдения, организованные родителями, обеспечивают полноту восприятия, определённую направленность чувств, точность словестного воспроизведения увиденного. Внимание ребёнка не устойчиво, опыт активной практической деятельности очень незначителен, многое проходит мимо его сознания, поэтому ему и нужна помощь взрослых.
Наблюдения важны ещё и потому, что в их процессе, кроме пополнения знаний, ребёнок учиться более глубокому восприятию художественных произведений, более точному отражению действительности в рисунке, умению выражать увиденное в речи.
Игра.
Основной вид деятельности ребёнка дошкольного возраста - игра. Игра неисчерпаемый источник радости для ребёнка, она наполняет его жизнь глубоким смыслом и содержанием. От развития и характера игр ребёнка во многом зависит его всестороннее развитие и умственная активность. Этой важнейшей теме следует уделить в работе с родителями особое внимание. Вопросы детской игры включаются в повестку общих и групповых собраний родителей. Более узкие, специфические для различных возрастов вопросы выносятся на консультации, обсуждаются в беседах.
Родителям важно подчеркнуть, что игра для ребёнка не пустая забава, а серьёзная, требующая иногда напряжения всех его умственных, нравственных и физических сил деятельность. Играя ребёнок всесторонне развивается, познаёт окружающий мир, приобретает первые коллективные навыки, различные умения.
Трудовая деятельность.
Огромное влияние на воспитание ребёнка оказывает труд. Регулярное участие в трудовой деятельности повышает общее развитие детей. Привычка и любовь к труду, уважение к труду взрослых, стремление к общественно полезной деятельности воспитывается, прежде всего, в семье.
Значимость трудового воспитания ребёнка дошкольного возраста в семье для всего дальнейшего развития делает эту проблему одной из актуальных в работе детского сада и семьи. В процессе этой работы перед родителями раскрывается значение трудового воспитания в физическом, умственном, нравственном и эстетическом развитии детей.
Родители должны узнать, что правильно организованный труд является одним из условий нормального физического развития ребёнка. Труд способствует повышению общей работоспособности и выносливости организма. В труде у ребёнка развивается сила, ловкость, совершенствуются движения. Так же он способствует умственному воспитанию. В процессе труда ребёнок узнаёт много нового и интересного.
Особенно интересен в познавательном отношении труд детей в природе. Наблюдение и труд в природе расширяют представления о растениях и животных, о закономерностях их роста и развития.
Трудовая деятельность способствует формированию таких качеств, как воля, внимание, смекалка и т. д. Большое внимание уделяется трудовому воспитанию при подготовке детей к школе, так как содержание обучения и характер всей деятельности школьника тесно связана с трудом.
Для того чтобы ребёнок всесторонне развивался воспитатели дошкольного учреждения должны оказать родителям помощь в овладении нужных знаний, умений и навыков. Для этого в детском саду существуют различные формы работы с родителями – традиционные:[/i]
родительское собрание,
консультации,
наглядный материал - информационные стенды, буклеты, памятки;
педагогические беседы,
посещение семей,
дни открытых дверей и т. д.,
и нетрадиционные:
Информационно – аналитические:
анкетирование, опрос.
Наглядно – информационные:
сайты ДОУ и педагогов
информационные стенды
нетрадиционные дни открытых дверей
открытый показ непосредственно образовательной деятельности для родителей
Познавательные
практикумы
нетрадиционные родительские собрания
совместная работа по тематическому плану, проектам
Досуговые
совместные праздники, досуги, развлечения
совместные зарядки, спартакиады
семейный театр
участие родителей в конкурсах, выставках
Трудовые или хозяйственные
организация развивающей среды группы в соответствии с рекомендациями министерства образования о примерном перечне игрового оборудования для учебно – материального обеспечения ДОУ
благоустройство детского сада, озеленение
экологические акции («Кормушка для птиц», «Золотая осень» и т. д)