Лучший педагог года

Консультация «Взаимосвязь развития тонких движений пальцев рук и речи»

Анна Владимировна Фоминцева
Консультация «Взаимосвязь развития тонких движений пальцев рук и речи»

Заботиться о своевременном развитии речи ребенка необходимо с первых недель его жизни: развивать его слух, внимание, разговаривать, играть с ним, развивать его двигательные умения. Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается речь. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших ученых, таких как И. П. Павлов, А. Р. Лурия, А. А. Леонтьев. Когда ребенок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Формирование движений происходит при участии речи. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование движений артикулярных органов: губ, языка, нижней челюсти и т. д.

Публикация «Консультация „Взаимосвязь развития тонких движений пальцев рук и речи“» размещена в разделах

Особенно тесно связано со становлением речи развитие тонких движений пальцев рук. Почему человек, не находящий нужного слова для объяснения, часто помогает себе жестами? И наоборот: почему ребенок, сосредоточенно пишущий, рисующий, помогает себе, непроизвольно высовывая язык?

Известный исследователь детской речи М. М. Кольцова пишет: «Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанными с речевой функцией.

Первой формой общения первообытных людей были жесты; особенно здесь была велика роль руки…развитие функций руки и речи у людей шло параллельно.

Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов; все последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев. Таким образом, «есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи-такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть еще одна речевая зона мозга».

Предлагаю вашему вниманию подборку пальчиковых игр и стихотворений для детей 4-5 лет, для развития тонких движений пальцев рук и речи.

«Компот»

Будем мы варить компот, лев. Ладошку держат ковшиком, указ. пальцем пр. руки» мешают»

Фруктов нужно много. Вот: (загиб. Пальчики по одному, нач. с большого)

Будем яблоки крошить,

Грушу будем мы рубить.

Отожмем лимонный сок,

Слив положим и песок.

Варим, варим мы компот. (опять варят и мешают»)

Угостим честной народ

«Наш мизинчик в лес пошел»

Наш мизинчик в лес пошел, (сжимают руку в кулачок)

Безымянный - гриб нашел, (разгибают пальчики)

Средний пальчик его мыл,

Указательный солил,

Большой пальчик встал и съел,

Потому и потолстел.

«За ягодами»

Раз, два, три, четыре, пять, (ритмично сжимаем и разжимаем пальчики)

Будем ягоды считать!

Брусника и клюква, (загибаем по одному пальцу на правой руке)

Черника, малина,

Еще землянику положим в корзину.

Пальчиковая гимнастика «Сколько обуви у нас»

Посчитаем в первый раз, (попеременно ударяют по столу)

Сколько обуви у нас.

Туфли, тапочки, сапожки, (загибают пальчики, начиная с больших, одновременно на обеих руках)

Для Наташки и Сережки,

Да еще ботинки

Для нашей Валентинки,

А вот и валенки

Для малышки Галеньки.

Пальчиковая гимнастика «Аленка-маленка»

Аленка-маленка шустра и быстра: (хлопают в ладоши и ударяют кулачок об кулачок)

Воды наносила,

сарафан дошила, носок довязала, (загибают пальчики по-одному, начиная с больших)

ягод насобирала, песню допела,

везде поспела,

В охотку ей дело

Пальчиковая гимнастика «Много мебели в квартире» (Н. В. Нищева)

Раз, два, три, четыре, (загибают пальчики, на обеих руках)

Много мебели в квартире. (сжимают и разжимают кулачки)

В шкаф повесим мы рубашку. (загибают пальчики, на обеих руках)

А в буфет поставим чашку.

Чтобы ножки отдохнули,

Посидим чуть-чуть на стуле.

А когда мы крепко спали,

На кровати мы лежали.

А потом мы с котом

Посидели за столом,

Чай с вареньем дружно пили. (хлопают в ладоши)

Много мебели в квартире. (стучат кулачками)

Пальчиковая гимнастика «Помощники» (Н. В. Нищева)

Раз, два, три, четыре, (удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши, повтор)

Мы посуду перемыли: (одна ладонь скользит по другой по кругу)

Чайник, чашку, ковшик, ложку (загибают пальчики по-одному, начиная с большого)

И большую поварешку.

Мы посуду перемыли : (одна ладонь скользит по другой по кругу)

Только чашку мы разбили, (загибают пальчики по-одному, начиная с большого)

Ковшик тоже развалился,

Нос у чайника отбился,

Ложку мы чуть-чуть сломали-

Так мы маме помогали. (удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши)

Игра: «Продукты» (хлопки)

Жили-были сыр,

Котлеты, мармелад,

Зефир, конфеты,

Соки, овощи и фрукты

Называем их продукты,

Называем их – еда,

Очень любим их всегда.

Пальчиковая гимнастика «Мы во двор гулять пошли»

Раз, два, три, четыре, пять (загибают пальчики по-одному)

Мы во двор пошли гулять. («идут» по столу указательным и средним пальцем)

Бабу снежную лепили, («лепят» комочек снега)

Птичек крошками кормили, («крошат хлебушек» всеми пальчиками)

С горки мы потом катались (ведут указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)

А еще в снегу валялись. (кладут ладошки на стол то одной, то другой стороной)

Все в снегу домой пришли. (отряхивают ладошки)

Съели суп и спать легли. (движения воображаемой ложкой; руки под щеку)

Публикации по теме:

Самодельные дидактические игры, развивающие мелкую моторику пальцев и координацию движений рук у детей третьего года жизниСамодельные дидактические игры, развивающие мелкую моторику пальцев и координацию движений рук у детей третьего года жизни Здравствуйте, дорогие коллеги! В этом году я работала на группе раннего возраста. Некоторым детям в начале года не исполнилось еще и двух.

Игровое пособие для развития мелкой моторики и координации движений пальцев рук «Заплети косички»Игровое пособие для развития мелкой моторики и координации движений пальцев рук «Заплети косички» Пособие дает возможность научить детей дошкольного возраста заплетать косы, соблюдая при этом определенный порядок перемещения прядей.

Книга для развития мелкой моторики пальцев рук для детей с ОВЗКнига для развития мелкой моторики пальцев рук для детей с ОВЗ Учёными доказано, что рука имеет самое большое «представительство» в коре головного мозга, поэтому именно развитию кисти принадлежит важная.

Консультация для родителей и педагогов «Особенности развития основных видов движений»Консультация для родителей и педагогов «Особенности развития основных видов движений» Консультация для родителей и педагогов"Особенности развития основных видов движений"К основным движениям относится ходьба, бег, упражнения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Взаимосвязь развития тонких движений пальцев рук и речи»
Опубликовано: 27 марта 2024 в 11:44
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД