МААМ-картинки

Консультация «Народные игры в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников»

Машьянова Ксения
Консультация «Народные игры в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

Народные игры в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников.

Народная игра – это одно из средств сохранения и передачи общечеловеческих ценностей и традиций народа.

Нравственно-патриотическое воспитание детей - одна из основных задач дошкольного образовательного учреждения.

Публикация «Консультация „Народные игры в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников“» размещена в разделах

Цель: Создать детям радостное настроение, формировать устойчивое заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, расширять кругозор детей, развивать внимание, выдержку, сообразительность и ловкость, умение слаженности действий.

Народные игры позволяют решать ряд задач:

• развитие умений выполнять игровые образы;

• развитие творческой индивидуальности;

• развитие музыкального и эстетического вкуса;

• развитие всех психических процессов;

• формирование понимания красоты речи;

• формирование духовной сферы, патриотических чувств;

• развитие эмоциональной сферы;

• формирование физических качеств, здоровья;

• формирование коммуникативных качеств;

• приобщение к народной культуре, традициям.

К сожалению, приходится констатировать тот факт, что современным детям известно очень мало игр, в которые играли их предки. А народные игры являются неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического воспитания дошкольников. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. У них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создаё тся эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств: любви к своей семье и преданности Родине.

Классификация народных игр

Народные игры разнообразны, классифицировать их можно. Как.

Пальчиковые игры. Орнаментальные игры. Игры на ловкость. Состязательные игры. Игры, отражающие отношение к природе. Хороводные игры. Драматические (бытовые) игры. Сезонно- обрядовые игры.

1. Пальчиковые игры. Игры в которых заставляют активно работать кисти рук, ладони, пальцы. Пальчиковые игры как для младенцев так и для более старших детей. («Сорока- ворона», «ласточка-перепёлочка», «киселёк», «Бабушкины пирожки», «Этот пальчик хочет спасть», «Птички- невелички», «Братья-лежебоки», «Пастушок», «Банька», «Пианино», «Едут-едут бабка с дедом» и другие)

2. Игры, отражающие отношение к природе Русский народ, всегда трепетно относился к природе, берег ее, прославлял. Такие игры воспитывают доброе отношение к окружающему миру. Сюда относятся русские народные игры : "Гуси-лебеди", "Волк во рву", "Волк и овцы", "Вороны и воробьи", "Змейка", "Зайцы в огороде", "Пчелки и ласточки", "Кошки-мышки", "У медведя во бору", "Коршун и наседка", "Стадо", " Хромая лиса", "Филин и пташки". "Лягушата", "Медведь и медовый пряник", "Зайки и ежи", "Ящерица", "Хромой цыпленок", "Оса" и их различные варианты.

«КОШКИ- МЫШКИ» Все игроки делятся на две команды «кошки» и «мышки». «Кошки» образуют круг, «мышки» становятся за кругом. «Кошки» поют песенку: Ах как мыши надоели развелось их просто страсть всё погрызли, всё поели всюду лезут - вот напасть. Погодите же, плутовки, доберемся мы до вас. Вот поставим мышеловку переловим всех сейчас. «Кошки» поднимают руки (открывают мышеловку, «мышки» бегают через круг. По сигналу «хлоп» мышеловка закрывается.

3. Драматические или бытовые игры. Это игры, в которых по определённому традицией сценарию надо разыгрывать сценки из реальной жизни., "Дедушка-рожок", "Домики", "Ворота", "Встречный бой", "Заря", "Корзинки", "Каравай", "Невод", "Охотники и утки", "Ловись рыбка". "Птицелов", "Рыбаки", "Удочка", "Продаем горшки", "Защита укрепления", "Захват флага", "Шишки, желуди, орехи", а также различные их варианты.

4. Орнаментальные. Орнаментальные игры. Игры, во время которых участники двигаются в определённом порядке под песню или музыкальное сопровождение. Хореографический рисунок определялся мелодией, содержание же песни в игре не учитывалось. Игра строится так, что участники изображают какое-либо архитектурное сооружение – плетень, мост, либо природное явление – шум ветра, метель. Орнаментальные игры близки к хороводным. ("Челночок", "метелица" и т. д.)

5. Хороводные игры, игры, включающие в себя песню, хореографические движения, диалог и пантомиму. Содержание игры раскрывалось в сюжете песни. («Воробушки», «лебедь», «лён», «Где был, Иванушка?», «Берёзка», «Гуси и волк», «Колпачок (паучок)» Каравай. и другие.

6. Игры на ловкость. Эти игры интересны тем, что в них нужно проявить смекалку и находчивость, быстроту и хорошую координацию, равновесие, умение ориентироваться в пространстве. К этому разделу относятся игры : "Бабки", "Городки", "Горелки", "Городок-бегунок", "Двенадцать палочек", "Жмурки", "Игровая", "Кто дальше", "Ловишка", "Лапта", "Котлы", "Ляпка", "Пятнашки", "Платочек-летуночек", "Считалки", "Третий - лишний", "Чижик", "Чехарда", "Кашевары", "Отгадай, чей голосок", "Веревочка под ногами" и др.

ГОРЕЛКИ» Игроки располагаются попарно, взявшись за руки и образуя колонну. Водящий встает впереди. Все хором громко говорят или распевают: Гори, гори ясно, Чтобы не погасло. Глянь на небо - Птички летят. Колокольчики звенят! Раз, два, три беги! При слове «беги» стоящие в последней паре размыкают руки и мчатся в начало колонны, обегая ее с разных сторон (один - слева, другой - справа, а водящий пытается поймать кого-то из них до того, как пара, встретившись, вновь возьмется за руки. Если это получается, то вместе с пойманным игроком водящий встает в первую пару колонны, а тот, кого не поймали, становится водящим.

7. Сезонно- обрядовые Игры проводятся в определенное время года соответствуют русским народным праздникам. К таким играм относятся: «Катание яиц», «Заря», «Петушки», «У Салохи», «Богатырское двоеборье» и другие.

8. Состязательные игры. Это игры, направленные на развитие как физических, так и умственных способностей детей. По сути своей они представляют собой соревнование в силе, меткости, ловкости, устойчивости, скорости, быстроте реакции и сообразительности. Основной их чертой являлось наличие чётко сформулированных правил и установка на победу. ("Шагардай", "горелки", "колдун", "лапта", "чижик") В этом разделе применяются игры : "Единоборство" (в различных положениях, с различным инвентарем, "Тяни в круг", "Бой петухов", "Достань камешек", "Перетяни за черту", "Тяни за булавы", ""Цепи кованы", "Перетягивание каната", "Перетягивание прыжками", "Вытолкни за круг". "Защита укрепления", "Сильный бросок", "Каждый против каждого", "Бои на бревне" и их различные варианты.

Пальчиковая игра «Шла собака через мост» (обыграть с педагогами)

2. Функции народных игр :

Народная игра :

укрепляет здоровье, развивает сообразительность, ловкость, творчество;

знакомит с окружающей жизнью, развивает любознательность и способствует развитию речи, расширению словарного запаса, накоплению речевых оборотов;

формирует нравственных качеств, закрепляет полезные навыки к организованной дружной жизни в коллективе и учит детей помогать друг другу;

развивает эмоциональную сферу, так как во время игры возникают сложные и многообразные чувства, которые ребенок учится выражать мимикой, жестами, словами;

развивает эмпатичные способности;

формирует чувства принадлежности к своему народу

Народные игры являются традиционным средством педагогики, а также народные игры являются неотъемлемой частью нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Участие в них формирует у участников представления о чести, смелости, мужестве, желание стать сильными, ловкими, выносливыми; способность проявлять смекалку, выдержку, выдумку, находчивость, волю, стремление к победе. Игры являются не только развлечением и забавой, но и приучают к труду, дисциплине, соблюдению правил, формируют умение контролировать свои действия, правильно и объективно оценивать поступки других, развивают чувство справедливости.

3. Особенности организации народных подвижных игр.

При планировании игр необходимо учитывать длительность каждой игры, объем текстового материала, который должны запомнить дети.

При объяснении игры должны применяться средства выразительности: мимика, жесты, интонация, чтобы обратить внимание детей на главное, заинтересовать детей, создать атмосферу радости.

Для выбора водящего можно воспользоваться считалкой, а при делении на команды провести жеребьёвку.

Главная задача педагога, при проведении народных игр, научить детей играть активно и самостоятельно.

Картотека

Заключение

В народных играх много познавательного материала, содействующего расширению сенсорной сферы ребенка, развитию его мышления и самостоятельности действий, а также в них много юмора, шуток, соревновательного задора; часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками.

Русские народные игры не должны быть забыты. Благодаря знакомству с русскими народными играми в детском саду, мы сохраняем свои традиции, передаем их будущему поколению, тем самым обеспечиваем духовное здоровье наших воспитанников.

Карточки с народными играми (по возрастам) Подарок.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Мини-музей в нравственно-патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возрастаМини-музей в нравственно-патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возраста Доброго времени суток! Музейная педагогика – помощник в решении воспитания культурной личности ребенка, помогает заложить нравственные основы,.

Фотоотчет о патриотическом воспитании учащихся школы-интерната «Великий День Победы»Фотоотчет о патриотическом воспитании учащихся школы-интерната «Великий День Победы» Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность – самая.

Консультация для родителей о нравственно-патриотическом воспитании дошкольников «Мы помним!» Уважаемые родители каждый год в одно и тоже время мы с вами и наши детки отмечаем один праздник, «День победы!», но что это за праздник.

Консультация для родителей «Значение семейных реликвий в духовно-нравственном и патриотическом воспитании детей»Консультация для родителей «Значение семейных реликвий в духовно-нравственном и патриотическом воспитании детей» У хозяев в каждом доме Есть что-то такое, что всем дорогое. О прошлом семьи расскажет оно, О том, что в семье это было давно. Семейной.

Круглый стол с родителями «Поговорим о патриотическом воспитании» (Старшая группа) Цель : Познакомить родителей с особой ролью семьи в патриотическом воспитании дошкольников, определить совместно способы.

Мастер-класс «Современные технологии в нравственно-патриотическом воспитании старших дошкольников»Мастер-класс «Современные технологии в нравственно-патриотическом воспитании старших дошкольников» Мастер-класс «Обогащение педагогических умений воспитателей ДОУ по нравственно-патриотическому воспитанию через обучение приёму интерактивного.

Проектная деятельность в патриотическом воспитании дошкольников. 2 часть.Проектная деятельность в патриотическом воспитании дошкольников. 2 часть. Продолжим обозрение мастер-классов на тему:«Проектная деятельность в патриотическом воспитании дошкольников».7 мастер-класс «Проектная.

Проектная деятельность в патриотическом воспитании дошкольников. 3 частьПроектная деятельность в патриотическом воспитании дошкольников. 3 часть Представляю вашему вниманию заключительные мастер - классы на тему: «Проектная деятельность в патриотическом воспитании дошкольников».9.

Проектный метод в патриотическом воспитании дошкольников Работа по ознакомленнию детей с родным городом в нашем детском саду ведется в рамках авторской программы «Моя малая Родина» (Комратова Н. Г. ,.

Роль стихов о войне в патриотическом воспитании дошкольников ВидеоРоль стихов о войне в патриотическом воспитании дошкольников Видео Стихи о войне и дети. Неотъемлемой частью подготовки к любому празднику в детском саду является разучивание с детьми стихов на соответствующую.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Народные игры в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников»
Опубликовано: 18 декабря 2021 в 11:41
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Народные игры в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Машьянова Ксения (УИ 1413011) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД